Судхир Какар: биография и вклад в психологию

Биография: Судхир Какар — индийский психоаналитик, писатель и ученый, специализирующийся в области психологии культуры, психоанализа и религии. Какар принадлежит к психоаналитической школе мысли, основанной на работах Зигмунда Фрейда, которая утверждает, что все проявления поведения определяются латентными (скрытыми) причинами, уделяя большое внимание бессознательному. Авторитет доктора Какара признан во всем мире: Гарвардский университет назначил его старшим научным сотрудником Центра изучения мировых религий при престижном университете, а университеты Чикаго, Макгилла, Мельбурна, Гавайев и Вены пригласили доктора Какара в качестве приглашенного преподавателя.

Видная фигура в области культурной и религиозной психологии, а также писатель, доктор Какар является автором 21 нехудожественной книги и 6 художественных произведений. Его творчество охватывает такие темы, как психоаналитическое изучение индусского детства и общества, индийской идентичности и культурной психики, творчества и психологии терроризма. Среди его работ: «Шаманы, мистики и врачи (1982)», «Цвета насилия (1995)», «Аналитик и мистик (1991)», «Индийская психика (1996), «Культура и психика (1997)» и перевод «Камасутры (2002)».

В 1971 году Какар начал свое обучение психоанализу в Институте Зигмунда Фрейда во Франкфурте, Германия. Четыре года спустя он открыл психоаналитическую практику в Дели, где он возглавлял факультет гуманитарных и социальных наук в Индийском технологическом институте. Идиосинкразическое использование психоанализа доктором Какаром принесло ему несколько похвал, таких как премия Бойера 1987 года за психологическую антропологию Американской антропологической ассоциации и премия Абрахама Кардинера, Колумбийский университет, 2002 год.  Его характерный подход к восточной эпистемологии через призму западных методов психологического анализа позволил Какару внести множество интересных открытий в растущий корпус психологических исследований.

Вклад Судхира Какара в психоанализ

Наиболее известные работы Судхира Какара касаются следующих тем, критикуя существующие рамки и создавая новые идеи для психоаналитической мысли:

Что такое психоанализ:

Какар принадлежит к психоаналитической школе мысли, основанной на работах Зигмунда Фрейда, которая утверждает, что все проявления поведения определяются латентными (скрытыми) причинами, делая большой акцент на бессознательном. Психоанализ, таким образом, имеет дело с бессознательными желаниями, с акцентом на удовольствии и желании. Психоаналитики имеют дело с состояниями сознания, принципами удовлетворения и эрогенными зонами удовольствия, каждая из которых берет начало в одной из предложенных Фрейдом психосексуальных стадий. Подход Какара к психоанализу применяет эти рамки, при этом формируя их для применения к восточной культуре и мысли.

  1. Психоанализ культуры Какара:

Доктор Какар проводит глубокий анализ, помещая психоанализ как теоретико-клиническую модель в сложный индийский культурный контекст и его традиционные методы лечения. Его цель — обеспечить и доказать взаимосвязь между психической и социальной областями человеческого поведения. В интервью Scroll.in Какар объясняет: «Мое романтическое индийское видение реальности нелегко было примирить с ироничным психоаналитическим видением, равно как и индийский взгляд на личность и источники человеческих сил не мог быть примирен с фрейдистским взглядом (Zutshi, 2016)».

В глобальных отношениях между психологией и антропологией доминирует западная мысль, которая исторически интерпретирует «другого», его культуры и обычаи, связанные с «реальностью» этих культур, в редуктивных терминах, основанных на эволюционном взгляде, который рассматривает эти культуры в терминах предполагаемого «примитивизма». Таким образом, психоаналитический подход резко контрастировал с индийским и индуистским восприятием жизни. Индуистский взгляд, согласно Судхиру Какару, делает сильный акцент на потребности в сообществе и социальной принадлежности. Его работа по культурному психоанализу позволяет преодолеть разрыв между психоанализом и индийскими, точнее индуистскими, представлениями о духовности, сообществе и способах исцеления.

Работа Какара подчеркивает более общую связь между культурой и бессознательным; он подчеркивает, что индийский пациент, принадлежащий к высшему среднему классу и частично находящийся под влиянием западных ценностей, на уровне бессознательных процессов обнаруживает соответствующий психический компонент, сформированный на основе черт индийской или, более конкретно, индуистской культуры.

Он подчеркивает наблюдение, что в научном и художественном западном дискурсе значительное внимание уделяется тому, что происходит внутри крепости индивидуального тела. Он говорит о психоаналитической озабоченности бессознательным как определяющим фактором «Я» в различных западных и индийских течениях мысли. Доктор Какар утверждает, что «индийское «Я» гораздо более открыто и находится под сильным влиянием окружающей среды (Zutshi 2016)», что оно находится на пересечении тела и космоса. Это контрастирует с западной концепцией самости, которая на протяжении всего периода становления и последующей жизни современной психологии подчеркивает самость как индивидуальное следствие уникального прошлого каждого человека, его желаний и черт характера.

  1.  Судхир Какар: психоанализ мистицизма

Работы Судхира Какара преимущественно касаются сложности и богатства ритуальных практик, характерных для социальной антропологии и психологии Индии. Увлеченный духовными элементами индуистской культуры, доктор Какар стремится преодолеть разрыв между психоанализом и индийской мистической традицией. Мистическое» предстает как отчетливая характеристика доминирующей индийской культурной традиции, неопределенно относящаяся к духовным целительским практикам и обычаям, характерным для Востока. Несмотря на значительную историю в европейской культуре, современные мистические обычаи и традиции воспринимаются как продукт восточной культуры и истории.

В своей речи, произнесенной в Фонде Зигмунда Фрейда во Франкфурте, доктор Какар говорил о духовных практиках в контексте их психотерапевтической функции. И психоанализ, и духовные традиции признают главенство человеческого разума в плане страдания, переработки и преодоления эмоционального дистресса. Таким образом, эти две практики сходятся в подходе к первичным инстинктам бессознательного, которые вызывают чувства, лежащие, как утверждается, в основе психических заболеваний. В индуизме это пять страстей: сексуальное желание, гнев, жадность, увлеченность и эгоизм. В своем анализе Какар утверждает, что эти две традиции объединяет общая убежденность в том, что тревожные эпизоды, достойные лечения или исцеления, возникают внутри нас, а первопричина никогда не будет найдена во внешнем мире (Kakar 1982).

Во многих индуистских, буддистских и даосских школах эмпирическое понимание «истинной» природы «я» ищут через интенсивную практику медитативного созерцания (Kakar 1982). Считается, что эти медитативные практики направлены преимущественно на уменьшение шума и бликов, производимых чувственным «я». Этот взгляд можно проследить через аскетические ценности, а также психоаналитическую веру в то, что неправильное управление сексуальным желанием может быть феноменально пагубным для психического здоровья и развития человека.

Какар утверждает, что психоанализ также можно рассматривать как исключительно современную медитативную практику. Он предлагает включить восточные медитативные дисциплины в психоаналитическое обучение, чтобы по сути создать современную медитативную практику в традиционных рамках теории.

Читайте также: 10 знаменитых психологов и их вклад в развитие психологии

  1. Психоанализ сексуальности Какара:

Говоря об индуистской культуре, было бы неосторожно упустить сексуальные и чувственные аспекты этой религии. Доктор Какар, написавший в 2002 году перевод «Камасутры», стремился включить это в культурный и психоаналитический дискурс. Этот элемент пронизывает некоторые аспекты психоаналитической теории, но подход к сексуальности в основном заключается в том, что либидо и удовольствие извлекаются из эрогенных зон на различных «психо-сексуальных» стадиях развития.

Для Какара интерес представляет не столько сексуальность в Индии, сколько неприятие эротического, которое привело к тому, что Индия на протяжении двух столетий была «сексуальной пустошью (Zutshi 2016)». Доктор Какар обращает внимание на двойственность индуистской культуры: торжество сексуальности и прославление аскетизма. В то же время, когда создавалась «Камасутра», существовало несколько текстов, проповедующих аскетические идеалы и восхваляющих добродетель безбрачия для духовного прогресса. Какар использует культурный психоаналитический инструментарий, утверждая, что это явление обусловлено сочетанием британского ханжества, принятого высшими классами в рамках того, что можно назвать «идентификацией с агрессором», а также глубоко укоренившимся напряжением браминского аскетизма (Kakar 2016).

  1. Судхир Какар: Психоанализ религии

Судхир Какар последовательно наблюдает и комментирует религию через призму психоанализа. В разделе под названием «Психоанализ и религия заново» из своей книги «Аналитик и мистик (1991)» Какар прекрасно раскрывает основной контекст психоанализа и его подход к религии. Критика «враждебного подхода Фрейда к религии»; Какар стремится понять религиозные и духовные привычки в их психотерапевтической функции. Доминирующая психоаналитическая интерпретация рассматривает религиозную веру и молитву как «иллюзорное исполнение желаний», ее «власть над воображением человека считалась производной от беспомощности ребенка перед лицом угрожающего внешнего мира, с одной стороны, и его амбивалентных чувств к отцу, который является одновременно источником защиты и страха, с другой стороны (Kakar 2007)».

Психоаналитическая привычка патологизировать религиозное поведение — это то, что Какар стремился преодолеть и разрушить. Он повторяет в своей книге, что «религиозные ритуалы были язвительно осуждены с помощью психиатрических диагностических ярлыков, когда Фрейд сравнил религиозные практики с самоограничениями невротика-навязчивого состояния. Известный психоаналитик Вильгельм Райх приписывал мистические переживания неправильной интерпретации сексуальных чувств. Эта психопатологическая аналогия была распространена на внутреннее восприятие религиозной веры, которое сравнивалось с amentia, состоянием блаженного, галлюцинаторного замешательства (Kakar 2007)».

Неофрейдисты, такие как Эрих Фромм и Карен Хорни, однако, изменили прежние психоаналитические концепции, заявив, что общей задачей как психоанализа, так и религии является исцеление души человека. Доктор Какар заключает, что психоанализ разработал специфическую и сложную теорию кармы — влияния прошлого на настоящее — каноническую концепцию в индуистских текстах и верованиях.

Ссылки

Какар, Судхир. Аналитик и мистик: Психоаналитические размышления о религии и мистицизме. Penguin Books, 2007.

Zutshi, Vikram. «Индия была сексуальной пустошью в течение двух столетий»: Интервью с психоаналитиком Судхиром Какаром». Scroll.in, Scroll.in, 28 Dec. 2016, scroll.in/magazine/817637/india-has-been-a-sexual-wasteland-for-two-centuries-an-interview-with-psychoanalyst-sudhir-kakar.

Какар, Судхир. «Психоанализ и восточные традиции духовного целительства». Journal of Analytical Psychology, vol. 5, no. 48, 2003, pp. 659-678.

Kakar, Sudhir. «Размышления о психоанализе, индийской культуре и мистицизме». Journal of Indian Philosophy, vol. 10, no. 3, 1982, pp. 289-297, doi:10.1007/bf00240668.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий