Темы расы и этнической принадлежности часто обсуждаются в различных академических и общественных кругах. В данной статье дается краткое описание обоих этих понятий. Затем перечисляются различные социологические теории, связанные с расой и этничностью, такие как теория двойного сознания, теория расового формирования, системный расизм, внутренний колониализм, теория пересекаемости и, наконец, культура предрассудков. Затем статья переходит к описанию истории расы и расизма. Затем следует раздел о влиянии расы в повседневной жизни. Наконец, в заключение статьи несколько слов о пост-расовых перспективах и будущем расизма.
Что такое раса?
Идея расы основана на внешних физических различиях, которые в различных обществах считаются значимыми. Исторически значение расы менялось от связи с семейными или национальными узами до более пристального внимания к поверхностным признакам. В современное время раса рассматривается как социальная конструкция и не идентифицируется биологически. Она используется как ярлык для идентификации определенных групп людей. Этот ярлык неоднократно менялся в течение различных социальных эпох. Например, в 1919-м веке термин «негроид» был популярным обозначением чернокожих людей. Позднее, в 1960-х годах, он трансформировался в «негр». В 2121-й веке в США широко используется термин «афроамериканец» (Vyain et al. 2014).
Что такое этническая принадлежность?
Термин этническая принадлежность используется для описания общей культуры — группа людей идентифицирует себя друг с другом на основе схожих практик, верований, ценностей, языка и религии. Как и раса, этничность также используется в качестве метода идентификации. Существуют различные этнические группы, которые выделяют различные источники, такие как этнолингвистический, этнонациональный, этнорасовый, этнорегиональный и этнорелигиозный (Vyain et al. 2014).
Социологические теории: Раса и этничность
Раса и этничность могут быть изучены с помощью многих теорий. Ниже приводится их подробное описание:
Двойное сознание
Термин «двойное сознание» — это социально-философская концепция, первоначально использовавшаяся для обозначения внутренней двойственности, испытываемой афроамериканцами в 20-е годы.20-м веке. Уильям Эдвард Бургхард Дю Буа ввел этот термин в 1903 году. По мнению Дю Буа, чернокожие жители Америки испытывали контраст мыслей и идеалов, и это ощущение было постоянной частью их сознания. Причиной такого разброса в сознании было расовое угнетение, с которым они сталкивались в виде законов Джима Кроу на Юге и сегрегации на Севере. Дю Буа утверждал, что американские негры ведут двойную жизнь: один — как негр, другой — как американец. Теоретическая перспектива двойного сознания по-прежнему актуальна в наши дни при обсуждении парадоксов жизни чернокожих (Pittman 2016).
Теория расовой формации
Майкл Оми и Говард Винант разработали теорию расового формирования в 1986 году. Эта перспектива широко используется социологами для понимания вклада расы в развитие США во второй половине двадцатого века. Оми и Винант определили расовое формирование как социально-исторический процесс, в ходе которого создаются и распространяются расовые различия. Они изучали роль, которую раса играла в социальных, политических и экономических институтах. Самое главное, что эта теория рассматривает расу как с исторической, так и с современной точки зрения. Социологи использовали эту перспективу, чтобы дать объяснения различиям между людьми. Расовый проект — это социальная репрезентация части общества. Например, распространенным расовым проектом было использование расы для обоснования различий в доходах и богатстве в обществе.
Системный расизм
Системный расизм также называют структурным или институциональным расизмом. Он включает в себя политику и процессы, встроенные в социальные институты, которые исключают и ставят в невыгодное положение афроамериканцев. Это скрытая форма расизма, поскольку неравенство в виде дискриминации в жилищной сфере, здравоохранении и уголовном правосудии нормализуется. Некоторые случаи системного расизма также являются явными. Например, законы Джима Кроу в США и исключение коренных североамериканских женщин из всеобщего избирательного движения («Forms of Racism» n.d.). Протесты Black Lives Matter по всему миру звучат как призыв к прекращению системного расизма, особенно в форме жестокости полиции и уголовного правосудия.
Внутренний колониализм
Это была американская расовая теория с 1950 по 1990-е годы. Внутренний колониализм развивался как идеология для объяснения расовых последствий изоляции и бедности коренных общин. Эта точка зрения была широко принята чернокожими и чиканос (мексиканцами) для иллюстрации их подчиненного положения в США. Эти две группы жили в стране как колонизированное население и видели, как их коренной образ жизни был разрушен в результате рабства и военной оккупации. Судьба негров и чиканос была похожа на судьбу колониальных субъектов третьего мира, поскольку они страдали от расизма и господства других. Внутренний колониализм получил наибольшее распространение в 1960-х и 1970-х годах, когда движение за гражданские права приобрело радикальный характер (Gutiérrez 2004). Правозащитник Малкольм Икс был важным защитником этой теории.
Теория межсекторности
Профессор Кимберле Креншоу ввела понятие «интерсекциональность» для описания пересечения и взаимопересечения расы, пола и класса. Эта теория возникла в результате дискуссий и дебатов в рамках критической расовой теории. В 1989 году Креншоу опубликовала работу под названием «Демаргинализация пересечения расы и пола». В ней она упомянула три судебных дела, в которых речь шла как о расовой, так и о половой дискриминации. Она утверждала, что отношение к чернокожим женщинам как к чисто черным или чисто женщинам — это узкий взгляд на дискриминацию. Креншоу заявила, что чернокожие женщины сталкиваются с предрассудками как по половому, так и по расовому признаку, а иногда даже по обоим вместе. Она выступала за отношение к чернокожим женщинам как к группе, что помогло бы решить специфические проблемы, с которыми они сталкиваются (Coston 2019).
Культура предрассудков
Эта теория описывает концепцию, согласно которой предрассудки заложены в каждой культуре. Случайные расистские образы присутствуют в фильмах, рекламе и ресторанах. Поскольку все подвержены воздействию таких мыслей и образов, невозможно проследить происхождение предрассудков и степень их влияния на мыслительные процессы. Существует множество сложностей, связанных с выявлением расистского поведения, поскольку оно может быть малозаметным. Наконец, эта теория также рассматривает взаимодействие расизма с сексизмом и колониализмом.
История расы и расизма
Концепция расы была создана для того, чтобы наделить белых людей легитимной властью доминировать над небелыми людьми. Создание расизма имеет долгую историю. Вначале в качестве оправдания расизма использовалась религия. В 1616-м и 1716-м веках христианство считало цветных людей бездушными и языческими. Эта идеология поддерживала растущие тенденции рабства в Соединенных Штатах. В 1919-м веке в Европе Дарвин опубликовал свою книгу «О происхождении видов», которая привела к социал-дарвинизму. Европейский и американский геноцид и колонизация родных земель поддерживались теорией выживания сильнейшего. В 1850 году Роберт Нокс начал предоставлять научные доказательства расовых предрассудков. Он сравнил анатомию белых и черных людей и заявил, что цветные люди интеллектуально неполноценны из-за особенностей строения мозга. Его выводы были ошибочными, поскольку его заключение было основано на изучении только одного человека. К сожалению, исследования Нокса способствовали росту евгенического движения. Евгеники верили в улучшение человеческого рода путем поощрения воспроизводства «генетически здоровых» людей. Американское евгеническое движение также вдохновило нацистов и впоследствии привело к Холокосту в 20-м году.20-м веке («A History» 2005).
Раса и повседневная жизнь
Расизм часто учит людей о недостатках, с которыми сталкиваются чернокожие, но не признает преимуществ, предоставляемых белым людям. Это называется «привилегия белых». В статье под названием «Привилегия белых: Распаковка невидимого ранца» написана Пегги Макинтош на эту тему. Будучи белой женщиной, она определила пятьдесят эффектов белой привилегии, которые она может использовать в любой день. Например, она отметила, что если ей когда-нибудь придется переехать, она сможет позволить себе жилье в районе, в котором она хотела бы жить. Макинтош может обратиться к средствам массовой информации, таким как газеты и телевидение, и увидеть, что люди ее расы представлены адекватно и правильно. Более того, она всегда могла найти в супермаркете основные продукты питания, соответствующие ее культурным традициям, а когда ей нужно было подстричься, ей не нужно было искать специального парикмахера. Макинтош также упоминает, что если ей нужны были бинты «телесного» цвета, она могла найти те, которые соответствовали цвету ее кожи. Наконец, она также рассказала о том, что ее раса никогда не работала против нее, когда ей требовалась медицинская или юридическая помощь. Это лишь несколько примеров того, как белые люди легкомысленно относятся к ежедневному опыту, который поддерживается их привилегиями. Важно, чтобы все, кто получает выгоду от своей расы, признавали свои привилегии, а не отрицали их (McIntosh 2003).
Читайте: Как применять социологию в повседневной жизни
Влияние расы и этнической принадлежности
Есть три важных термина, когда речь идет о влиянии расы и этнической принадлежности. Это стереотипы, предрассудки и дискриминация.
Стереотипы — это обобщения о группах людей, которые не учитывают индивидуальные различия. Они склонны максимально подчеркивать различия между культурами и одновременно максимально подчеркивать сходство одной культуры. Стереотипы вредны, потому что они склонны создавать самоисполняющиеся пророчества. Например, если белым мужчинам часто говорят, что чернокожие обладают лучшими спортивными способностями, они могут показывать худшие результаты, чем те белые мужчины, у которых этот стереотип не подкрепляется.
Предрассудки — это глубоко укоренившееся негативное отношение к определенной группе людей. Они не основаны на реальном опыте, а скорее на предположениях. Расизм является выражением как стереотипов, так и предрассудков в отношении черной расы. Белые люди придерживаются предубеждения, что они превосходят других, и это убеждение используется для оправдания их несправедливых действий. Например, Ку-клукс-клан — это американская расистская организация белых верхов, которая поощряет преступления на почве ненависти и высказывания против афроамериканцев. Другим примером расизма и расистского профилирования является непропорционально высокое число чернокожих мужчин, которые становятся жертвами жестокости полиции и уголовных приговоров.
Дискриминация — это любое действие, предпринятое на основе стереотипов и предрассудков в отношении какого-либо сообщества. Существует множество форм дискриминации по расовому и этническому признаку. В прежние времена открытая дискриминация через законы Джима Кроу, такие как таблички «Только для белых», была популярна в южных штатах. Многие владельцы предприятий также вешали таблички типа «Требуется помощь: Ирландцы не требуются». В отличие от этого, сегодня более распространены скрытые формы дискриминации. Например, это может быть отсутствие доступа к здравоохранению или жилью для чернокожего населения. Важно понимать, что расизм нельзя искоренить простым запретом дискриминационных действий. Эмиль Дюркгейм назвал расизм социальным фактом. Это означает, что даже если люди не предпринимают никаких действий, они могут продолжать придерживаться и распространять расистские убеждения.
Пост-расистское обещание
Было много случаев, когда миллениалов называли «пост-расовыми». Предполагалось, что после избрания Барака Обамы первым чернокожим президентом Соединенные Штаты окончательно покончили с расизмом. Но это ложь. Достаточно заглянуть в социальные сети, чтобы увидеть продолжающиеся протесты Black Lives Matter как в США, так и по всему миру. Ужасающие смерти Джорджа Флойда и многих других разъярили молодежь и вытолкнули ее на улицы, даже в разгар глобальной пандемии. Протестующие требуют отмены финансирования полицейских департаментов, а также демонтажа статуй конфедератов, которые на самом деле являются расистскими символами. Это поколение проголосовало за Барака Обаму, но они не должны воспринимать это как выполнение обещания о том, что расовая ситуация изменится. Они должны продолжать маршировать за лучший мир. Мир, в котором раса признается, но не используется как единица угнетения. Мы не должны действовать бесцветно. Вместо этого мы должны праздновать каждый цвет в равной степени.
Ссылки
История: The Construction of Race and Racism [PDF файл]. (2005). Центр Западных Штатов. Получено с https://www.racialequitytools.org/resourcefiles/Western%20States%20-%20Construction%20of%20Race.pdf.
Коастон, Дж. (2019). The intersectionality wars. Retrieved from https://www.vox.com/the-highlight/2019/5/20/18542843/intersectionality-conservatism-law-race-gender-discrimination
Forms of Racism. (n.d.). Получено с http://www.aclrc.com/forms-of-racism.
Гутьеррес, Р. (2004). ВНУТРЕННИЙ КОЛОНИАЛИЗМ: американская теория расы. Du Bois Review: Исследования социальных наук о расе, 1(2), 281-295. DOI:10.1017/S1742058X04042043
Макинтош, П. (2003). Привилегия белых: Распаковка невидимого ранца. В S. Plous (Ed.), Understanding prejudice and discrimination (p. 191-196). McGraw-Hill.
Питтман, Дж. П. (2016). Двойное сознание. Получено с сайта https://plato.stanford.edu/entries/double-consciousness/.
Вайн, С., Скарамуццо, Г., Коди-Рыжевски, С., Гриффитс, Х., Стрейер, Э., Кейрнс, Н., Литтл, У. (2014). Глава 11. Раса и этничность. Retrieved from https://opentextbc.ca/introductiontosociology/chapter/chapter11/#section11.3.