Синопсис: Теория деконструкции, заимствованная из работ философа Жака Деррида, является теорией литературного анализа, которая противостоит предположениям структурализма. Ее основная цель — выявить связь между текстом и смыслом. Выполняя эту задачу, теория деконструкции критически относится к структуралистским идеям логоцентризма и бинарных оппозиций и вместо этого стремится понять смысл как абстрактный и изменчивый.
Деконструкцию можно рассматривать как средство для понимания отношений между текстом и смыслом, институтом и природой, дихотомиями и иерархиями, создаваемыми языком. Она представляет собой форму литературного и философского анализа, которая возникла из работ философа-постструктуралиста Жака Деррида. В его работах утверждается, что смысл не статичен, а постоянно развивается и изменяется во времени и пространстве. Кроме того, он утверждает, что язык является производным, то есть слова получают смысл от других слов, а не от некой абсолютной истины. Объясняя динамическое свойство смысла в языке, Деррида пишет о бинарных оппозициях и о том, что смысл существует как внутренне нестабильная сила. Иллюстрируя идею деконструкции, Деррида критикует западное философское понятие логоцентризма и утверждает, что языковые знаки должны рассматриваться как отличные от понятий, которые они представляют.
Деррида ввел термин «differance», который лежит в основе теории деконструкции. Он означает как различие, так и акт отсрочки, которые вместе помогают нам понять значение. Мы понимаем значение слов по контрасту со значением других слов. Например, счастье понимается как эмоция, которая не является печалью. Это позволяет устранить аспект «различия». Деррида также утверждает, что значение любого слова понимается через непрерывный процесс отсрочки. Он говорит, что для того, чтобы понять определение или значение одного слова, мы опираемся на значения других слов, которые его определяют. Этот постоянный процесс конкурирующих интерпретаций и вечных отсрочек свидетельствует о том, что значение не является фиксированным.
Понимание логоцентризма и его места в теории деконструкции
Деррида критически относился к идее логоцентризма — традиционной западной философской вере в то, что письмо и язык свидетельствуют о некой внешней реальности. Деррида считает, что центральным аспектом традиционной западной философии является вера в существование абсолютной, неоспоримой истины, которая затем используется для теоретизирования смысла. Это означает, что «истина» становится центром, вокруг которого создаются все смыслы. Идея/термин, которому присваивается титул «истина», называется логосом, который становится известным обществу с помощью языка, переводящего этот термин в слова. Здесь важно отметить, что логоцентризм подчеркивает разницу между естественным (логосным) значением термина (как он абстрактно существует в наших мыслях) и его институционализированным значением (как он существует в письменной форме). Например, если справедливость — это абстрактная идея, порождающая последующие смыслы и знания, то институционализированная идея — это закон, который является письменным воплощением этой идеи. Деррида, однако, считает, что естественные и институционализированные значения терминов не могут быть так легко разделены. Напротив, он утверждает, что природа и институт тесно связаны, причем одно влияет на значение другого. Вместо того чтобы рассматривать закон как воплощение справедливости, мы можем понять оба понятия через их взаимодействие, поскольку, как предполагает Деррида, природа конструируется с учетом институтов. Если мы продолжаем рассматривать закон как воплощение справедливости, мы игнорируем все другие возможные значения справедливости, которые не отражены в писаном праве. В результате деконструкция отмечает неоднородность смысла, содержащегося в текстах. Деконструкция остается верной фразе «Нет ничего вне текста», опровергая представление о трансцендентном происхождении смысла. Вместо этого Деррида утверждает, что происхождение не является независимым от его учреждения, а скорее является его функцией.
Бинарные оппозиции и их роль в создании смысла
Деррида утверждает, что западная культура учит людей думать и воспринимать мир в бинарных категориях (добро и зло, мужское и женское начало, черное и белое). Когда мы понимаем мир в терминах таких бинарных оппозиций, мы непреднамеренно создаем иерархии, присваивая одной половине бинера титул превосходства, а другую считая «подчиненной». Существование таких бинаров в языке усиливает иерархии, создаваемые ими в реальности. Одна из основных задач деконструкции — поставить под сомнение такие порядки, отвергнув идею «фиксированного значения». Однако она не стремится сделать это путем изменения иерархии, поскольку это позволило бы доминирующей и подчиненной динамике сохраниться и продолжать принимать альтернативное проявление фиксированного значения. Вместо этого деконструкция стремится выйти за границы противоположных смыслов и проанализировать происхождение идей, чтобы помешать доминирующим структурам вновь заявить о себе. В этом смысле деконструкцию можно рассматривать как процесс вопрошания, а не как поиск «истины».
Деррида настаивает на том, что деконструкцию не следует рассматривать как метод, поскольку она не является чем-то, что можно применить для доказательства или опровержения гипотез. Он также добавляет, что деконструкция не осуществляется с определенной целью или даже сознательно; это нечто, что просто происходит вокруг нас. Как уже говорилось, деконструкция не стремится разрушить существующие структуры, а лишь пытается раскрыть логику таких систем, чтобы лучше их понять. Сам процесс неопределенен и не поможет вам прийти к определенному результату или абсолютной истине. Он лишь открывает возможности смысла и различные способы понимания идей и концепций, которые управляют нами.
В противовес предложениям структурализма и формализма, Деррида отвергает представление о том, что все тексты структурированы вокруг одной центральной идеи или реальности. Вместо этого деконструкция стремится понять тексты, отрицая дихотомии и фокусируясь на их неразрешимости. Деконструированный текст, таким образом, не приходит к каким-либо постоянным и определенным значениям. Как писал критик литературных различий Дж. Хиллис Миллер в своем эссе «Рок Стивенса и критика как лекарство» (1976), «Деконструкция — это не демонтаж структуры текста, а демонстрация того, что он уже сам себя демонтировал. Его кажущаяся твердая почва — не скала, а воздух».
Читайте также Лингвистика: Все, что вам нужно знать
Ссылки
Тернер, К. (2016, май). Жак Деррида: Деконструкция. Critical Legal Thinking. https://criticallegalthinking.com/2016/05/27/jacques-derrida/.
Mambrol, N. (2019, September 12). Deconstruction. Литературная теория и критика. https://literariness.org/2016/03/22/deconstruction/.
Reynolds , J. (n.d.). Internet Encyclopedia of Philosophy. https://iep.utm.edu/derrida/#H5.
Merriam-Webster. (n.d.). Logocentrism. Merriam-Webster. https://www.merriam-webster.com/dictionary/logocentrism.
Encyclopædia Britannica, inc. (n.d.). Jacques Derrida. Encyclopædia Britannica. https://www.britannica.com/biography/Jacques-Derrida#ref748407.
Encyclopædia Britannica, inc. (n.d.). Deconstruction. Encyclopædia Britannica. https://www.britannica.com/topic/deconstruction.