ВКЛАД ГАНСА МОРГЕНТАУ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕАЛИЗМ

ВКЛАД ГАНСА МОРГЕНТАУ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕАЛИЗМ

В конце Второй мировой войны идеалисты потеряли свое очарование перед реалистами. Идеалисты считали, что идеалисты должны найти причину войны, чтобы затем найти средство ее устранения, а реалисты считали это недостатком. Идеалисты игнорировали роль власти в международной политике, не признавали, что национальные государства разделяют ряд общих интересов, ошибочно оценивали степень человеческой рациональности и переоценивали природу человечества. В ходе великих дебатов конца 1930-х и начала 1940-х годов реалисты вышли победителями со своей идеологией. 

Реализм, в отличие от идеализма, учит концентрироваться на интересах, говорит о мире через силу, признает, что великие державы могут сосуществовать даже во враждебном окружении, даже с противоположными ценностями и убеждениями. Следует отметить, что в реализме применение силы или войны является законным инструментом государственного управления.  

С незапамятных времен железным законом реалистов было то, что сильные делают то, на что у них есть сила, а слабые принимают то, что им приходится принимать.

Например. 

1.    Положение Афин и Спарты (Мелос).

2.    Нацистская Германия и Чехословакия (1939)

3.    Советский Союз и Венгрия (1956)

4.    Индонезия и Восточный Тимор (1975)

Ознакомившись с историей и значением реализма, давайте перейдем к основным элементам реализма. 

Читайте также: Гражданская война в США — краткое содержание

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕАЛИЗМА

Три основных элемента реализма можно суммировать на следующем рисунке. 

1.    Статизм — так называется идея государства как легитимного представителя коллективной воли народа. Легитимность государства — это то, что позволяет ему осуществлять власть внутри страны.

К сожалению, на международном фронте это маловероятно, учитывая его анархическую структуру. 

2.    Выживание — политику можно разделить на международную политику и внутреннюю политику. Города-государства наций очень организованы и структурированы в границах государства. Следовательно, внутренняя политика кажется менее анархичной и более комфортной, в отличие от международной политики, в которой государствам приходится иметь дело с анархической структурой. Внутренняя политика кажется менее жестокой, чем международная. Помня об условиях международной политики, государственные лидеры должны работать над выживанием государства. 

3.    Самопомощь — Здесь рассматривается принцип действия в анархическом государстве. Во внутренней политике институты обеспечивают благосостояние людей. В то время как в международной политике существуют менее мощные и не заслуживающие доверия институты, такие как Лига Наций или ООН. Следовательно, в таких ситуациях государство должно помогать себе само, чтобы обеспечить свое выживание и удовлетворить свои национальные интересы.   

ТИПЫ РЕАЛИЗМА

Реализм может быть классифицирован на различные типы как периодически, так и тематически.

Давайте рассмотрим оба вида классификации. 

В периодической классификации реализм бывает следующих типов — 

1.    Классический реализм — до 2020-го века

2.    Современный реализм — 1939-79 гг.

3.    Неореализм — 1979 и далее

Р.Б.Дж. Уокер дал тематическое разграничение реализма, которое заключается в следующем.

1.    Исторический или классический реализм — Фукидид, Никколо Макиавелли, Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо являются немногими классическими реалистами. Классический реализм дал разум государства или вечные принципы классического реализма, которые обеспечивают лидеров максимами о том, как вести свои внешние дела. Эти максимы говорят лидерам, что они должны делать, чтобы сохранить здоровье и силу государства, и что государство должно стремиться к власти, а долг лидера — делать рациональные шаги, чтобы выжить во враждебном окружении. 

2.    Структурный реализм — верит в человеческую природу как основу международной политики наряду с преобладающей анархией в международной политике. Кеннет Уолтц указывает, что анархия не позволяет государствам заключать соглашения о сотрудничестве для прекращения состояния войны, и война здесь не означает крупномасштабную разрушительную войну. 

Ханс Дж. Моргентау свел реализм к состоянию человеческой природы.

Он утверждает: «Политика, как и общество в целом, управляется объективными законами, которые уходят корнями в человеческую природу». Он верит в два важных момента, и они заключаются в следующем. 

— Признать существование объективных законов. 

— Формулировать соответствующую политику, которая согласуется с основным фактом, что люди — несовершенные существа. 

Давайте подробно рассмотрим теорию Ханса Й. Моргентау в следующем разделе. 

ТЕОРИЯ ГАНСА ДЖ. МОРГЕНТАУ 

Теория Моргентау о международных отношениях основана на двух предположениях.

Они таковы. 

— В теоретических целях он предполагает, что международные отношения идентичны международной политике. 

— Теория международной политики является лишь частным случаем общей теории политики. 

На основе этих предположений Моргентау построил свою теорию. 

 Моргентау считает, что политика, основанная на борьбе за власть, одинакова как в международной, так и во внутренней сфере. Разница между ними заключается в окружающей среде. Он также считает, что теория политики, будь то международная или внутренняя, нуждается в центральном понятии, над которым можно работать. В международной политике центральным понятием является национальный интерес, в то время как центральным понятием внутренней политики является власть. 

Власть в данном случае не означает, что властные отношения контролируют политические действия. Власть обеспечивает своего рода рациональный контур политики, карту политической сцены. 

 Моргентау утверждает, что его теория международных отношений основана на его политической философии — реализме. По его словам, его теория заслужила название реализма в силу своей «озабоченности человеческой природой, как она есть на самом деле, и историческим прогрессом, как он происходит на самом деле».

Он выделяет шесть основополагающих принципов реализма, которые сводятся к следующему. 

1.    Реализм утверждает, что политика управляется объективными законами, которые вытекают из человеческой природы. 

2.    Реализм находит свой главный ориентир в концепции интереса, определяемого в терминах власти. 

3.    Реализм не претендует на абсолютное и постоянное значение своего понятия власти. 

4.    Реалисты не безразличны к морали. Они считают, что универсальные моральные принципы не могут быть реализованы, но могут быть приближены к ним. 

5.    Реализм отказывается принимать/отождествлять моральные устремления конкретной нации с моральными законами, которые управляют этой нацией. 

6.    Реализм представляет собой особый интеллектуальный подход. Хотя он признает, что «политический человек» — это миф, он считает, что для понимания политики необходимо освободить ее изучение от стандартов мышления, характерных для других сфер.

Социальный мир — это проекция человеческой природы на коллективную плоскость. Это мир противоположных интересов и конфликта между ними, который может привести к злым решениям. Конфликт и зло можно проследить в человеческой природе эгоизма и жадности к власти. Эгоизм ведет к конкуренции и борьбе, потому что «то, что один хочет для себя, другой уже имеет или хочет тоже». С другой стороны, эгоизм не полностью иррационален и не безграничен. С другой стороны, жадность к власти — это всепроникающий факт, составляющий самую суть человеческого существования. Она не имеет границ и не может быть успокоена уступками. 

Моргентау говорит: «Политика — это борьба за власть над людьми, и какой бы ни была ее конечная цель, власть — это ее непосредственная цель».

Политическая власть — это психологическое отношение между теми, кто ее осуществляет, и теми, над кем она осуществляется. Когда эта власть принимает насильственный оборот в реальности, это похищение политической власти в пользу военной или псевдовоенной власти. Власть может быть средством достижения других целей. Власть еще не определена, но может меняться со временем и окружающей средой. 

Согласно Моргентау, каждое политическое действие имеет три основные цели, и они таковы 

— Сохранить власть

— Увеличить власть

— продемонстрировать власть. 

И на международном уровне существует три вида политики — 

— статус-кво

— Империализм

— Престиж 

Политика статус-кво стремится сохранить власть посредством своих политических действий, чтобы выжить на международном фронте с определенным собственным статусом. Политика империализма направлена на приобретение большей власти, то есть она стремится захватить меньшие государства, чтобы увеличить свою власть. Политика престижа направлена на демонстрацию власти; она стремится взять все в свои руки, чтобы показать свою силу. 

Как уже говорилось ранее, национальные интересы являются единственным руководством для внешней политики. Национальный интерес можно классифицировать на два — 

— Логически необходимый и необходимый — выживание и безопасность нации представляют собой несводимый минимум необходимого элемента. Необходимый элемент национального интереса может быть определен в конкретной ситуации, поскольку он «охватывает целостность территории нации, ее политических институтов и ее культуры». 

— Переменный и определяемый обстоятельствами — Переменный элемент национального интереса гораздо меньше поддается точному определению, поскольку «все перекрестные течения личностей, общественного мнения, секционных интересов, партийной политики, политических и моральных традиций» оказывают влияние на его определение.

Национальный интерес не лишен «морального достоинства». На международной арене моральный долг нации выбрать меньшее зло, следуя своим национальным интересам, имеет большее значение, чем свобода или экономическое благосостояние. 

Причина отсутствия дружеских отношений в международной политике кроется в децентрализации законодательной, исполнительной и судебной власти в международном праве в отличие от внутреннего, где существуют централизованные институты управления. 

Моргентау предлагает определенные методы, с помощью которых может быть достигнут международный мир. 

Методы Моргентау для достижения мира следующие.

  Мир через ограничение — разоружение, коллективная безопасность, судебное урегулирование и международное правительство Мир через преобразование — схемы мирового государства и создание мирового сообщества Мир через приспособление — дипломатия.

 Моргентау приходит к выводу, что постоянный мир никогда не может быть достигнут на этой земле, или он может быть достигнут только благодаря божественной благодати, которая одна может благословить мир мудрыми, интуитивными и великими государственными деятелями. 

КРИТИКА ТЕОРИИ МОРГЕНТАУ

Многие критикуют теорию Моргентау по разным причинам. Критики считают, что Моргентау находится в плену своих предположений. Если бы он был убежден, что люди стремятся к власти, все было бы проще. Сделанные предположения заставляют анализ и выводы соответствовать его передовым суждениям. 

По словам Кеннета Уолтца, в теории Моргентау существует непростое сопоставление решительности и недетерминированности. Временами она носит чисто описательный характер, а временами — чисто убеждающий, призванный убедить лидеров государства в том, что они должны действовать определенным образом, а не другим. 

Согласно Гофману, не проводится различия между врожденными или инстинктивными аспектами властного драйва и ситуативными или случайными. Это рассматривает международные отношения как застывшую вселенную, состоящую из отдельных сущностей. Гофман также указывает на то, что власть является сложнейшим продуктом других переменных, которым следует позволить увидеть свет теории вместо того, чтобы оставаться скрытыми в тени власти. 

Синдер указывает, что в теории Моргентау остается неясным соотношение понятия власти с понятиями контроля и влияния. По мнению Спроута, в ней не обсуждаются цели национальной политики. Она также не рассматривает влияние политической и социальной структуры государства на его внешнюю политику. 

Каплан, в чем-то схожий с феминистской точкой зрения, указывает, что власть может осуществляться и в семье, и в бизнесе. Тем не менее, должна быть какая-то причина, по которой семейные дела не рассматриваются как политические. Переходя к феминистским взглядам, Тикнер отмечает, что универсальная теория международной политики коренится в предположениях о человеческой природе и морали, которые в современной западной культуре ассоциируются с мужественностью. Нэнси Хартсок отмечает, что женщины редко осуществляют легитимную власть в публичной сфере. Раддик говорит, что способ «материнского мышления», который можно найти как у мужчин, так и у женщин, должен применяться для большего блага. Обобщение, что человеческая природа эгоистична и жадна до власти, не является всеобъемлющим. Временами кажется, что это предположение навязывается массам. 

Необходимость международного правительства, о которой говорится в «Методах мира» Моргентау, также может быть подвергнута критике. Не всегда легко уместить великие державы в рамках единого правительства централизованного учреждения. Для понимания этого можно привести несколько примеров — конфликт между Великобританией и Россией в Священном союзе, между Великобританией и Францией в Лиге Наций и между США и Россией в ООН.  

Хотя существует множество критических замечаний к теории Моргентау, его теория не может быть оставлена без внимания при изучении международных отношений и тем более реализма. Нельзя сказать, что реализм — это теория Моргентау, но, несомненно, его теория сыграла большую роль в формировании идеи реализма.

Читайте также: Теории международных отношений 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие говорят, что сегодня международные отношения переросли теорию Моргентау, но на самом деле вопрос в том, принадлежит ли теория Моргентау прошлому? Я бы ответил на этот вопрос отрицательно. Конечно, мы прошли эпоху реализма и перешли к систематической школе мысли, но, по моему мнению, мировая политика все еще имеет крошечные следы реализма. Помня о том, что теория Моргентау чувствительна к изменениям в окружающей среде и определении власти, мы все еще можем обратиться к его теории, чтобы понять настоящее. По моему мнению, современная среда — это капитализм, власть — это деньги, война ведется не с помощью оружия и боеприпасов, а с помощью экономики, а поле битвы — глобальный рынок. Интерес государства заключается в том, чтобы выжить в глобальной экономике, сохранить статус-кво на мировом рынке и увеличить свое влияние. Государства борются за то, чтобы выстоять перед мощью экономически развитых стран, таких как США или Китай. Это то же самое, что и две мировые войны, но единственное, что отличает их, это то, что тогда жизни терялись сразу от выстрела, а сейчас жизни теряются медленно от голода. Железный закон реалистов о том, что сильные делают то, что в их силах сделать, а слабые принимают то, что им приходится принимать, по-прежнему остается в силе. 

ССЫЛКИ

— Ghazi A. R. Algosaibi; The Theory of International Relation: Ханс Моргентау и его критика; Wiley Publication

— Джон Бейлис и Стив Смит; Глобализация мировой политики; Oxford University Press

— J. Ann Tickner; Hans Morgenthau’s Principles of Political Realism: Феминистская реформулировка

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий