Теория социально-эмоциональной избирательности: Объяснение с примерами

Теория социоэмоциональной избирательности разработана Лаурой Карстенсен, профессором психологии Стэнфордского университета. Теория показывает социально-эмоциональное влияние воспринимаемой будущей продолжительности жизни на цели и мотивацию человека. Теория важна в данной области, поскольку существует много исследований психики малышей, детей, подростков и молодых взрослых, но редко в психологии учитываются потребности старшего поколения в плане социально-эмоциональных требований.

Читайте: Биография и вклад Зигмунда Фрейда

Теория развивается на основе уникальной человеческой способности воспринимать время. Она утверждает, что все люди на всех этапах своей жизни имеют определенные мотивы и цели в отношении своих инструментальных и эмоциональных потребностей, которым они отдают разные приоритеты на разных этапах. Эта расстановка приоритетов зависит не от количества прожитого времени (т.е. хронологического возраста), а от того, сколько времени, по мнению человека, ему/ей осталось жить. Когда люди считают, что впереди долгая и туманная жизнь, то есть в молодости, они предпочитают отдавать предпочтение инструментальным целям, таким как расширение кругозора, приобретение знаний, путешествия, достижение сложных целей, а не эмоциональному удовлетворению. Пожилые люди склонны отдавать приоритет своим эмоциональным потребностям, оставаться счастливыми, проводить время с близкими и т.д. Жизненные решения обычно воспринимаются в зависимости от того, сколько человеку лет, то есть от хронологического возраста, в результате чего пожилые люди говорят такие вещи, как «Вы сейчас молоды, поэтому принимаете рискованные решения. Со временем вы приобретете больше опыта и не будете принимать слишком много рискованных решений». Эта теория объясняет, что такие решения не являются результатом того, что люди молоды и неопытны. Скорее, они видят впереди долгую жизнь, поэтому принимают сложные решения, потому что у них есть время, чтобы справиться с последствиями и в итоге получить выгоду. У пожилых людей этого времени может не быть. Хотя эта теория в основном используется для изучения мотивов и целей в разном возрасте, эти мотивы могут измениться (независимо от возраста), если воспринимаемый будущий промежуток времени сократится или удлинится. Например, если человек страдает от неизлечимой болезни в молодом возрасте, его воспринимаемая будущая продолжительность жизни сокращается, и он отдает предпочтение эмоциональному удовлетворению. Аналогично, человек в возрасте 60 лет, живущий в стране с большей продолжительностью жизни, может иметь цели, схожие с молодежными. Для подтверждения теории социоэмоциональной избирательности были проведены различные исследования, и все они дали положительный результат. Исследования, подтвердившие теорию социоэмоциональной избирательности, включают Frederickson and Carstensen, 1990; Fung et al, 1999; Fung and Carstensen, 2004.

Эффект позитивности — это результат теории социоэмоциональной избирательности, который утверждает, что увеличение возраста положительно коррелирует с обработкой более позитивной информации. Исследование, проведенное Карстенсеном и его коллегами с людьми в возрасте от 18 до 94 лет, показало, что, хотя количество положительных эмоций не изменилось, вероятность переживания отрицательных эмоций с возрастом уменьшается. В другом исследовании Чарльз, Мазер и Карстенсен показывали различные позитивные и негативные образы молодым людям, людям среднего возраста и пожилым людям. В то время как молодые люди склонны больше запоминать негативные образы, пожилые люди вспоминают больше позитивных образов. Все эти исследования подтверждают эффект позитивности. Для объяснения этого эффекта приводились различные причины, первая из которых заключается в том, что со временем происходит снижение когнитивных способностей. Однако позитивные стимулы требуют меньше когнитивных усилий, поэтому их легче обрабатывать даже в пожилом возрасте. Другая причина заключается в том, что психологически доказано, что цели влияют на обработку информации сверху вниз, то есть когнитивные функции с большей вероятностью будут обрабатывать информацию, соответствующую целям человека. Это как психологическая версия цитаты: «Вы видите то, что хотите видеть». Когда цели меняются с инструментальных на эмоциональные потребности, внимание и память перенаправляются на достижение эмоционального удовлетворения. Хотя многие теории все еще пытаются объяснить действие теории социоэмоциональной избирательности, она помогла показать одну из положительных сторон старения. Однако положительный эффект имеет и отрицательные стороны. Она может привести к тому, что люди будут избегать поиска информации о проблемах со здоровьем, поскольку они стремятся максимизировать положительные эмоции и избегать отрицательных. Тщательный анализ теории позволит нам лучше удовлетворять социально-эмоциональные потребности стареющих и пожилых людей.

Ссылки

https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2012.00339/full

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4868189/

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий