Жизнь и вклад Ульриха Бека: Ода «самому известному социологическому академику

Ульрих Бек был одним из самых влиятельных и активных социологов своего времени. Своими выдающимися работами, такими как «общество риска», теории индивидуализации, космополитизма и его более поздние работы по «зомби-категориям», а также другими, Бек внес изменения в концептуализацию современных социальных теорий. Его наиболее существенным вкладом на сегодняшний день является понимание им концепции «второй современности», которую он рассматривал как важнейшее требование, которое социологи должны выполнять, чтобы изображать изучаемые ими общества с минимальными искажениями от «реальности».

Ранняя жизнь и образование:

Ульрих Беккер родился в Слупске Поморского воеводства Польши в 1944 году в семье медсестры и морского офицера немецких вооруженных сил. Как и многим другим в то время, ему пришлось столкнуться с трудностями проживания в разоренной войной стране, начиная с потери отца во время Второй мировой войны и заканчивая перемещением семьи в послевоенный период.

Детство Бека прошло в Ганновере, а позже он переехал во Фрайбург, чтобы изучать право. Однако сильное влияние немецкого философа Иммануила Канта, которое способствовало его желанию понять «природу реальности», заставило его порвать с изучением права в 1967 году. Он последовал своему новому увлечению и стал изучать философию в Мюнхенском университете. Но даже в философии Бека постигло легкое разочарование из-за очень поверхностного подхода к собственным концепциям.

В конце концов, Бек перешел к социологии, с которой у него завязались длительные отношения. Под руководством Карла Мартина Больте, который в то время был его профессором социологии и оказал большое влияние на его карьеру, Бек защитил диссертацию в 1972 году. После защиты диссертации он был принят на работу в исследовательский проект Больте под названием «Теоретические основы социологических исследований рынка труда и рабочей силы», что в переводе означает «Теоретические основы исследований рынка труда и рабочей силы в социальных науках».

В 1975 году он женился на Элизабет Гернсхайм, выдающемся, всемирно известном социологе, с которой познакомился в студенческие годы в Мюнхене. В 1979 году их обоих приняли на работу в Мюнстерский университет, а в следующем году Бек был назначен соредактором журнала «Soziale Welt», который он редактировал до конца своей жизни. В 1992 году ему предложили должность профессора социологии в его альма-матер, Мюнхенском университете, до этого он был профессором Бамбергского университета. Однако именно работа Бека в Мюнхене стала основой его карьеры, особенно благодаря его руководству исследовательским проектом «Рефлексивная модернизация», который продолжался до 2009 года.

Бек также сотрудничал с Лондонской школой экономики и политических наук (LSE) и завязал там тесную дружбу со своим коллегой Энтони Гидденсом. Опубликовав более 40 книг и более 250 научных работ, Бек оставался одним из самых активных социологов до самой своей смерти в январе 2015 года.

Читайте также: Социология интернета

Ульрих Бек: Основной вклад

  • Общество риска

Бек больше всего запомнился своей концепцией «общества риска». Идея «общества риска», по сути, была связана с пониманием того, что в результате экспансивной модернизации и глобализации, вызванных научно-техническим прогрессом, общества не смогут «контролировать побочные эффекты успеха своей собственной современности» (Woodman, Threadgold & Possamai-Inesedy, 2015).

Следовательно, индустриальные общества или «современные общества», такие как те, что существуют сегодня по всему миру, превращаются в «общества риска» Согласно Беку (1986), одна из основных областей, где можно наблюдать эту идею, — это способ распределения богатства. Он считал, что распределение богатства в конечном итоге привело к распределению рисков, то есть для достижения целей производства современного общества всегда неизбежны определенные риски, неизбежные и часто беспрецедентные.

Именно Чернобыльская авария на АЭС вдохновила Бека на создание «общества риска». В своей книге «Общество риска: К новой современности» Бек (1986) упоминает, что новые технологии, такие как ядерная энергия, представляют собой «эмансипационные общества распределения богатства, которые превращаются в общества распределения риска». Однако вместо того, чтобы обвинять научный прогресс в катастрофах, подобных Чернобылю, Бек решительно заявил, что только научный прогресс может помочь миру измерить и предотвратить общественные риски.

  • Воображение «второй современности»:

Суть работы всей жизни Ульриха Бека заключалась в его теоретизировании «второй современности». Бек обосновал идею, что для того, чтобы социологи могли эффективно изучать свои собственные общества, необходимо признать, что общества переходят к новому типу современности. Он поднял важный вопрос: применимы ли к нынешним обществам те же идеи современности, что и идеи эпохи Просвещения, или они уже устарели?

Эта идея не обязательно указывает на возникновение «постмодернизма», скорее на то, что «современность» сама по себе претерпевает неузнаваемые изменения. Чтобы объяснить свою точку зрения, он привел пример типично модернистского предположения о кажущейся негибкости национальных государств, утверждая, что появление таких явлений, как поиск убежища и глобализация торговой системы, сделало эту негибкость излишней.

Бек также выделил 5 вызовов, которые ознаменовали переход классической или «первой современности» во вторую современность, а именно:

  • Многомерная глобализация
  • Радикализированная/интенсифицированная индивидуализация
  • Глобальный экологический кризис
  • Гендерная революция
  • Третья промышленная революция

По сути, Бек утверждал, что хотя вышеупомянутые вызовы второй современности, возможно, частично уменьшили недоступность модернистских обществ (например, полное отстранение женщин и маргинальных сообществ от участия в рынке труда по сравнению с их более активным включением в те же пространства), они привели к появлению новых видов препятствий, таких как экологические угрозы, глобальная небезопасность и т.д.

  • Другие значительные вклады:

В связи с «обществом риска» и «второй современностью», Бек также внес свой вклад в революционное понимание современных глобализованных обществ с помощью таких идей, как «индивидуализация», «космополитизм», «демократизация науки» и, возможно, самой спорной из всех; «категории зомби».

По сути, все концепции, которые Бек теоретизировал при жизни, указывали на необходимость демонтажа ранее существовавших представлений о том, что представляет собой современное общество. Например, в случае с «зомби-категориями» он пытался доказать, что социологам необходимо отказаться от концепций в социологии, которые на самом деле не существуют в реальности. Концепции класса, национального государства и нуклеарной семьи он полностью отверг как идеи, которые вымерли или превратились в «зомби-категории». Это остается его самым агитационным вкладом в область современной социологии.

Таким образом, Ульрих Бек оставил яркое и заставляющее задуматься, часто подстрекательское наследие для области социальных наук.

Известные литературные произведения Ульриха Бека:

Работы на английском языке: Книги и журнальные статьи

  •  1987. ‘Антропологический шок: Чернобыль и контуры общества риска’,
    Berkeley Journal of Sociology, vol. 32, pp. 153-165.
  •  1992. ‘The Side Effects of Modernity & Modernity and Self-Identity’, Теория,
    Culture and Society: Explorations in Critical Social Science, vol. 9, no. 2, pp.
    163-169.
  •  1992. Общество риска: Towards a New Modernity. Лондон: Sage Publications
  •  1994. Рефлексивная модернизация: Политика, традиция и эстетика в современном социальном порядке.
    Social Order. Оксфорд: Polity Press. С А. Гидденсом и С. Лэшем.
  •  1999. Всемирное общество риска. Кембридж: Polity Press.
  • 2006. Космополитическое видение. Кембридж: Polity Press.
     Работы на немецком языке:
  • 1986. Risikogesellschaft: Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main:
    Suhrkamp.
  • 1994. Riskante Freiheiten: Individualisierung in modernen Gesellschaften. Frankfurt
    am Main: Suhrkamp. Под ред. Бека и Э. Бека-Гернсхайма.
  •  2004. Das kosmopolitische Europa: Gesellschaft und Politik in der zweiten Moderne.
    Frankfurt am Main: Suhrkamp. С Эдгаром Гранде.
  • Бек, Ульрих (2012) Das deutsche Europa, Берлин.

Ссылки:

1) Бек, У. (1986) Общество риска: К новой современности (М. Риттер, перевод). Лондон, Sage Publications

2) Sørensen, M., & Christiansen, A. (2013). Ulrich Beck: Введение в теорию второй современности и общества риска (1-е изд.). Oxson: Routledge.

3) Woodman, D., Threadgold, S., & Possamai-Inesedy, A. (2015). Пророк новой современности: Наследие Ульриха Бека для социологии. Журнал социологии, 51(4), 1117-1131. doi: 10.1177/1440783315621166

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий