Земельные реформы в Индии: Структура сельского хозяйства в Индии всегда была неравномерной. В эпоху до обретения независимости арендаторы, крестьяне и мелкие фермеры сильно страдали из-за систем доходов махалвари, заминдари, райотвари. Одной из основных причин было неравномерное распределение земли. Земельные владения были сосредоточены в руках немногих. Большинство крестьян подвергалось эксплуатации. Классовая борьба между буржуазией и пролетариатом не была чем-то новым. После обретения независимости стало необходимостью сосредоточиться на проверке распределения земли. Особенно это касалось сельского населения, которое сталкивалось с максимальными препятствиями в социально-экономическом развитии.
Политика земельных реформ:
Идея земельных реформ была взята из коммунистических стран, чтобы сбалансировать структуру земельных владений. Этот термин означает управление распределением земли с помощью различных институциональных мер и политики. Крупные земледельцы имеют право на очень большие гектары земли, и это увеличивает разрыв между богатыми и бедными. Эти шаги были предприняты для улучшения агроэкономической ситуации, сложившейся в течение длительного времени.
Цели земельных реформ:
Земельные реформы занимают очень важное место в истории Индии. В связи с этим возникло несколько движений. Различные ключевые игроки, такие как заминдары, роль угнетающих посредников, денежные кредиторы и т.д. пытались извлечь все преимущества и оставили своих работников без какого-либо стимула.
В основном, существовали две основные цели этих земельных реформ. Одна из них — повышение производительности сельскохозяйственной продукции, а другая — социальное возвышение уязвимых слоев общества. Помимо этих двух основных целей, существует множество других, таких как:
- достижение эгалитарных результатов сельскохозяйственной деятельности
- искоренение эксплуатации угнетенных слоев населения
- Улучшение социально-экономического положения сельского населения
- Больше внимания уделять производительности
- Особая концентрация на сельских районах
- Обеспечение сбалансированного социально-экономического роста
Меры земельной реформы:
- Отмена посредников:
Следуя рекомендациям комитета Кумараппы, все штаты ввели в действие систему упразднения заминдаров, джагирдаров и т.д. В 1950-55 гг. происходило упразднение различных систем доходов. Отмена заминдаров и других посреднических систем была предложена в рамках этой реформы. Между фактическим земледельцем и государством всегда находился человек или группа лиц, которые регулировали получение доходов. Такая практика приводила к эксплуатации крестьян и рабочих. После этой меры почти 2,5 кроры фермеров получили выгоду. Они вступили в прямое взаимодействие с государством. Кроме того, 61 гектар земли был роздан безземельным крестьянам того времени. Различные леса и пустоши также перешли под контроль государства. Хотя небольшая часть людей пользовалась преимуществами, все же большая часть общества сталкивалась с эксплуатацией. Бедные арендаторы по-прежнему оставались вне игры и сталкивались с проблемами. Право собственности было предоставлено не фактическим земледельцам, а законным арендаторам и арендаторам по найму. Это опять же было связано с практикой посреднической системы. Не было ограничений на то, сколько земли они могут иметь в собственности, что опять же является проблемой, вызывающей дискриминацию. Не было дано надлежащего определения термину «личное землевладение». К счастью, отмена системы заминдари стала благословением, обеспечившим баланс сил.
- Реформы в области аренды:
Эта реформа проводилась в трех формах. К ним относятся:
- Регулирование арендной платы
- Предоставление гарантий владения жильем
- Предоставление арендаторам прав на владение землей.
Реформа началась с установления размера ренты, которую должны были получать землевладельцы. Она была установлена в пределах от одной пятой до одной четвертой части земельного продукта. Но земельная рента не была одинаковой в каждом штате. Это была одна из неудач реформы арендной платы. Рабочие, издольщики и служащие постоянно выселялись с земли из-за различий в размерах арендной платы. Законодательство, принятое в рамках реформы аренды, благоприятствовало рабочему классу, но все равно эксплуатация преобладала. Исключение составляла ситуация, когда землевладельцы хотели продолжать обработку земли, и ни один рабочий не мог быть выселен. Даже в этом исключении было обязательным оставить участок для арендатора. К 2000 году только 1,25 крор получили льготы и права собственности. Мы можем сделать вывод, что эта реформа была очень ограниченной. Существовала проблема идентификации субарендаторов. Законы об аренде постоянно нарушались, и арендаторам не предоставлялось никаких гарантий. Керала и Западная Бенгалия показали очень хорошие сравнительные результаты благодаря коммунистическому правительству того времени.
- Потолок на землевладения:
Из-за большого неравенства между землевладельцами была принята реформа. Основным мотивом было предоставление земли безземельным рабочим и служащим. В рамках второго пятилетнего плана было введено положение об установлении предельных размеров землевладения. Был установлен определенный предел, и люди не должны были владеть землей больше этого предела. Эта дополнительная земля должна была быть приобретена государством и затем перераспределена между безземельными крестьянами и мелкими фермерами. После 1972 года также были внесены некоторые изменения. Теперь право на землю имела «семья», а не землевладелец. Это привело к образованию большего числа нуклеарных семей. В сентябре 2001 года в общей сложности около 74 лакхов земли было объявлено излишками. Из них около 54 акров земли было распределено государством. Эта реформа потолка вызвала много критики. Люди начали манипулировать земельными записями, началось распределение земли между родственниками, друзьями, трастами и т.д. Еще одной лазейкой было то, что гораздо меньшая площадь, чем ожидалось, была объявлена излишками. Более того, земля, от которой люди добровольно отказывались, была в основном непродуктивной и бесплодной. Бедные люди не могли ее использовать. Крупные землевладельцы не получили никакого эффекта и продолжали владеть всей своей землей, что было главным недостатком этого закона о потолке.
Добровольные пожертвования: Было начато очень известное движение Бхудан — Грамдан. Движение Bhoodan (Yajna) также известно как движение дарения земли, его инициатором был Виноба Бхаве. Он принял принципы безбрачия и бескорыстного служения. Он был вдохновлен Гандиджи и больше интересовался земельными реформами. Это было выдающееся движение, когда люди начали рассматривать своих безземельных соседей и дарить им землю. Это движение стало всемирно известным. Основными целями и задачами были сбалансированные социально-экономические изменения в обществе. Необходимо было перераспределить собственность в соответствии с потребностями. Искра этого движения возникла в голове Бхаве из района Телангана в Хайдарабаде. Оно способствовало обработке многих необработанных земель и уменьшению эксплуатации безземельных работников. Однако в этом движении есть несколько пробелов. Люди получали неплодородные участки земли, а многие богатые помещики получали льготы. Люди были настолько истощены уровнем жизни, что теперь их не интересуют такие пожертвования.
Подробнее о ВИНОБА БХАВЕ:
Он родился 11 сентября 1895 года в Гагоде, Бомбей. Он был великим социальным реформатором и борцом за свободу и придерживался принципов ненасилия. В очень молодом возрасте он решил бросить учебу и присоединился к Ашраму Ганди в Сабармати. Он испытывал глубокую привязанность к сельским жителям. В рамках движения «Бхудан» он ходил из деревни в деревню к зажиточным помещикам и убеждал их пожертвовать свою землю. Он был первым лауреатом премии Рамона Магсайсая от Индии. Его жизнь оборвалась 15 ноября 1982 года в Махараштре.
- Консолидация земельных владений:
Существует проблема разрозненных и фрагментированных земельных владений. У людей есть несколько акров земли, но в определенном месте, что делало производительность очень низкой. Из-за разделенных земель расходы на ирригацию, технику и т.д. были очень большими, и мелкие фермеры снова столкнулись с проблемами. Это привело к настоятельной необходимости консолидации земельных владений. Объединение таких земель было необходимым шагом для повышения эффективности. После этого улучшились социально-экономические условия. До декабря 2001 года была консолидирована только одна треть площадей. Эта реформа также была направлена на крупных фермеров, которые представляли собой большую угрозу. Мелкие фермеры боялись выселения со своих земель во имя консолидации. Пенджаб и Харьяна сделали это положение обязательным, и лучше всего оно было реализовано только в этих штатах. Люди были эмоционально привязаны к этим разрозненным землям, поэтому они не соглашались от них отказаться. Земля, которую они получали, могла быть менее плодородной по сравнению со сдаваемой землей.
- Кооперативное земледелие:
Эта идея возникла после экономических реформ 1991 года. В этой реформе была использована та же концепция консолидации земельных владений, но в несколько иной форме. При реформе консолидации люди боялись потерять свою собственность. Но здесь люди, имеющие разрозненные земли, могли сами объединить свои участки с соседними фермерами. Они объединялись вместе и образовывали большой участок земли. Но проблема снова заключалась в рождаемости. Доля их прибыли делилась в соответствии с долей их земли. Но иногда фермеры с неплодородной землей получали ту же выгоду, которую они не заслужили.
Оценка земельных реформ:
Меры по земельной реформе позволили многократно повысить производительность труда по сравнению с предыдущими ситуациями. Аграрный сектор начал процветать. Было открыто много новых беззатратных методов для повышения производительности сельского хозяйства. Но право собственности не было успешно передано земледельцам. Поэтому последние реформы были очень неполными. Цель социальной справедливости также была достигнута в значительной степени. Отмена посредников и такие положения, как передача прав собственности, регулирование ренты, были очень важными шагами на пути к достижению социальной справедливости. Этот процесс был очень медленным и нежелательным.
Каждая реформа давала разную эффективность. Получалось, что такие реформы являются предметом ведения государства. Большое влияние оказывала политическая воля правительства штата. После обретения независимости мы могли наблюдать различные достижения, сделанные в рамках земельных реформ. Мы могли оценить ряд преимуществ и препятствий в этих реформах. Посредники были устранены, но субарендаторы, издольщики, мелкие фермеры, бедные крестьяне и т.д. не были приняты во внимание. В реформе арендаторов также ощущалось массовое вытеснение арендаторов. Было распределение земли, но оно было очень предвзятым и неправильным. Уязвимые слои населения всегда страдали. Реальные проблемы земли оставались нетронутыми.
Со временем наша страна движется в направлении различных земельных реформ. К ним относятся оцифровка земельных документов, создание земельных банков, объединение земель и т.д.
Заключение:
С момента обретения независимости регулирование землевладения оставалось ключевым явлением. Несколько реформ, таких как отмена посредников, были успешно реализованы. Но прогресс идет очень медленно и неэффективно. Каждая идея, лежащая в основе этих реформ, была настолько выгодной, но из-за незнания реальных проблем на местах, реализация не дала положительных результатов. Должен быть более целенаправленный подход к нетронутым слоям общества. Идеи поведенческой экономики могут быть приняты во внимание с большей сущностью социальной справедливости.
Ссылки:
http://www.economicsdiscussion.net/land-reforms-2/land-reforms-in-india-objectives-measures-and-impacts/14176
https://m.jagranjosh.com/general-knowledge/land-reforms-in-india-after-independence-purposes-and-features-1448021572-1