Стили воспитания и их влияние на детей

Аннотация: Первые годы жизни человека считаются одним из самых важных периодов развития. Говорят, что дети подобны губке — они впитывают все. Родители являются основными контактами детей, поэтому то, как родители или воспитатели взаимодействуют с ребенком, оказывает на него огромное влияние. Это влияние может быть как краткосрочным, так и долгосрочным. Стиль воспитания влияет на все аспекты ребенка, начиная с его мышления и заканчивая манерой одеваться и говорить. В данной статье будут рассмотрены различные стили воспитания и их влияние на детей. Для этого в статье будут рассмотрены четыре различных типа стилей воспитания, основанных на теории Баумринд, проанализировано влияние каждого из стилей на ребенка, а также рассмотрены факторы, влияющие на стили воспитания, применяемые родителями. В статье также будут рассмотрены культурные различия в воспитании детей с акцентом на Индию.

Введение: Родители выполняют работу, которую можно с легкостью назвать самой трудной в мире. В процессе взросления дети проходят через ряд изменений, включая биологические, эмоциональные, когнитивные и социальные изменения (Kopko, 2007). Для родителя очень важно найти правильный баланс, обеспечивая дисциплину и зрелость и одновременно создавая теплую и отзывчивую атмосферу (Bornstein, 2007). На стиль воспитания ребенка часто влияет стиль воспитания родителей или стиль воспитания, которому они были подвержены, сверстники, эксперты или даже популярная культура или последние причуды. Если родители уже рожали детей, то на их стиль воспитания второго ребенка также повлияет опыт, полученный ими при воспитании первенца. Иногда советы из этих различных источников могут противоречить друг другу, и поэтому достижение баланса может стать трудной задачей для родителей, особенно для тех, кто впервые становится родителем.

Теория стилей воспитания Баумринд

В 1960-х годах психолог Диана Баумринд на основе наблюдений и анализа выдвинула четыре различных стиля воспитания: авторитетный, авторитарный, вседозволенный и пренебрежительный или невовлеченный. Эти стили были классифицированы на основе двух основных аспектов родительского поведения — родительского контроля и родительского тепла. Родительский контроль относится к «степени, в которой родители управляют поведением своих детей», варьируясь от очень контролирующего до мягкого в установлении правил и требований (Kopko, 2007). Родительская теплота, с другой стороны, относится к «степени, в которой родители принимают и учитывают поведение своих детей» (Kopko, 2007).

Авторитетные родители тверды со своими детьми, но в то же время теплы. Они устанавливают определенные правила для своих детей, но открыты для обсуждения и аргументации. Они возлагают большие надежды на своих детей и поощряют их самостоятельность в рамках своих возможностей (Копко, 2007). Известно, что такие родители также используют системы поощрений, чтобы оценить хорошо выполненную работу и мотивировать ребенка. Наблюдения и анализ показывают, что, когда родители используют такой метод воспитания, ребенок способен лучше договариваться и вести дискуссии, поскольку он привык выражать свое мнение во время бесед с родителями. Поскольку дома к их мнениям и идеям относятся серьезно, они понимают, что их мнение важно и учитывается. Это делает их более социально сознательными и ответственными (Копко, 2007).

Авторитарные родители, напротив, осуществляют жесткий контроль над своими детьми и не проявляют теплоты по отношению к своим подопечным. Они разрабатывают систему наказаний для исправления любого нежелательного поведения. Этот стиль воспитания носит ограничительный характер, и зачастую «либо по-ихнему, либо по-высокому». Правила устанавливаются без консультации с ребенком и не требуют обсуждения. Поощряется очень мало самостоятельности, и исследования показали, что такие дети либо склонны быть покорными и чрезмерно зависимыми от родителей, либо бунтуют и проявляют агрессивные тенденции (Kopko, 2007).

Третий стиль воспитания, «вседозволенное воспитание», характеризуется родителями, которые чрезвычайно теплы и пассивны. Такие родители не требуют многого от своего ребенка и с трудом говорят ему «нет» из-за боязни вызвать его недовольство. Родители не принимают активного участия в принятии решений в жизни ребенка, поэтому многие важные решения ребенок принимает самостоятельно. Они просто дают советы своему ребенку, но окончательное решение в конечном итоге принимает сам ребенок. Такие дети не понимают концепции последствий и относятся к ним очень легкомысленно. Они не привыкли к отказам, в результате чего у них возникают проблемы с самоконтролем. Их отношения с другими сверстниками также страдают, потому что они склонны к развитию эгоизма и могут показаться эгоистами (Kopko, 2007).

Наконец, нерадивые родители не проявляют теплоты и не предъявляют никаких требований к своим детям. Они не вовлечены в дела своего ребенка и взаимодействуют с ним только в случае необходимости. Они равнодушны к чувствам и местонахождению своего ребенка и, как правило, заняты собственной жизнью или эгоцентричны. Такие родители не принимают во внимание идеи и мнения своих детей. Такой стиль воспитания обычно является результатом того, что родитель либо «сдался», либо результатом разочарования или усталости со стороны родителя (Kopko, 2007). Дети таких родителей демонстрируют поведение, похожее на поведение детей разрешительных родителей.

На стиль воспитания, выбранный воспитателями, влияют различные факторы. Оба родителя, если их двое, могут не использовать один и тот же стиль воспитания. Например, мать может быть попустительской, а отец — авторитарным. Важно, чтобы родители нашли способ работать вместе и найти компромисс между своими методами воспитания в определенных ситуациях, чтобы добиться положительного результата. Открытое несогласие обоих родителей при принятии решений, касающихся ребенка, может привести к конфликту, и ребенок может воспользоваться такой ситуацией. Например, если отец говорит, что ребенку нельзя идти на вечеринку, а мать говорит «да», ребенок все равно пойдет, несмотря на то, что отец предостерегал его от этого, потому что мать позаботится о том, чтобы его не наказали. Поведение ребенка также влияет на стиль воспитания. Например, бунтующий и непокорный ребенок приведет к тому, что родители будут либо осуществлять жесткий контроль (авторитарный стиль воспитания), чтобы выправить ребенка, либо пренебрегать ребенком (невовлеченный стиль воспитания) просто потому, что родители сдались и устали. Самомотивированный и готовый к сотрудничеству ребенок, напротив, заставит родителей использовать более авторитарный стиль воспитания и установить с ним хорошие отношения (Kopko, 2007). Другие внутренние факторы, такие как недостаток сна и настроение родителей, и внешние факторы, такие как обязанности на работе, финансовые трудности и стресс, также могут повлиять на применяемый стиль воспитания (Kopko, 2007).

Хотя не существует какого-то одного стиля воспитания, который был бы самым лучшим и наиболее подходящим, на основании исследований психологи считают, что авторитетный стиль воспитания является наиболее благоприятным. Они утверждают, что этот стиль является наиболее гибким и устанавливает правильный баланс между родительским контролем и родительской теплотой (Kopko, 2007). Дети, воспитанные авторитетными родителями, обычно демонстрируют самые положительные результаты и сохраняют здоровые отношения с родителями даже после того, как становятся взрослыми. Однако важно понимать, что воспитание детей зависит от многих факторов, и ключевым из них являются культурные различия. Необходимо помнить о культурном влиянии на семью. Авторитарный стиль воспитания может оказаться не самым подходящим для детей из разных этнических и социально-экономических слоев. Предыдущие исследования показывают, что авторитарный стиль лучше всего подходит для «белого ребенка среднего класса из нуклеарной семьи», в то время как он может оказаться не самым подходящим вариантом для детей, растущих в условиях определенных социальных и экономических ограничений (Bornstein & Bornstein, 2007). Было установлено, что если ребенок живет в безопасном районе, то предоставление ему некоторой свободы и гибкости будет благоприятным для него и приведет к положительным результатам. Однако это может быть не так в случае с ребенком, живущим в среде повышенного риска. Ребенку, живущему в такой среде, потребуется более высокая степень контроля (Bornstein & Bornstein, 2007). Например, для белого мальчика, растущего в нуклеарной семье из трех человек в пригороде Лос-Анджелеса, штат Калифорния, авторитетный стиль воспитания обеспечит положительные результаты для ребенка. В данном случае ребенок находится в привилегированном положении, поскольку не подвержен расовым или гендерным предрассудкам и растет в безопасном районе. Поскольку его родители явно экономически стабильны, чтобы жить в таком районе, на семью не оказывается социально-экономического давления. С другой стороны, возьмем пример маленькой азиатской девочки, растущей в трейлерном парке без отца. Ребенок подвергается расовым и гендерным предрассудкам. Мать девочки испытывает трудности с финансами и работает на двух работах, чтобы прокормить ребенка. Такой стиль воспитания здесь не сработает. Вместо этого для достижения успеха потребуется сочетание стилей воспитания.

Авторитарный стиль воспитания обычно используется родителями, принадлежащими к этническим меньшинствам. Такой стиль воспитания обычно связан с более низкими положительными результатами, однако, когда его применяют такие группы меньшинств, как азиатские и африканские семьи, он, как правило, приводит к положительным социальным результатам. Постановка определенных жестких целей и твердость в обращении со своими подопечными лучше всего работает для таких семей и может проявляться в более высоких академических успехах, что так ценится азиатами (Bornstein & Bornstein, 2007). Большая часть семей этнических меньшинств живет в опасных районах, где существует несколько рисков, и безопасность является большой проблемой. Это заставляет родителей устанавливать строгие правила и комендантский час, несмотря на сопротивление детей, потому что это более безопасный вариант. Авторитарный стиль воспитания в такой ситуации будет не так полезен, как авторитарный стиль воспитания (Kopko, 2007).

В такой стране, как Индия, старших очень уважают. Наша культура заставляет нас верить, что старшие знают лучше всех и что то, что они говорят, всегда правильно. В нашей культуре возраст прямо пропорционален мудрости и интеллекту, поэтому чем старше человек, тем лучше он знает в силу того, что «больше пережил». В связи с этим неповиновение желаниям наших родителей считается почти грехом и не одобряется. Большинство наших родителей выросли в семье строгих родителей, не допускавших никакой гибкости, и мы часто слышим, как наши родители говорят нам, что им никогда не разрешалось делать то, что разрешено нам сегодня. Поскольку их родители были авторитарными и большинство родителей их сверстников были такими же, они считают, что это самый эффективный стиль воспитания и верная формула успеха, и применяют те же стратегии к своим детям. Индийские родители, как и большинство родителей во всем мире, имеют огромные надежды на своих детей, поэтому они считают, что установление высоких и жестких стандартов для своих детей приведет к положительным результатам.

Заключение

Выбор правильного стиля воспитания имеет решающее значение для положительного развития ребенка. Воспитание — сложная тема, и на нее влияют различные факторы. Не следует слепо принимать тот или иной стиль воспитания только потому, что его придерживаются сверстники, или просто следовать последним тенденциям в воспитании детей. Хороший родитель при принятии решений будет учитывать потребности ребенка и семьи. Не существует оптимального стиля воспитания, который одинаково подходит для всех ситуаций и обстоятельств. Не существует однозначной формулы успеха, и родитель должен адаптироваться к меняющимся потребностям ребенка в зависимости от ситуации. Если для одной семьи может идеально подойти один стиль воспитания, то для другой может потребоваться сочетание стилей воспитания. Любой родитель, имеющий правильные намерения и готовый проявлять гибкость и вносить изменения, может добиться успеха, сохраняя крепкую связь со своими детьми.

 

Ссылки

Чанг, Мими (2018): Cultural differences in parenting styles and their effects on teens’ self-esteem, perceived parental relationship satisfaction, and self-satisfaction. figshare. Thesis. https://doi.org/10.1184/R1/6684062.v1

4 Parenting Styles — Characteristics And Effects [Infographic] — Parenting For Brain. (2020). Retrieved 23 March 2020, from https://www.parentingforbrain.com/4-baumrind-parenting-styles/.

Bornstein, L., & Bornstein, M. (2007). Retrieved 23 March 2020, from https://www.researchgate.net/profile/Jane_Drummond/publication/237297007_Parent_Support_Programs_and_Early_Childhood_Development_Comments_on_Goodson_and_Trivette_and_Dunst1/links/57b1b4a808ae95f9d8f4bad6.pdf#page=25.

Копко, К. (2007). Retrieved 23 March 2020, from https://www.countrysideday.org/wp-content/uploads/2014/09/Parenting-Styles-and-Adolescents.pdf.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий