Три социологические перспективы для понимания моды

Социология моды: Для понимания моды как социологического явления в данной статье будут использованы три различные точки зрения — от микротеории до макротеории — на то, как развивалась мода как культурное явление. Первая предполагает концентрацию на индивидуальных взаимодействиях и на том, как мода используется в качестве инструмента, контролирующего характер этих взаимодействий. Вторая использует моду как политический инструмент для восстановления своей идентичности на основе культурных норм, укоренившихся в обществе. Таким образом, мода развивается под влиянием культурных изменений, а также сама влияет на поток культурных норм. Хотя теория конфликта может быть подходящей линзой для понимания моды до появления потребительской культуры, при ее использовании сегодня теория не признает такие аспекты, как вкус и идентичность. Мода — любой способ одеваться, преобладающий в определенное время или в определенном месте (Brittanica, 2019). Мода во многом похожа на причуды и другие коллективные навязчивые идеи, за исключением того, что она институционализирована и упорядочена и имеет тенденцию циклически меняться в пределах, установленных стабильной культурой (Brittania, 2019).

Ключевые слова: мода, социология, постмодернизм, символический интернационализм, контркультура

Введение: Мода — это результат постоянного изменения культурных норм. Например, когда мода на панков распространилась в Северной Америке в 1980-х годах, она отражала время политического недовольства левых против правой администрации Рейгана. В ретроспективе, когда мы смотрим на такие модные тенденции, как более широкие воротники на женских пиджаках, это отражает время, когда увеличилось количество женщин в рабочей силе. Кроме того, подобные тенденции продолжают ассоциироваться с этими культурными нормами: блейзеры ассоциируются с работой, кожаные куртки и рваные джинсы — с бунтарством. Блюмер описывает этот тип влияния моды как процесс коллективного отбора, при котором формирование вкуса происходит в результате коллективного реагирования группы людей на zeitgeist или «дух времени» (DeLong, 2006).

Символический интеракционизм и мода

Если бы женщина шла на корпоративное собеседование, она, скорее всего, надела бы рубашку с воротничком, а может быть, и костюм. Следовательно, она будет придерживаться профессионального дресс-кода, потому что, как следует из названия, он уместен — это даст понять интервьюеру, что вы профессионал и, следовательно, подходите для работы, на которую идете. Стремление представить себя определенным образом называется управлением впечатлением. Гофман предложил драматургический анализ социального взаимодействия, в котором он сравнивает мир со сценой, а людей — с исполнителями. Согласно этой теории, мы выступаем или действуем в соответствии с тем, как мы хотим, чтобы нас воспринимали и как мы должны себя вести. Следовательно, управление впечатлением — это то, как мы контролируем и манипулируем информацией о нас, которая передается, чтобы создать желаемое впечатление. Мы, как личности, осуществляем это манипулирование с помощью вербальных (т.е. разговоров), невербальных (т.е. языка тела) и реквизитных средств (например, одежды).

Но откуда мы знаем, что надетый костюм создаст профессиональное, а значит, благоприятное впечатление? Согласно микротеории Мид, символический интеракционизм фокусируется на отношениях между людьми в обществе (Matresse). Идентичность каждого человека привязана к статусу в обществе (например, отец, учитель, студент), и для того, чтобы соответствовать этому статусу, человек выполняет различные роли. Эти роли следуют общественным рекомендациям или ожиданиям (Crashcourse, 2017). Исходя из этого, мы понимаем, что ношение профессиональной одежды поможет человеку соответствовать статусу корпоративного работника. Статус корпоративного работника — это один из многих возможных статусов, которые могут быть у человека, например, наряду с работой по найму человек может быть одновременно матерью, другом, дочерью и т. д. и выполнять соответствующие функции. То есть мать, скорее всего, не будет вести себя по отношению к своим детям так же, как она ведет себя по отношению к подруге, потому что таким образом она удовлетворяет разные ожидания. Через эту призму мода играет роль социального различия — различия между мужчинами и женщинами, богатыми и бедными, худыми и толстыми.

Мода и постмодернизм

Хотя исторически (примерно с 1960-х годов) класс был решающим фактором в понимании моды через социологическую призму, необходимо учитывать современную доступность быстрой моды для многих. Учитывая это, класс больше не является адекватной линзой для рассмотрения моды, поскольку он игнорирует индивидуальное участие (Kaiser, Nagasawa, & Hutton, 1991). Мода — это реквизит, с помощью которого человек изображает себя. Однако статус может вступать в конфликт друг с другом, равно как и сознательное желание индивида работать против социальных норм. Следовательно, существует вполне реальная возможность экспериментировать с внешностью, чтобы реконструировать чувство собственного достоинства (Kaiser, Nagasawa, & Hutton, 1991). Учитывая нынешний рынок моды, возможно бесконечное множество стилей внешности, и неизбежно, что созданные внешности символически двусмысленны (Kaiser, Nagasawa, & Hutton, 1991).

Постмодернизм как культурный сдвиг можно рассматривать как влияние эпохи Просвещения на современное мышление, социально-экономические преобразования, вызванные промышленной революцией. Концепция «постмодернизма» основывается на предположении, что после Второй мировой войны что-то очень фундаментальное изменилось в природе капитализма и потребительской культуры (Ahmed). На моду явно влияют культура и общество, она не полностью отделена от человека. Социальные нормы, возникающие в результате социализации, могут влиять на выбор моды, но психология и реальное восприятие моды как искусства также влияют на моду. Следовательно, выбор является неотъемлемой частью понимания моды.

Символический интеракционизм и постмодернизм

Социальная реальность конструируется через взаимодействие, поэтому культурные нормы создаются в результате повторяющегося взаимодействия людей. Однако в постмодернистском обществе культура становится все более амбивалентной из-за необходимости соотносить идентичность и моду (Kaiser, Nagasawa, & Hutton, 1991).

Прямого коллективного выбора больше не существует — модные нормы теперь в меньшей степени обусловлены единичными культурными моментами. Эта амбивалентная культура приводит к путанице в том, что считается нормой. Например, статус женщины требует, чтобы человек вел себя эффеминтно, то есть держал себя, вел себя и одевался так, как ожидается от женщины в обществе. Однако в связи с тем, что гендерная бинарность сдает свои позиции в сторону более андрогинной моды, женщины могут больше не одеваться так, как это принято в обществе.

Контркультура и будущее 

Субкультуры — это культурные группы, которые формируются вокруг идеи отказа от того, что когда-то считалось «крутым», в пользу другого типа культурного самовыражения (Crashcourse, 2017). Аналогичным образом, контркультуры — это субкультуры, которые позиционируют себя в прямой оппозиции к основной культуре, например, американские хиппи 1960-х годов (Crashcourse, 2017). Социальные медиа оказывают сильное влияние на современную моду, они позволяют передавать модные тенденции и информацию с невиданной ранее скоростью. Это приводит к тому, что отдельные люди имеют определенную власть в определении модных тенденций и норм в том смысле, который раньше был присущ только большим модным журналам (Connell, 2013). Такие приложения для обмена видео и фотографиями, как Tik Tok и Instagram, являются активными инструментами сопротивления и социальной справедливости, следовательно, участники этих приложений используют самый лучший визуальный инструмент — моду, чтобы помочь им в этом сопротивлении (Connell, 2013).

Влияние постмодернизма и моды в определенной степени бросает вызов традиционным структурам власти, а технологии и мода выводят это разрушение иерархий на новый уровень. На вершине традиционной иерархии находятся цисгендерные, худые, трудоспособные люди. Однако такие тенденции, как Fat Fashion February, прямо противоречат устоявшимся структурам власти, бросая вызов жирофобии (Connell, 2013). Те, кто участвует в этой тенденции, были частью контркультуры, и постепенно эта субкультура пробила себе путь в мейнстрим. Сейчас в таких модных журналах, как Vogue, снимаются модели размера plus-size, что еще несколько десятилетий назад было бы просто невозможно представить, что в конечном итоге бросает вызов устоявшимся представлениям о толстокожести. Аналогичным образом, андрогинная или бесполая мода — тенденции и одежда, которые активно игнорируют традиционные гендерные нормы, — становится все более популярной благодаря основным блогерским сайтам, таким как Tumblr. Если раньше андрогинная мода была редкостью и встречалась лишь у нескольких «странных» или слишком эксцентричных знаменитостей, то сегодня крупные модные бренды, такие как Gucci, смущаются одежды унисекс.

Заключение

Культура и, как следствие, мода постоянно развиваются под воздействием множества причин — индивидуальной психологии, экономики, политики, глобализации и т.д. Как и большинство других культурных явлений, мода может быть проанализирована через различные линзы, однако некоторые из них больше подходят для разных эпох, чем другие. Хотя теория конфликта является подходящей линзой для понимания моды до появления потребительской культуры, если использовать ее сегодня, то теория не будет признавать такие аспекты, как вкус и идентичность. Поскольку эволюция моды продолжается, теперь уже быстрее, чем когда-либо, социология моды продолжает представлять захватывающие культурные изменения, а иногда даже становится инструментом, с помощью которого происходят культурные изменения.

Ссылки

  1. Britannica, Т. Редакторы энциклопедии (2019, 20 сентября). Fashion. Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/topic/fashion-society
  2. ДеЛонг, М. Р. (2006). Теории моды. Retrieved June 11, 2021, from https://fashion-history.lovetoknow.com/fashion-history-eras/theories.
  3. Matresse, C. (n.d.). Социологические парадигмы. Retrieved June 11, 2021, from https://courses.lumenlearning.com/alamo-sociology/chapter/reading-symbolic-interactionist-theory/.
  4. Crashcourse (Director). (2017, June 26). Social interaction & PERFORMANCE: Crash Course Sociology #15 [Video file]. Retrieved June 11, 2021, from https://www.youtube.com/watch?v=UUukBV82P9A&t=1s.
  5. Ahmad, A. (n.d.). О постмодернизме.
  6. Kaiser, S. B., Nagasawa, R. H., & Hutton, S. S. (1991). Мода, постмодернизм и персональный APPEARANCE: формулировка символического интеракционизма. Symbolic Interaction, 14(2), 165-185. doi:10.1525/si.1991.14.2.165
  7. Crashcourse (директор). (2017, May 22). Cultures, subcultures, and countercultures: Crash course sociology #11 [Видеофайл]. Retrieved June 13, 2021, from https://www.youtube.com/watch?v=RV50AV7-Iwc.
  8. Коннелл, К. (2013). Модное сопротивление: QUEER «fa(t)shion» blogging As counterdiscourse. WSQ: Women’s Studies Quarterly, 41(1-2), 209-224. doi:10.1353/wsq.2013.0049

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий