Теория принятия решений была впервые предложена Гербертом А. Саймоном в его работе «Административное поведение» в книге «Исследование процесса принятия решений в административных организациях» в 1948 году. Процесс принятия решений состоит из двух частей — фактического принятия решения и процесса действия или реализации. Герберт Саймон говорит, что принятие решений очень важно для организации. Решения должны приниматься правильно и своевременно, чтобы цель организации не оказалась напрасной. Обе части процесса принятия решений одинаково важны.
«Принятие решения обычно определяется как процесс или последовательность действий, включающих этапы распознавания проблемы, поиска информации, определения альтернатив и выбора субъектом одной из двух или более альтернатив в соответствии с ранжированными предпочтениями», — это одно из определений принятия решения. Существует множество других, поскольку процесс принятия решений используется в различных областях, и в каждой области есть свой удобный способ его определения. Олицетворением всех определений является следующее: «Принятие решений — это принятие и применение рационального выбора для эффективного управления частной, деловой или правительственной организацией».
Природа процесса принятия решений
Согласно Саймону, процесс принятия решений похож на процесс компромисса. Это происходит потому, что когда вы принимаете решение, вы выбираете из множества альтернатив и идете на компромисс по нескольким из них. При принятии решений необходимо следить за тем, чтобы не возник конфликт между властью и политикой. Следовательно, при принятии решений или политики политикам приходится идти на компромиссы и модифицировать подходы. Лица, принимающие решения, должны делать рациональный и обоснованный выбор. Они должны учитывать элементы вступления в процесс, последствия реализации и осуществимость политики.
Читать: Государственная политика
Решение никогда не является продуктом одного человека. Решения должны приниматься коллективно, чтобы прийти к наилучшей альтернативе. Принятие коллективного решения позволяет лучше оценить все плюсы и минусы решения, а также достичь максимальной целесообразности. Благодаря тому, что многие мозги вносят свой вклад, политика или решение в большей степени учитывает разнообразие и, следовательно, более приемлемо для населения. При принятии решения, оно будет касаться не одного вопроса, а целого ряда вопросов. Таким образом, трудоемкий и длительный процесс принятия решения может быть облегчен. Кроме того, чтобы принять существенное решение, лучше взять несколько вопросов.
Иррациональность неизбежна. Будь то демократическое или недемократическое общество, где-то есть шанс иметь какую-то предвзятость или необходимость быть иррациональным. Если определенная часть общества нуждается в некоторой поблажке, несмотря на то, что она иррациональна, ради всеобщего спокойствия, решение будет принято в пользу этой части.
Может показаться, что дихотомизация между рациональностью и иррациональностью не имеет значения, но на это необходимо обратить внимание. Не всегда рациональное решение удовлетворяет общество. Если бы единственными критериями при принятии решения были максимальная выгода и польза, трудно было бы создать государство всеобщего благосостояния. Если рациональности будет отдан высший приоритет, это может поставить под угрозу перспективу принципа благосостояния.
Модели процесса принятия решений
Концепция принятия решений — это относительно современная идея, которая была особенно изучена Ричардом Синдером, Честером Бернардом и Гербертом Саймоном. Первый из них много работал над принятием решений во внутренней и международной политике, а два последних — над принятием решений в секторе государственного управления. Со временем теории принятия решений 1950-х годов перешли в анализ политики в 1960-х и 1970-х годах.
Существует четыре модели процесса принятия решений, и они следующие —
- Модель рационального актора
Эта модель верит исключительно в рациональные методы принятия решений. Она основана на экономической теории и утилитаризме. Считается, что «экономический человек» действует рационально и рассматривает максимальную полезность при принятии решения. Можно сказать, что эта модель является наилучшей для бизнес-организаций, которые стремятся получить максимальную выгоду.
- Инкрементная модель
В этом методе говорится, что политика должна быть сформулирована таким образом, чтобы была возможность для пересмотра и пересмотра, когда это необходимо. Формулирование политики должно быть гибким, чтобы избежать серьезных ошибок и промахов.
- Бюрократическая модель организации
Она была разработана на фоне Кубинского ракетного кризиса 1962 года. Бюрократы играют самую важную роль как в формулировании, так и в реализации решений. В этом процессе, как утверждается, существуют определенные идеальные наклонности и давно лелеемые ценности, которые влияют на процесс принятия решений. Временами это влияние неизбежно.
- Модель системы убеждений
В модели системы убеждений решения принимаются в рамках идеологических и глубоко укоренившихся убеждений лиц, принимающих решения, или государств. Например, коммунистическая страна не может принять решение, которое противоречит благосостоянию ее граждан. Независимо от того, насколько рациональным является решение, оно принимается с учетом глубинных ценностей, заложенных лицами, принимающими решения.
Этапы принятия решений
Существует четыре этапа принятия решений, а именно: инициирование политики, формулирование решения, реализация политики и оценка. Процесс выработки политики начинается на фоне существующей проблемы. Этот процесс должен начаться в нужное время и при наличии нужных деталей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить своевременное и правильное решение проблемы. Временной лаг между возникновением проблемы и принятием решения неизбежен, но может быть значительно сокращен за счет быстрого реагирования. Процесс формулирования решения — это довольно сложная часть, в которую вовлечены различные люди и детали, которых она требует. Это самый важный этап принятия решения, так как чем точнее будет решение проблемы, тем быстрее она будет решена. Реализация политики также является жизненно важным этапом. Недостаточно просто принять решение, необходимо, чтобы это решение дошло до субъектов; именно тогда оно будет успешным. Для того чтобы политика или решение были успешными, очень важно реализовать все необходимое, как предписано в политике. Процесс реализации также должен быть проверен в установленные сроки. Оценка — это просто результат решения или политики. Она показывает, насколько успешной является политика или решение, ее плюсы и минусы. Это поможет проанализировать и пересмотреть проблему необходимым образом. Оценка также необходима, поскольку она сложна и динамична. То, что необходимо сегодня, может не быть необходимым завтра. Поэтому важно оценить решение.
Критика
Некоторые ученые утверждают, что, хотя рациональности уделяется большое внимание, ее трудно применить в реальности. Рациональность может показаться наиболее целесообразным и беспристрастным способом принятия решения, но у нее есть свои недостатки, особенно когда речь идет о государстве. Если государство будет принимать рациональное решение по каждой возникающей проблеме, оно поставит под угрозу жизнь многих граждан. Другая критика заключается в том, что не всегда удается собрать беспристрастные факты и информацию, нормативные факты социальных убеждений и верований. Еще одна критика заключается в том, что почти неизбежно избежать личной предвзятости при принятии решений. Это можно наблюдать во время холодной войны, когда к таким странам, как Куба и Египет, относился Вашингтон, в то время как они стремились к российскому пути.
Заключение: Теория принятия решений — это одна из современных теорий, которая была построена в середине 20-го века.20-го века. Эта теория показала, насколько важен процесс принятия решений для того, чтобы иметь систематический и устойчивый образ жизни. Хотя у нее есть свои недостатки, она по-прежнему является важной частью государственного управления и различных других организационных администраций.