В этой статье мы рассмотрим суть «Теории общественного договора» по мнению трех представителей, а именно Томаса Гоббса, Джона Локка и Ж.Ж. Руссо. Это краткая информация об этих трех мыслителях, которая, надеюсь, поможет вам узнать о них больше! В основном теория общественного договора утверждает, что люди живут вместе в обществе в соответствии с договором, который устанавливает моральные и политические правила поведения.
Если вы погуглите термин «общество», то увидите, что он происходит от латинского слова «socius», что означает товарищество или дружбу. Еще Аристотель утверждал, что человек — социальное животное, и поэтому возникает вопрос, насколько социальны человеческие существа и в каком смысле мы принадлежим к обществу. Одной из основных теорий взаимоотношений человека и общества является теория общественного договора. Теория общественного договора призвана понять и показать происхождение общества и то, как оно формировалось. Наиболее классическими представителями этой школы мысли, о которых мы будем говорить по мере существования, являются Томас Гоббс, Джон Локк и Ж.Ж.Руссо.
Томас Гоббс (1588-1679) — влиятельный английский философ, который наиболее известен благодаря своей книге «Левиафан» (1651), где он объясняет мощную конструкцию теории общественного договора, где он утверждает, что люди «эгоистичны, корыстны, хитры, эгоистичны, жестоки и агрессивны», поэтому индивиды находились в состоянии свободы, однако нужно было всегда быть начеку, поскольку тот, кто наиболее силен, выживет, а слабые погибнут, что было известно как состояние природы, которое породило особый взгляд на мораль и политику. Поэтому, по его словам, общество возникло потому, что оно должно было защитить людей от последствий их собственной природы! Поэтому люди хотели мира, поэтому они заключили своего рода общественный договор, который обеспечил бы им безопасность. Таким образом, по совместному соглашению люди отказались от своих естественных прав и вступили в общество. Для Гоббса существовало требование абсолютной власти в виде суверена, который должен был избежать абсолютной жестокости государства природы (природы человека). По мнению Гоббса, Природное государство было совершенно невыносимым, что заставляло людей соглашаться даже на абсолютную власть (как, например, современный лидер Северной Кореи), чтобы избежать хаоса.
Джон Локк (1632-1704) В 1717-м веке появился самый известный английский политический философ, который считал, что в состоянии природы человек наслаждается идеальной свободой, свободной от любых правил и предписаний. Он также широко известен как отец либерализма и влиятельный мыслитель эпохи Просвещения. Примером могут служить его идеи о трех естественных фундаментальных правах — жизни, свободе и собственности. Однако, по его мнению, мирная жизнь человека была нарушена «болезненным состоянием», которое заставляло человека жить в страхе и постоянной опасности, поэтому, чтобы избежать хаоса, человек заключил договор. Здесь следует отметить, что, согласно Локку, человек только передает определенные права всему сообществу, чтобы другие права были защищены, и единственным правом, которое было передано, было право наказывать других людей за нарушение прав. Далее Локк утверждает, что общественный договор в будущем способствовал установлению правительственного контроля. В своей книге «Два трактата о правлении», опубликованной в 1689 году, Локк сделал спорное заявление о том, что люди по природе свободны и равны, в противоречие с утверждениями о том, что Бог создал всех людей подвластными монарху, поэтому заявления Локка о том, что граждане имеют право восставать против своего короля, оказали огромное влияние на последующие демократические восстания!
Жан Жак Руссо (1712-1778) — женевский философ 18-го века.18-го В своей книге «Общественный договор» (1762) он возродил эту теорию и заявил, что человек в состоянии природы жил независимо, просто, здоровым, свободным и хорошим, однако такое состояние природы длится недолго, поскольку население увеличивается и простая жизнь исчезает. Руссо наиболее известен тем, что заявил о договоре между отдельным человеком и коллективной «общей волей», которая была направлена на общее благо и в дальнейшем отражена в законах идеального государства. Далее он утверждает, что законы обязательны только тогда, когда они подкреплены общая воля народа. «Человек рождается свободным, но повсюду он в цепях» — цитата Руссо, которая противостояла традиционному порядку общества, противостоящему божественному праву монархов править всеми, и которую помнят и используют по сей день. Руссо выдвинул важные положения, которые помогли вдохновить политические реформы по всей Европе, и согласно ему, человек не может передать свою волю другому человеку, вместо этого общая воля сильно зависит от собрания всех и каждого человека, чтобы решить коллективно, и по крайней мере с близким согласием, как жить вместе, что похоже на демократию, поэтому его положения об общей воле как таковой стоят высоко во времена злоупотребления властью, так как Руссо утверждает, что происхождение общества происходит через коллективное сообщество, и народ является главным сувереном, который имеет полное право.
Теория общественного договора подверглась общей критике, так как исторически теория представляется простой выдумкой. За всю историю человечества не было доказательств того, что общество когда-либо целенаправленно формировалось в результате добровольного соглашения. Во-вторых, сторонники этой теории утверждают, что первые люди заключали договоры для индивидуальной безопасности, однако история говорит нам о другом: мы были скорее общинными, чем индивидуальными, и ячейкой общества был не человек, а семья. В договоре Гоббса есть только одна сторона, однако, согласно здравому смыслу, когда подписывается соглашение или договор, он заключается между двумя сторонами. Однако это лишь некоторые разногласия, поскольку в теории всегда есть важные аспекты, которые считаются правильными, и всегда есть разногласия в зависимости от каждого человека.
Начнем с того, что вас заинтересуют Жан Жак Руссо, Томас Гоббс и Джон Локк:
Если вы хотите узнать больше о Жан Жаке Руссо, Томасе Гоббсе и Джоне Локке, канал YouTube «Школа жизни» — отличное место для начала, поскольку видео короткие, но простые для понимания, с хорошей видеографией.
Для новичков, интересующихся контрактарианством, на канале YouTube «Краткий курс» есть забавное, но интересное видео под названием «Контрактарианство: Crash Course Philosophy #37» и даже не отнимает у вас много времени, вместо того, чтобы заинтересовать вас концепцией.
После изучения основ и ознакомления с теоретиком приведенные ниже ссылки являются более высоким уровнем чтения, тем не менее, очень интересными и глубокими.
Ссылки:
Уильямс, Дэвид Лей. «Справедливость и общая воля: Утверждение античной ориентации Руссо». Journal of the History of Ideas, vol. 66, no. 3, 2005, pp. 383-411. JSTOR, www.jstor.org/stable/3654187. Accessed 5 July 2020.
Ричи, Дэвид Г. «Вклад в историю теории общественного договора». Political Science Quarterly, vol. 6, no. 4, 1891, pp. 656-676. JSTOR, www.jstor.org/stable/2139203. Accessed 5 July 2020.