Социомузыкология или социология музыки: Обзор

Социология музыки: Музыка — это искусство аранжировки звуков, включающее такие компоненты, как мелодия, гармония, ритм и тембр. Музыка в своей основе имеет социальную природу. Различные теоретики использовали социологию для интерпретации значения музыки. Символический интеракционизм рассматривает, как общий смысл конструируется через музыку, в то время как гештальт-перспектива понимает ее через воплощение смысла. Музыка играет важную роль в обществе, особенно как форма сопротивления. В данной статье рассматривается, как музыка используется в качестве политического инструмента в разные эпохи и культуры.

Введение: Музыка, подобно разговорному языку, может быть понята как форма коммуникации. Люди создают, потребляют и используют музыку для активного конструирования смысла. Социологически музыку можно деконструировать либо как объект — вневременное творение — либо как действие — то, что делают люди, поскольку она всегда существует в постоянном режиме (Roy & Dowd, 2010). Учитывая ее социальную природу, музыка — это область, которую можно и нужно изучать аналитически. Одним из способов анализа является социомузыкология, или социология музыки, которая изучает взаимодействия, происходящие вокруг музыки в повседневной жизни (Sociomusicology 2021).

Аннотация: Леви Штраус рассуждает о том, как музыка развивается в зависимости от окружающей среды. Ее вечная и подлинная природа может быть отнесена к социальному миру. Культура, таким образом, имеет значение, когда речь идет о компонентах музыки. Это может объяснить, почему музыка протеста была важным инструментом, используемым для инициирования революций во времени и пространстве. Война во Вьетнаме показала рост музыки сопротивления — люди маршировали по улицам, распевая такие песни, как «We Shall Overcome» и «The Times They Are A-Changing», что подтверждает аргумент Зиммеля о том, что музыка, вокальная или инструментальная, является формой коммуникации (Carr-Wilcoxson, 2010).

«Битва снаружи бушует

Will soon shake your windows

And rattle your walls

For the times they are a-changin'»

-Боб Дилан

Подобная лирика выражает антиистеблишментские настроения, которые были особенно сильны во время войны. Возможная интерпретация заключается в том, что Дилан выражает свое отвращение к правительству — битва снаружи, которая увидела свет благодаря правительству, скоро сотрясет их окна, потому что люди меняются; они против войны.

Ключевые теоретики: Символический интеракционизм анализирует создание и построение общего смысла через обмен языком и символами. Этот подход может быть использован для деконструкции концепции музыки Зиммеля. Музыка — это необработанное и прямое выражение человеческих эмоций. Устойчивая музыка точно описывает, как создается общий опыт, чтобы обеспечить смысл индивидуально и коллективно. Он различается в истории и культуре, поэтому смысл песни зависит от усвоенных эмоций ее социальной группы (Hunt, 2017).

Майерс понимает природу музыки с точки зрения гештальта. Он предложил концепцию воплощения смысла. По его словам, музыка имеет психологическое значение, которое создается из контекста и референций. Художники и композиторы переносят абстрактные образы и послания из своего сознания на свои песни. Слова, которые они выбрали для исполнения, имеют коннотативное значение, а социальный контекст помогает раскрыть смысл, стоящий за текстом (de Arce, 1974).

Роль музыки: Традиционно музыка играла роль объединения людей, но с индустриализацией общества музыка стала товаром. Вебер утверждает, что рационализация музыки стандартизировала ее создание, а капитализм вместе с ней привел к коммодификации музыки. Адорно придерживался аналогичного подхода и опасался пагубных последствий, с которыми столкнется музыка как вид искусства. Введение чартов могло подтолкнуть артистов к созданию музыки, которая непременно станет «хитом», ценой аутентичности. В современном обществе это можно наблюдать, особенно в мейнстримной западной музыке. Изначально альбомы создавались для того, чтобы рассказывать историю, но все больше и больше артистов создают альбом, который может обеспечить хитовый сингл или заглавный трек.

Если связать объяснение музыки Зиммелем с анализом товарного производства Вебера, то можно увидеть, как музыка помогала создавать и поддерживать социальные различия. Жанры, вероятно, существуют в иерархии ценностей, где высший эшелон потребляет «со вкусом» музыку, которая богата ценностями и производством, а простолюдины слушают музыку, которая является «бунтарской» и считается отвратительной. Существует связь между социальным и эстетическим, которая играет роль в конструировании социальной идентичности. Бурдье предположил, что буржуазия конвертирует свои культурные предпочтения в искусстве в культурный капитал, который позволяет им отличаться от «низших» классов общества (Hunt, 2017). То же самое можно сказать и о субкультурах. Рой описывает эстетическую идентичность как культурное соответствие художественных жанров социальным группам, которое отделяет «нас» от «них», придавая группе коллективную представительность. Можно оспорить тот факт, что жанровые границы становятся социальными границами.

Субкультуры используют искусство, моду, сленг и другие социальные маркеры для создания своей идентичности и придания этой идентичности смысла. Музыка играет важную роль в этом процессе. Панки слушали альт-рок и хэви-металл, в то время как хиппи больше увлекались фолком и рок-музыкой. Аналогичным образом, оркестровая и другие виды классической музыки ассоциировались с более богатыми слоями общества. Однако эти различия больше не являются статичными. С развитием потоковых сервисов и чартов музыкальная индустрия изменилась. Раньше, чтобы послушать альбом или песню, нужно было купить их физическую копию. Однако с появлением потоковых сервисов, таких как Youtube и Spotify, необходимость в этом отпала.

Переход от покупки физических копий к цифровым позволяет людям познакомиться с разнообразными исполнителями. Это означает, что жанры больше не ограничиваются определенной подгруппой общества. Жители Канады получили доступ к японской городской поп-музыке, R&B мигрировали в разные части света, культуры всего мира объединили хип-хоп со своей музыкой и так далее. Глобализация музыки сильно повлияла на популярность мейнстримной поп-музыки и на то, что считалось «поп-музыкой». В этот момент необходим критический анализ, потому что кто решает, что является популярной музыкой, а что нет, и как музыка становится популярной? На эти вопросы можно ответить, проанализировав эволюцию стриминга и чартов. До того как MTV популяризировало музыкальные видеоклипы, слушатели полагались на физические копии и радиостанции для прослушивания музыки. Появление MTV произвело революцию в музыкальной индустрии, поскольку артисты стали полагаться на визуальный аспект своей музыки, чтобы привлечь аудиторию. С тех пор потоковое воспроизведение музыки прошло путь от Napster до Limewire и пионера потокового воспроизведения — Spotify. Эти потоковые сервисы влияют на то, что считается популярной музыкой. Billboard Hot 100, например, зависит от отфильтрованных американских потоков Spotify, Apple Music, Youtube и Amazon.

В зависимости от того, что считается «хитом» и популярной музыкой, все больше и больше людей по всему миру будут с ней знакомиться. Акцент на новых исполнителях или внимание, которое эти потоковые сервисы уделяют менее известным исполнителям, позволяет большему количеству людей из разных уголков мира открыть их для себя. Жанры и исполнители больше не ограничиваются определенной аудиторией. Более интересным является тот факт, что артисты и продюсеры взяли на себя смелость экспериментировать и исследовать различные жанры, чаще всего объединяя разные жанры в один. Редко можно увидеть, чтобы поп-артист создавал музыку, строго придерживаясь определения «поп». Это привело к размыванию жанров — поп-артист может создавать музыку, почерпнутую из джаза и r&b, или брать элементы из альт-рока и инди-музыки. Музыка по-прежнему играет роль в формировании социальной идентичности человека, однако разделение, которое раньше было четким, стало более подвижным.

Мейнстримная музыка и политика: Искусство всегда было политическим. Как уже упоминалось ранее, музыка использовалась для передачи эмоций, которые люди испытывали в политически нестабильные времена. Они выражали свою позицию через создаваемое искусство. Можно сказать, что музыка играла особенно важную роль во время войны. Апартеид был трудным периодом для чернокожих людей, и на протяжении всей своей борьбы они использовали ритм и звук. Одна из самых ранних песен этого периода под названием «Ndodemnyama we Verwoerd» («Берегись, Вервурд») оказала большое влияние на движение борьбы. Текст песни переводится как «Вот черный человек, Вервурд! Берегись, вот черный человек, Вервурд!». В песне напрямую упоминается Хендрик Верверд, который был премьер-министром ЮАР с 1958 года до своего убийства. Его часто называли «архитектором аппартеида» за его роль во внедрении системы (Vershbow, 2010).

Среди других мощно сопротивляющихся музыкальных произведений этого периода можно назвать Killing in the Name группы Rage Against the Machine, Fight the Power группы Public Enemy, The Revolution Will Not Be Televised Гилла Скотта Херона и др. Музыка была сырой и неапологетичной в обличении системы. Однако после правления Буша произошел заметный спад в выпуске политической музыки. Артисты боялись высказывать свое мнение, и это связано с эволюцией потокового вещания и чартов. Происходящие изменения диктовали, насколько популярным будет артист, а чтобы стать популярным, ему нужны были связи с индустрией и признание публики. Сказав что-то «не то», можно было разрушить свою карьеру.

Группа Dixie Chicks — отличный тому пример. В 2003 году они сделали заявление с критикой правительства Буша, и публика сочла это невероятно противоречивым. Их диски, альбомы и товары были уничтожены, а люди активно бойкотировали их выступления и релизы, что нанесло ущерб их карьере до точки невозврата. Это сделало группу Dixie Chicks поучительным примером для артистов всех видов, которые пытаются выступить против правительства. Нельзя пренебрегать важностью чартов, потому что артисты, которые выпускали песни, критикующие правительство, после «Dixie Chicks», и близко не попадали в топ-40.

В 2004 году группа Green Day выпустила песню American Idiot, которая взяла людей штурмом. Эта панк-рок песня вернула элементы музыки протеста прежних времен и недвусмысленно осудила Буша и его реакцию на теракты 11 сентября. Наряду с «American Idiot» группа System of a Down выпустила песню B.Y.OB (Bring Your Own Bombs), которая стала, пожалуй, одной из самых популярных рок-песен года. Слова песни «Почему президенты не сражаются на войне, почему они посылают только бедных» особенно выделялись и четко передавали гнев и разочарование, ощущаемые в то время.

Ритмичное сопротивление по всему миру: Протестная музыка — это глобальное явление. В этих нестареющих произведениях можно увидеть следы сопротивления. Во время протестов CAA в Индии люди вышли на улицы, исполняя Hum Dekhenge, лирически сильную песню протеста. Строка из песни переводится как «Когда горы угнетения и жестокости разлетятся, как свалявшаяся шерсть, мы увидим». Эмоциональный катарсис, который дают такие песни, невероятен, они объединяют людей со всей страны, и единственное, на что они направлены, — это сопротивление системе. Учитывая разнообразие Индии, можно ожидать, что музыка протеста существует на разных языках, каждый из которых имеет свою собственную историю и общий смысл. Ариву, южноиндийский рэпер, критикует систему и призывает к злоупотреблению властью в своем рэп-произведении Hashtag Justice. Это прямой ответ на убийство под стражей отца и сына из Сатханкулама, города в штате Тамилнад.

Эбрайт, мексиканский музыкант, использует свою платформу, чтобы выступить против жестокостей, которые администрация Трампа совершает в отношении иммигрантов и, в частности, мексиканцев. Часть его песни Dreamers звучит следующим образом: «Чтобы сделать Америку великой, мой друг, / Им придется снова сделать Америку Мексикой / Все эти DREAMers могут утверждать, что они / Никогда не пересекали границу, граница пересекла их!». Для того чтобы Америка снова стала великой, она должна вернуть народу Мексики утраченные территории (во время войны между Мексикой и Америкой).

На протяжении всей своей карьеры BTS, идол-группа из Южной Кореи, выступала против деспотичного характера южнокорейского правительства, что привело к тому, что ряд их песен был отмечен как «спорные».  Am I Wrong — одна из таких песен, в которой содержится прямой выпад против элиты. Слова «Мы все собаки и свиньи» относятся к политическому скандалу с чиновником из министерства образования, а «Эй, кричите это MAYDAY MAYDAY» обращается к президенту, которому сейчас объявлен импичмент, в связи с ее катастрофическим управлением трагедией парома Sewol. Песня ставит под сомнение несправедливую динамику, существующую между элитой и простыми людьми. Интересно отметить, что выступления на сцене также отражают это.

Заключение: Музыка продолжает развиваться, и значение, которое она имеет в жизни отдельных людей и коллектива, зависит от контекста. Песни могут объединять людей благодаря своей непоколебимой политической позиции или потому, что они обеспечивают комфорт и исцеление. С ростом и развитием технологий ни один жанр не привязан к определенной социальной группе. Различия, которые когда-то были поразительно четкими, стали размытыми. Это не только позволяет широким слоям населения изучать больше стилей, но и дает возможность художникам экспериментировать со звуками и жанрами. Таким образом, отвечая на вопрос «Что социологического в музыке?», можно сказать, что все.

Ссылки

Карр-Уилкоксон, А. (2010). Протестная музыка войны во Вьетнаме: описание и классификация различных песен протеста (тезисы).

Де Арсе, Д. М. (1974). Современные социологические теории и социология музыки. Международный обзор эстетики и социологии музыки, 5(2), 231. https://doi.org/10.2307/836566.

Хант, П. (2017). The Sociology of Music. In K. Korgen (Ed.), The Cambridge Handbook of Sociology: Специальные и междисциплинарные исследования (pp. 304-310). Cambridge: Cambridge University Press. doi:10.1017/9781316418369.032

Roy, W. G., & Dowd, T. J. (2010). What Is Sociological about Music? Annual Review of Sociology, 36(1), 183-203. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.012809.102618

Вершбоу, М. Е. (2010, 1 июня). The Sounds of Resistance: Роль музыки в антиапартеидном движении Южной Африки. Inquiries Journal. http://www.inquiriesjournal.com/articles/265/the-sounds-of-resistance-the-role-ofn-south-africas-anti-apartheid-movement.

Фонд Викимедиа. (2021, 25 апреля). Социомузыкология. Википедия. https://en.wikipedia.org/wiki/Sociomusicology#:~:text=Социомузыкология.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий