Жан Пиаже: биография и вклад в психологию

Жан Пиаже, выдающаяся фигура в психологии развития, был известен своими теориями, которые помогли создать понимание раннего развития. В области психологии психология развития сыграла решающую роль в понимании развития человеческого разума. Сочетая эволюционные выводы с современными исследованиями, психология развития направлена на изучение изменений, происходящих в человеке на различных этапах жизни. Психология развития направлена на удовлетворение меняющихся эмоциональных и социальных потребностей людей.

В данной статье мы рассмотрим краткое введение в жизнь Пиаже, а затем разберем две его самые известные теории — теорию когнитивного развития и теорию морального развития. В статье также рассматривается влияние его теории на другие работы и критика этих теорий. 

Жан Пиаже: биография и теории развития 

Жан Пиаже был швейцарским психологом, родившимся во франкоязычной части Швейцарии. С ранних лет Пиаже увлекался биологией и философией. Впоследствии он объединил эти два интереса и стал называться эпистемологом. Эпистемология изучает такие философские понятия, как знание, этика, мораль и логика. Пиаже известен своими работами в области психологии развития, где его теория когнитивного развития и теория морального развития являются двумя наиболее известными теориями в этой области. Помимо этих двух теорий, Пиаже также известен своим влиянием на образование, а также на философов. На работу Пиаже по пониманию когнитивного развития повлияли его наблюдения за детьми младшего возраста, которые, в отличие от других, были последовательны в своих ошибках. На его работу по пониманию морали у детей повлияли наблюдения за детьми, что привело к разработке теории Пиаже о морали, на которую также повлияла теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Теория психоанализа Фрейда рассматривает развитие личности. Теория Фрейда рассматривает три структуры личности — Ид, Эго и Суперэго, что повлияло на теорию морального развития Пиаже. 

Читайте: 10 знаменитых психологов и их вклад в развитие психологии

Пиаже: Теория когнитивного развития  

Теория когнитивного развития рассматривала развитие детей от рождения до одиннадцати лет. Теория Пиаже была основана на наблюдениях за его дочерью и племянником. Пиаже основывал свою теорию на теории схем, разработанной Фредерихом Бартлеттом (1932). Схемы — это ментальные рамки, которые помогают организовать новую информацию в уже существующие единицы, созданные на основе предыдущих знаний. Пиаже утверждал, что дети рождаются с некоторыми схемами, которые изменяются в результате опыта и дополнительной информации. Пиаже назвал модификацию схем адаптацией. Пиаже разделил адаптацию на два типа. 

  1. Ассимиляция — когда новая информация может быть отнесена к существующим схемам. 
  2. Аккомодация — когда необходимо создать новые схемы или модифицировать существующие схемы, чтобы приспособить их к новой информации.

Пиаже утверждал, что развитие ребенка делится на четыре стадии. Каждая стадия отличается возрастным диапазоном и специфическими вехами развития, связанными с ней.

Стадия 1 — сенсомоторная (от рождения до 2 лет) 

У младенцев на этой стадии отсутствуют доминирующие схемы, за исключением схем органов чувств (например, сосания). Из-за отсутствия формальных схем дети на этой стадии ограничены в своих знаниях об окружающем мире. В результате младенцы не могут отличить себя от окружающей среды, поскольку им не хватает знаний об окружающей среде. Это известно как глубокий эгоцентризм. У детей на ранних стадиях развития (до 8 месяцев) отсутствует постоянство объектов. Это означает, что если младенец не видит объект, то он перестает существовать. Это также означает, что ребенок будет смотреть только в то место, где он видел его в последний раз. Постоянство объекта полностью формируется в возрасте от 18 до 24 месяцев, когда у ребенка начинают развиваться представления об окружающем мире. 

Стадия 2 — дооперациональная (от 2 до 7 лет)

После установления постоянства объектов дети начинают думать и использовать язык и визуальные образы (например, рисунки) для выражения своих мыслей, однако не могут различать одушевленные и неодушевленные предметы. У детей также развивается эгоцентризм, когда они не могут понять точку зрения другого человека при рассмотрении предметов. Дети начинают мыслить, но у них все еще отсутствуют такие понятия, как обратимость (например, a, умноженное на b, равно b, умноженному на a) сохранение (например, два стакана одинакового размера с водой наливаются в два стакана, один из которых выше другого, ребенок будет считать, что в более высоком стакане больше воды) и классификация (например, лабрадор — это собака, а также млекопитающее). 

Стадия 3 — Конкретная деятельность (от 7 до 11 лет)

Для этой стадии характерно развитие конкретных схем, отсюда и название. На этом этапе у детей развивается логическое мышление и понимание сохранения. У них развивается мышление и логика. Однако они все еще не могут усвоить абстрактные понятия и в своем мышлении привязаны к реальности. Эгоцентризм начинает уменьшаться, и дети начинают учиться рассматривать перспективы других людей и могут понять, что мысли и восприятие других людей могут отличаться. 

Стадия 4 — формальное функционирование (с 11 лет и далее)

Считается, что на этой стадии у детей полностью развиты психические структуры. Дети в этом возрасте могут понимать абстрактные понятия, такие как мораль и любовь. Они также способны представить себя на месте других людей и в роли других людей без фактического воплощения этого инцидента. Они даже могут понимать абстрактные и гипотетические ситуации, с которыми они никогда не сталкивались. На этой фазе появляются самосознание и сосредоточенность на себе. Возвращается искаженная версия эгоцентризма, когда человек сталкивается с неспособностью отличить себя от других, что создает искаженное ощущение себя и других.

Влияние и критика теории когнитивного развития  

Теория когнитивного развития Пиаже позволяет другим психологам понять развитие в других формах, например, теорию развития языка Льва Выготского. Теория Пиаже является обобщающей для нескольких культур, что было доказано. Однако были и критические замечания, поскольку Пиаже игнорировал важность языка. Он также игнорирует влияние окружающей среды и воспитания. (природа и воспитание) Его теория, хотя и является обобщающей, не подтверждается в случаях с одичавшими детьми, поскольку они не подвергаются воспитанию, что является критикой его теории.

Пиаже: Теория нравственного развития

Теория морального развития оказывает значительное влияние на понимание морали у детей. Теория рассматривает мораль, способность отличать правильное от неправильного, и ее развитие. Мораль диктуется необходимостью жить в обществе, выживанием человеческого рода, следовательно, созданием норм добра и зла. Зигмунд Фрейд вновь оказал значительное влияние на создание основ морали. Он утверждал, что мораль развивается к 6 годам. Дети младше этого возраста считались относящимися к предморальной стадии, когда трудно понять правила, как говорилось в его предыдущей теории (на дооперациональной стадии), поскольку дети этой возрастной группы также не могут видеть с точки зрения других. Пиаже работал над пониманием морали у детей с помощью игры. Он теоретизировал две формы морали. 

  1. Гетерономная мораль (от 5 до 10 лет)

На этой стадии дети не обладают самостоятельностью, поскольку считаются слишком маленькими, и поэтому мораль навязывается другими (например, родителями и учителями). Дети на этом этапе считают, что навязанной морали (в виде правил0 необходимо следовать, так как нарушение приведет к наказанию. Здесь дети не ставят под сомнение правила, считают, что правила неизменны, и знают, что они влекут за собой последствия. Следовательно, размер ущерба влияет на то, насколько неправильным является действие, даже если оно было случайным, так как считается «плохим поведением».

  1. Автономная мораль (от 10 лет)

Эта стадия также известна как моральный релятивизм, поскольку здесь дети и люди старше 10 лет считают себя достаточно взрослыми, чтобы устанавливать собственные правила. Эгоцентризм постепенно уменьшается, поскольку дети почти достигают стадии формального функционирования, когда они могут самостоятельно постигать мораль и ценности. Здесь дети понимают, что правила навязаны авторитетом. Они понимают, что правила на этой стадии считаются гибкими, но некоторые из них также фиксированы. Дети старше десяти лет также берут на себя моральную ответственность, когда они понимают последствия и, несмотря на это, предпочитают признавать свои ошибки. Они следуют социальным нормам и понимают цель наказания. 

Критика теории морального развития

Хотя это исследование помогает понять мораль у детей в целом, его теория оказалась очень ограниченной по возрасту, что было опровергнуто, так как дальнейшие исследования более поздних психологов заметили мораль у маленьких детей в форме различения лжи и правды. В его теории, в отличие от когнитивного развития, мораль сильно зависит от подкрепления культурными ценностями, что не было принято во внимание. Различия в культурах заставляют усомниться в универсальности теории. Тем не менее, теория заложила основу для понимания морали и ее развития. 

Заключение

Работы Пиаже были использованы в качестве основы для дальнейших исследований некоторыми другими психологами, такими как Выготский. Теории Пиаже по-прежнему считаются чрезвычайно важными, несмотря на противоречивые свидетельства, поскольку две теории, рассмотренные в статье, — теория когнитивного развития и теория морального развития — помогают создать понимание поведения, наблюдаемого на различных этапах развития человека в его жизни. Выводы, сделанные Пиаже в теории когнитивного развития, доказали свою межкультурную адаптивность, что делает ее крайне важной для понимания психологии развития. Вторая теория Пиаже рассматривает развитие нравственности у детей в двух фазах. Следует отметить, что теории Пиаже не всегда применимы, поскольку роль окружающей среды, генетики может повлиять на изменение его фиксированных возрастных групп. Его теории также критикуют за то, что он игнорирует различия между детьми в обработке информации, что делает надежность его теорий среди населения в целом низкой, поскольку его выборки были малы, а метод тестирования для создания теорий не был стандартизирован. 

Ссылки 

Бапат, Д. (2019). Моральное развитие. Лекция, Университет FLAME.

Бапат, Д. (2019).Лекция Пиаже, Университет FLAME.

Черри, К. (2020). Что такое четыре стадии развития Пиаже? Получено 17 июля 2020 года с сайта https://www.verywellmind.com/piagets-stages-of-cognitive-development-2795457

Холт, Р. (1980). Влияние Фрейда на современную мораль. The Hastings Center Report, 10(2), 38. doi: 10.2307/3561279

Джей, М. (2020). Sigmund Freud | Biography, Theories, Works, & Facts. Retrieved 17 July 2020, from https://www.britannica.com/biography/Sigmund-Freud

Law, A., Halkiopoulos, C., & Bryan-Zaykov, C. (2010). Психология. Оксфорд, Великобритания: Pearson Education.

Маклеод, С. (2015). Piaget’s Theory of Moral Development | Simply Psychology. Получено 17 июля 2020 г. с https://www.simplypsychology.org/piaget-moral.html.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий