Утопический социализм: Происхождение, характерные черты, эксперименты, критика

Введение, происхождение и история утопического социализма: В 1515 году Томас Мор в своем романе «Утопия» представил концепцию атеистической и коммунистической республики. Утопия [ou-topos = не место] стала обозначать видение идеального и безупречного общества. [ou-topos = not-place] Этимология этого слова, которое буквально переводится как «место, которого нет», отражает идеалистическое течение мысли, то, что выдвигали утопические социалисты в начале 19 века.19-го века.

Утопический социализм, хотя и не является устоявшейся и однородной школой мысли, относится к идеям валлийского промышленника и социального реформатора Роберта Оуэна и французских философов Анри де Сен-Симона и Шарля Фурье.  Будучи реакцией на преобладающую экономическую систему, которая ставила во главу угла частные интересы в ущерб рабочему классу, утопический социализм обозначал веру в то, что общество может и должно добровольно перейти от капитализма к обществу, управляемому сотрудничеством и гармонией.

Возникнув на ранней стадии развития капитализма, утопические социалисты стали свидетелями последствий нерегулируемого экономического роста и разделяли чувство возмущения страданиями и расточительством, порожденными ранним капитализмом. Это также объясняет двусмысленность теории «утопического социализма», поскольку антикапиталистическая риторика была впервые подробно сформулирована Марксом, Энгельсом и другими социалистическими мыслителями.

Французская и промышленная революции, свидетелями которых они были, привели к разрушению традиционных ценностей и общественных связей, что вызвало отчуждение индивидуума от работы. Такие мыслители, как Фурье, заметили, что общество становится все более враждебным, раздробленным и индивидуалистичным. Утопический социализм возник как идея в ответ на эту отчужденность, которую Маркс позже назвал «отчуждением». Утопические социалисты объясняли общественное зло эгоизмом, который последователи Сен-Симона называли «глубочайшей раной современного общества». Эти понятия и наблюдения помогли укрепить антикапиталистическую мысль и заложили основу для развития современных социалистических доктрин.

Утопические социалисты не смогли дать внятный критический анализ социальных условий, с которыми они не соглашались, но их идеалы и цели ясны. Фурье, Сен-Симон и Оуэн стремились к созданию сообществ, которые управлялись бы принципами справедливости, доброжелательности и сотрудничества.

Характерные черты утопического социализма

  • Этическая реформа — утопия, которую стремились создать эти социалисты, представляла собой этически однородные сообщества, основанные на ценностях гармонии, ассоциации и сотрудничества. Идеи, предложенные утопическими социалистами, были этическими по своей природе, в отличие от научных или даже экономических. Эти мыслители твердо верили, что чистая совесть и хорошая мораль могут преодолеть классовую войну и позволить владельцам и рабочим жить и работать сообща.
  • Добровольные преобразования — утопические социалисты появились в эпоху, характеризующуюся оптимистическими перспективами, надеждами и романтической верой в беспредельный прогресс. Социальная идеальность, таким образом, может быть найдена в основе всех их теорий. Они верили в мирные преобразования общества и в то, что промышленники/капиталисты добровольно изменят конфигурацию системы и поделятся ею с рабочим классом.
  • Наука + религия: Поразительной особенностью утопической социалистической мысли было то, что, хотя эти мыслители представляли свои работы как формулировку действительно объективного понимания законов человеческой природы и индустриального общества, они также, похоже, приняли религиозный тон. Эти законы человеческой природы были также законами Бога, и, следовательно, их утопическая наука стала артикуляцией истинной религии. Это позволило им соединить науку и религию, пророчество и социологию.

Эксперименты утопических социалистов

Каждый утопический социалист сумел построить свою утопию в небольших масштабах. Некоторые из этих экспериментов включают:

Сен-Симон

Первый утопический социалистический эксперимент был осуществлен сен-симонистами. Эти последователи считали Анри де Сен-Симона пророком нового мира, в котором наука и сотрудничество могут создать материальные изменения и способствовать моральному возрождению человечества. В 1825 году, вскоре после его смерти, его последователи начали издавать журналы и организовывать лекции, направленные на развитие и распространение его идей. К 1830 году они создали новую религию, целью которой было использование производительных сил зарождающегося индустриального общества для облегчения страданий бедных слоев населения и, следовательно, для заполнения религиозного и морального вакуума, который, по их мнению, был присущ их эпохе. Эти общества были признаны незаконными во Франции в 1830 году, но до 1848 года сохраняли свое влияние по всему миру, насчитывая более 40 000 приверженцев. Как пишет Кит Тейлор в своей книге «Политические идеи утопических социалистов»: движение святых симонистов переживало внутренние потрясения из-за моральных и религиозных вопросов. Отказ от христианства и желание создать новую религию с новыми моральными и социальными нормами, включая более либеральный подход к сексуальным отношениям и браку, не отражали массового мнения. Он добавляет, что к концу 1830-х годов движение начало склоняться к авторитаризму: Проспер Энфантин объявил себя «Верховным отцом», изгнал «еретиков» и выступал за «реабилитацию плоти».

Роберт Оуэн:

Роберт Оуэн основал семь общин в Великобритании между 1825 и 1847 годами, и одну в Нью-Хармони, штат Индиана, которая была, пожалуй, самой успешной. Это кооперативное общество могло похвастаться первым детским садом, первой торговой школой, первой бесплатной библиотекой и первой государственной школой, поддерживаемой общиной, в США. Эти общества состояли из 500-1500 человек, которые занимались промышленным и сельскохозяйственным производством. В начале 1830-х годов «оуэниты» занялись организацией труда и приложили большие усилия для создания национальной федерации профсоюзов. Оуэниты в основном пытались создать сообщества рабочего класса, в которых собственность была бы коллективной, а социально-экономическая деятельность была бы организована на кооперативной основе. Эти общества преуспели на протяжении большей части 19-го века.19-го века, но мало что известно о том, почему они потерпели неудачу.

Шарль Фурье

Шарль Фурье утверждал, что большинство наблюдаемых им проблем возникло из-за несоответствия между страстями людей и тем, как функционирует общество. Он считал, что этот конфликт может быть разрешен путем создания так называемых фаланг, или коммун. В период с 1841 по 1859 год в Соединенных Штатах было создано около 28 фаланг. Относительный успех экспериментов Фурье можно объяснить их небольшим масштабом и антииндустриальным мировоззрением, которое давало убежище сельскохозяйственным рабочим и ремесленникам, обеспокоенным своей занятостью в быстро индустриализирующемся обществе. В то же время, фаланги Фурье, как говорят, были плохо руководимы и организованы, и Фурье рассчитывал на благотворительность доброжелательных капиталистов, которые должны были помочь в осуществлении его планов. По мере улучшения организации фаланги стали превращаться в религиозное сообщество, центром которого был Фурье, воспринимавшийся в этот момент как мессия. Кит Тейлор утверждает, что раскол в руководстве фурьеристов также можно приписать неудаче движения во Франции. Однако в Америке эти фаланги начали процветать, они считались либертарианскими и антиавторитарными по взглядам. По сути, движение было настолько либеральным, что французское правительство терпело его и позволило ему процветать без перерыва, в отличие от общин сен-симонистов.

Этьен Кабе

Вдохновленный утопией Томаса Мора, Этьен Кабе написал в 1839 году «Путешествие в Икарию». Икария Кабета призывала к совершенному равенству и была очень демократичной с точки зрения участия населения. Это сообщество привлекало от 100 000 до 200 000 тысяч человек, в основном представителей рабочего класса, таких как ремесленники, которые не были уверены в своей занятости, поскольку промышленные общества начали механизировать производство. Икарийские общества были созданы по всей Франции, а одна группа отплыла в Америку в 1848 году, где одна община просуществовала до конца 19 века.19-го века.  Кит Тейлор упоминает, что основополагающим идеям икарианства не хватало последовательности, утверждая, что эти общины не смогли пережить усиления преследований со стороны правительства в конце 1840-х годов и что также были провалы в руководстве».

Критика

Утопический социализм, вероятно, был заложен Энгельсом, который ввел эту концепцию, критикуя ее в своей книге 1880 года «Социализм: Утопический и научный». Радикальные социалистические мыслители приписывали ярлык «утопический» наивности теории, называя ее причудливой и нереалистичной. Приводя доводы в пользу социализма на моральных основаниях, некоторые социалисты отвергали работы этих утопических мыслителей на основании того, что они не признают классовую борьбу, освобождение и анализ реальных материальных условий.

Из-за времени, в которое зародились эти идеи, эти теории не могли критически анализировать и комментировать освобождение всех угнетенных групп. Когда Роберт Оуэнс основал свою утопическую общину в Индиане, рабство еще было легальным; освобождение рабочего класса для них не распространялось на чернокожих жителей соседних ферм. Некоторые сен-симонисты также выступали за французскую колонизацию Северной Африки, игнорируя колониализм и империализм в своем анализе плохих социальных условий, вызванных капитализмом.

Приняв нереалистичный и иллюзорный подход, оптимизм, которым проникнуты все утопические идеи, подвергся серьезной критике со стороны зарождающихся социалистических мыслителей. Утопические социалисты считали, что представители правящего класса могут легко примирить социальные условия и облегчить переход к утопии, их теории пренебрегают классовой борьбой и активно выступают против захвата средств производства путем революции. Тем не менее, современный социалистический дискурс, лежащий на пересечении идеалистических и более прагматических течений, выглядит таковым только благодаря утопической характеристике ранней социалистической мысли. Эта идеология обеспечила свободную основу для революционных лидеров и теоретиков, от которой они могли отталкиваться, создавая всеобъемлющую и тщательно продуманную формулировку того, что на самом деле означает социализм.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий