Введение в дисциплину «Социология

Введение: Термин «социология» был введен французским социологом Августом Комтом в 1838 году. Термин образован от комбинации двух латинских слов — «socius», означающего «общество, ассоциация, единство или товарищество», и «logos», означающего «изучать или говорить о». Проще говоря, социологию можно определить как научное изучение общества. Поэтому, как социальная наука, социология изучает…

  • структуру общества и его функционирование как части системы
  • природу, содержание и сложность социального поведения человека
  • основы социальной жизни человека
  • Взаимодействие между людьми и их внешней средой
  • Необходимый характер социальных взаимодействий для развития человека
  • Влияние социального мира на жизнь человека. (Дода, 2005)

Социология — сравнительно новый представитель в семействе социальных наук. Однако, поскольку изучение социальных взаимодействий, отношений и проблем становится все более важным, ее значение и статус возросли. Как дисциплина, социология в настоящее время разработала четко определенную методологию, сферу применения и подход. (Основы социологии, н.д.)

 

Социология «имеет дело с фактически наблюдаемым предметом, зависит от эмпирических исследований и пытается сформулировать теории и обобщения, которые придадут смысл фактам». В отношении своего разоблачительного и детективного характера Сорока утверждает, что «социология — это развенчивающая наука; то есть она ищет уровни реальности, отличные от тех, которые представлены в официальных интерпретациях общества и здравых объяснениях социального мира людьми. Социологи заинтересованы в понимании того, что есть, и не выносят ценностных суждений». (Основы социологии, n.d.)

Определение социологии

Дисциплина социологии была определена по-разному социологами, которые, исходя из своей концепции, по-разному объясняют природу и объем этого предмета.

Уорд определил социологию как «науку об обществе».

Георг Зиммель утверждал, что социология — это «предмет, изучающий человеческие взаимоотношения».

Макс Вебер утверждал, что социология — это «наука, которая пытается императивно понять социальные действия».

Сорокин дал трехчастное определение для объяснения социологии. Он заявил, что «социология — это изучение, во-первых, всех отношений и взаимосвязей между различными классами; во-вторых, отношений между социальными и несоциальными аспектами жизни; в-третьих, общих характеристик, присущих всем классам общества».

Огберн утверждал, что «социология занимается изучением социальной жизни и ее отношений с факторами культуры, природы, окружающей среды, наследственности и группы.»

Дюркгейм, давая определение социологии, сказал, что «это наука о коллективном представлении».  (Основание социологии, n.d.)

Цель представления различных определений не в том, чтобы перегрузить или запутать, напротив, они были изложены в этом разделе, чтобы облегчить понимание различных аспектов этой дисциплины. Социологи по-разному определяют эту дисциплину, основываясь на своих мнениях, опыте изучения предмета и идеях о том, что, по их мнению, является центральным определяющим моментом социологии. Когда человек начинает изучать этот предмет, он понимает, как каждое определение соответствует своему пути и представляет суть того, что такое социология.

Предмет и область применения социологии 

Область применения социологии чрезвычайно широка и многогранна. От анализа встречи двух людей на улице до изучения глобальных социальных процессов — социология охватывает оба конца этого спектра и все, что между ними.

В социологии существуют две школы мысли, которые помогают нам определить ее сферу применения. 

Прежняя или специализированная школа мышления: В рамках этой школы считается, что социология не должна быть обобщенной, вместо этого она должна быть ограничена изучением некоторых аспектов общества. Представители этой школы хотят сохранить природу социологии независимой и чистой. По их мнению, социология должна изучать социальные отношения, социальную деятельность и процессы социализации. Например, Макс Вебер был главным сторонником этой школы мысли и заявил, что социология должна быть ограничена только анализом социального поведения. Другие мыслители, такие как Вейр Кандт, Зиммель и Фон Визе, также пропагандировали эту школу мысли.  (Основание социологии, н.д.)

Синтетическая школа мышления: Основная предпосылка этой школы мысли заключается в том, что социология должна изучать все общество в целом, а не ограничиваться изучением ограниченных социологических проблем. Эта школа мысли считает, что в наши дни ни одна дисциплина не может быть изолирована от других дисциплин, поэтому подразумевается, что сфера применения социологии должна быть общей, а не ограниченной. Например, Сорокин был главным сторонником этой школы мысли и считал, что социология — это «систематическая наука с многообразными взаимосвязями, которая занимается общими фактами социальной жизни». Другие мыслители, такие как Огюст, Хобб-хаус и Дюркгейм, также поддерживали эту школу мысли.  (Основание социологии, n.d.)

Ранние мыслители 

Основы современной социологии были сформированы некоторыми из самых ранних мыслителей и их идеями. Некоторые из этих мыслителей —

Огюст Комт

Французский социальный философ (1798-1857).

Комт ввел термин «социология» «для обозначения науки о поведении людей», и он был первым, кто назвал себя социологом. Он был одним из самых влиятельных философов 1800-х годов — времени, когда французская монархия была свергнута, а Наполеон не смог завоевать Европу. В это время философы и интеллектуалы разрабатывали способы улучшения общества и его условий.

По мнению Комта, для того чтобы улучшить общество, «необходимо разработать теоретическую науку об обществе и провести систематическое исследование поведения».

поведения». Комт считал, что систематическое изучение социального поведения приведет к увеличению рационального взаимодействия между людьми. Он представил иерархию наук, в которой поставил социологию на первое место, утверждая, что социология — «королева», а «ее практики — ученые-священники».

Для определения социологии Комт также использовал термины «социальная динамика» и «социальная статика». Первый относится к изменяющимся, развивающимся и прогрессирующим аспектам общества, а второй — к социальному порядку и элементам социальных явлений, которые сохраняются и относительно постоянны к изменениям. (Дода, 2005) (Основы социологии, н.д.)

Карл Маркс

Немецкий мыслитель (1818-1883)

Маркс — всемирно известный историк экономики, социолог и социальный философ. Он был революционером и провел большую часть своей жизни в изгнании. На его идеи большое влияние оказал Фридрих Энгельс.

В своем анализе Маркс разделил все общество на два класса — буржуазию (владельцев средств производства) и пролетариат (рабочих). В своей работе он заявил, что основной причиной конфликта в обществе являются противоположные потребности этих двух классов и доминирование одного над другим. Он считал, что история человеческого общества была историей классовых конфликтов. Маркс считал, что в капиталистическом обществе труд претерпевает четыре формы отчуждения — отчуждение от продукта, от процесса производства, от себя и от других.

Идея социализма Маркса была направлена на создание бесклассового общества — общества, где нет эксплуатации и угнетения, где люди работают в соответствии со своими способностями и получают соответствующее вознаграждение.

Маркс также утверждал, что экономические силы общества являются ключом к социальным изменениям. Он утверждал, что экономические силы образуют базис, а культура, религия, традиции и другие социальные факторы — надстройку. Изменения в базисе приведут к изменениям в надстройке.

Маркс ввел одну из самых важных социологических теорий — теорию социального конфликта.

Даже сегодня большое количество людей находится под влиянием Маркса и его трудов. (Дода, 2005) (Основы социологии, н.д.)

Эмиль Дюркгейм 

Французский социолог (1858-1917)

Дюркгейм считается одним из отцов-основателей социологии, он внес новаторский вклад в социологическую дисциплину. Он был сыном раввина и получил образование во Франции и Германии, после чего стал одним из первых профессоров социологии во Франции. (Дода, 2005)

Он ввел понятие «социальные факты», которые представляют собой «модели поведения, характеризующие социальную группу в данном обществе». Он считал, что все социальные факты должны изучаться объективно, и главная задача социолога — выявить эти социальные факты и затем объяснить их. Дюркгейм был первым, кто применил статистические методы для понимания социальных явлений. (Основание социологии, н.д.)

В его работе «Самоубийство» говорится, что в обществе существует 4 типа самоубийств, которые не основаны на индивидуальных поступках, а формируются под влиянием отношений между субъектом и обществом. К ним относятся: эгоистическое самоубийство (отрезанность от общества), альтруистическое самоубийство (высокая степень интеграции в общество), аномическое самоубийство (недостаточное регулирование общества) и фаталистическое самоубийство (чрезмерное регулирование общества).

Дюркгейм также ввел понятие солидарности и глубоко изучил понятие религии.

Макс Вебер 

Немецкий социолог (1864-1920)

Согласно Веберу, социология — это «изучение социальных действий человека». Он считал, что предмет социологии основан на интерпретации «социальных действий человека и значений, которые люди придают этим действиям». Поэтому он подчеркивал концепцию субъективных интерпретаций. Одна из его наиболее известных работ — «Протестантская этика и дух капитализма» (Foundation of Sociology, n.d.).

Маркс, Дюркгейм и Вебер известны как отцы-основатели социологии.

Социологические перспективы/теории 

Функционализм

Также известный как структурный функционализм, этот подход основан на предположении, что общество — это стабильная и упорядоченная система, в которой каждая часть общества выполняет определенную функцию, способствующую общей стабильности. Поэтому функционализм рассматривает общество как «систему взаимосвязанных частей». Этими частями могут быть социальные институты, взаимодействия, традиции, социальное поведение или любой другой аспект социальной жизни. Поэтому функционализм утверждает, что если какой-то аспект социальной жизни или общества не способствует его стабильности и поддержанию, то он не будет передаваться от одного поколения к другому. Талкотт Парсонс был ключевой фигурой, которая помогла в развитии этой перспективы.

Например, если мы проанализируем институт брака через призму функционалистской перспективы, это будет означать, что брак обеспечивает эмоциональные связи, экономическую поддержку и социальные сети, которые необходимы для человека и его положения в обществе. Поэтому брак существует, так как он способствует стабильности общества.

Другим примером может быть проституция. По мнению функционалистов, проституция позволяет удовлетворить потребности индивидов, которые иначе не могут быть удовлетворены через ухаживание и брак. Таким образом, «покупатель» получает сексуальное удовольствие без какой-либо формы отчетности, эмоциональной привязанности и ответственности за деторождение, в то время как «продавец» получает средства к существованию. Таким образом, проституция выполняет определенные функции, необходимые обществу. Однако это никоим образом не предписывает легитимность или нелегитимность проституции, а просто утверждает, что проституция существует потому, что она выполняет определенные функции в обществе.

Функционалистская перспектива — это теория макроуровня.

Важной концепцией функционализма является концепция «явных» и «скрытых» функций. Явные функции — это те, которые предполагаются и известны участникам, в то время как латентные функции — это те, которые не предполагаются и неизвестны участникам. Например, явной функцией образования является передача знаний, а латентной — создание социальных сетей.  (Основы социологии, n.d.)

Теория конфликта 

Согласно конфликтной перспективе, различные группы в обществе погружены в непрерывную «борьбу за власть над скудными ресурсами». Учитывая условия и эксплуататорскую природу капитализма, Маркс заявил, что борьба за власть между классами неизбежна. Различные социологи расширили концепцию Маркса, объяснив, что борьба и конфликты в обществе не ограничиваются только классами, напротив, конфликты являются частью повседневной жизни. Поэтому через призму теории конфликта социологи заинтересованы в том, чтобы понять, кто выигрывает, а кто страдает, когда мы смотрим на определенную культуру, социальную группу или организацию. Эта модель конфликта считается «активистской» и «радиальной», поскольку в ней делается акцент на перераспределении ресурсов для решения проблемы неравенства и осуществления социальных изменений.

Наиболее важным вкладом теории конфликта является то, что она позволила социологам взглянуть на общество с точки зрения тех, кто обычно не вовлечен в процесс принятия решений. Например, теоретики конфликта изучают борьбу между белым и черным сообществом и анализируют роль институтов (таких как правительство, семья, СМИ) в сохранении привилегий одних групп и предоставлении подчиненного положения другим.

Феминистская теория построена на теории конфликта и анализирует порабощение одной группы (женщин) другой группой (мужчинами). Как и функционализм, теория конфликта также является теорией макроуровня. (Основы социологии, н.д.)

Интеракционистская перспектива 

В отличие от функционализма и теории конфликта, интеракционистская перспектива — это теория микроуровня, которая направлена на построение понимания общества путем изучения его с точки зрения социального взаимодействия. Эта перспектива рассматривает человека как живущего в мире «значимых объектов», таких как действия, отношения, материальные вещи и даже символы. Анализ повседневного поведения и взаимодействия позволяет лучше понять общество в целом.

Джордж Герберт Мид считается ключевой фигурой, разработавшей интеракционистскую перспективу. Он был заинтересован в наблюдении за мельчайшими формами взаимодействия — улыбками, хмурыми взглядами, кивками, чтобы понять, как эти индивидуальные взаимодействия формируются под влиянием более широкого контекста общества.

Поэтому во всех взаимодействиях акцент делается на символах, которые передают более широкие значения о культуре и традициях общества. Например, чтобы изобразить самоубийство, разные общества используют разные жесты. Жители США приставляют палец к голове в виде пистолета, жители Японии подносят кулак к животу, чтобы показать удар ножом, а жители Папуа-Новой Гвинеи сжимают руки на горле, чтобы изобразить повешение/удушение.

Эрвинг Гофман сыграл значительную роль в популяризации этой теории, введя в нее «драматургический подход». Драматургический подход рассматривает человеческую жизнь и общество как актеров на сцене — с определенными ролями, костюмами и реквизитом. Этот подход утверждает, что различные ситуации вызывают различные характеры людей. Например, одежда и поведение человека, идущего на собеседование, будет отличаться от его/ее поведения на вечеринке, поэтому человек является актером, играющим разные роли. (Основы социологии, n.d.)

Социологическое воображение

Социолог К. Райт Миллс ввел понятие «социологическое воображение», которое подразумевает «способность видеть взаимосвязь между индивидуальным опытом и большим обществом». Таким образом, концепция социологического воображения заставляет нас находить связи между нашим личным опытом и социальным контекстом, в котором он происходит.

Ключевым элементом этой концепции является взгляд на свое общество как стороннего наблюдателя, а не с «ограниченной перспективы личного опыта и культурных предубеждений». Поэтому социологическое воображение позволяет нам выйти за рамки нашего индивидуального опыта и дает возможность понять общественные проблемы. Например, безработица может рассматриваться как личная неудача в жизни человека, однако социологическое воображение позволяет нам понять, что с проблемой безработицы сталкиваются сотни людей, а значит, поставить под вопрос структурирование общества. (Основы социологии, n.d.)

Значение социологии

После изучения основных понятий социологии у человека может возникнуть вопрос, почему он должен изучать социологию. К. У. Миллс перечислил некоторые практические приложения социологии как дисциплины, которые помогают нам понять ее значение в нашей жизни. К ним относятся

  1. Осознание культурных различий

Различные социологические перспективы позволяют нам понять жизнь других групп и получить лучшее представление об их проблемах и условиях. Например, политика развития племен может быть успешной только в том случае, если мы сможем понять условия жизни племен и моделировать решения в соответствии с их нуждами и потребностями. (Фонд социологии, н.д.)

  1. Оценка политики

Социологические знания и исследования играют важную роль в анализе потребностей людей и формировании политики таким образом, чтобы эти потребности были удовлетворены. Поэтому социология выступает в качестве связующего звена между пониманием общественных потребностей людей и удовлетворением этих потребностей посредством соответствующей и эффективной политики.

  1. Самопросвещение

Социология играет важную роль в понимании себя и других. Когда мы углубляемся в эту дисциплину, изучение социальных взаимодействий, групп (таких как первичные и вторичные) культуры и других тем позволяет нам получить знания об обществе, в котором мы живем, и о положении нас и окружающих нас людей.

Таким образом, социология играет важную роль в понимании того, как мы расположены в обществе и как мы можем, с помощью социологических инструментов и знаний, найти смысл в мире, который мы создаем и в котором живем. 

Ссылки

Основы социологии. [Электронная книга]. Получено с https://www.academia.edu/8025161/SOCIOLOGY_PAPER_-I_FOUNDATION_OF_SOCIOLOGY_2_1_SOCIOLOGY_AS_A_DISCIPLINE.

Дода, З. (2005). Введение в социологию [Электронная книга]. Университет Дебуб.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий