Синопсис: В данной статье дается краткий обзор широкого предмета социологии права. Понимая, как многогранная субдисциплина отличается от традиционных подходов, исследуя, как социология может быть использована различными способами в юридических исследованиях, и предоставляя различные современные подходы к социально-правовым дискурсам, статья стремится объяснить, как социология и право могут взаимодействовать и смешиваться как единая область исследования.
Понимание социологии права:
Как следует из названия, социология права — это междисциплинарный подход к изучению права и социологии. Основная задача этой дисциплины — понять закон через призму общества и норм внутри него. Законы не могут быть разработаны или реализованы сами по себе — чтобы быть практически применимыми, они должны существовать в обществе. Именно этим занимается социология права. Поскольку законы не имеют никакой ценности, если они не соответствуют социальным нормам, важно включить роль общества, ценности и нормы, существующие в нем, в традиционные исследования права.
Однако существуют некоторые разногласия по поводу того, следует ли рассматривать социологию права как субдисциплину в рамках широкого предмета социологии, или же она должна относиться к области права и общества, как один из подходов к ее изучению. Чтобы лучше понять эту дилемму, давайте сначала определим, что такое социология права.
Среди множества определений предмета трудно выбрать одно, которое бы адекватно резюмировало значение социологии права. Тимашефф (1937) определяет ее как «новую науку, (которая) изучает поведение человека в обществе в той мере, в какой оно определяется общепризнанными этико-правовыми нормами, и в той мере, в какой оно влияет на них». Люди расходятся в понимании того, к какому более широкому предмету, социологии или правоведению, должен относиться данный подраздел. Некоторые настаивают на том, что социология права может быть только частью социологии, поскольку поддержание права важно для эффективного функционирования любого общества, которым занимается социология, в то время как другие считают, что этот предмет является просто областью исследований, которая соединяет право и социологию. К какой бы дисциплине она ни принадлежала, социология права в основном фокусируется на объединении социологии и права, а также должна черпать знания из других социальных наук — психологии, криминологии, географии, антропологии и т.д.
Истоки субдисциплины:
Работы барона де Монтескье (1689-1755) лежат у истоков социологии права. Уделяя основное внимание естественным законам, Монтескье объяснял законы различных обществ и сравнивал их, чтобы проиллюстрировать, как законы зависят от географического положения и, что более важно, от культуры обществ, их социальных условий и исторического прошлого. Благоприятность законов можно определить по тому, насколько они справедливы, а также по тому, являются ли они морально приемлемыми или нет.
Социолог Макс Вебер в своей работе «Типы легитимного господства» определяет один из трех типов идеальной власти как рационально-правовое господство. Этот тип власти не зависит от самого человека. Определенные нормы в обществе придают законность правилам и людям, занимающим властные позиции. Закон, таким образом, рационализируется социальными ценностями и нормами. Другой социолог, Эмиль Дюркгейм, выделил два типа законов: репрессивные и реститутивные. Репрессивные законы в основном проявляются в обществах с «механической солидарностью», то есть в простых обществах, где люди связаны с другими членами общества по «сходству», которое они разделяют. Чтобы привить такую солидарность, репрессивные законы навязываются обществу в целом, а значит, и людям, которые принадлежат к этому обществу, таким образом, что индивиды и общество становятся взаимозависимыми, и индивид не существует отдельно от общества. В «современных», сложных обществах, с другой стороны, существует органическая солидарность, которая формируется из-за специализации труда, что создает зависимость одного члена общества от других. Поскольку все люди отличаются друг от друга, существует более высокий уровень индивидуализации и более высокая степень взаимодействия, которое должно направляться определенными законами для обеспечения эффективного функционирования общества.
Карл Реннер, Кан-Фройнд, Ойген Эрлих и Жорж Гурвич являются одними из тех, кто внес значительный вклад в развитие социологии права.
Социология права против традиционной юридической науки:
Традиционные юридические исследования рассматривают право только как свод правил, норм и мандатов, налагаемых на людей и их институты в соответствии с принятыми по ним решениями. Однако эти максимы существуют вне сферы общества, то есть, когда они приводятся в действие, они изолированы или отделены от общества, из которого они, собственно, и происходят. Какими бы необходимыми они ни были, без учета социального контекста, из которого они возникают, закон и связанные с ним принципы не могут быть представлены, изучены или установлены в полном объеме. Здесь в игру вступает социология права. Предмет социологии права также сосредоточен на праве, но в более социальном аспекте. Она принимает во внимание изменения и развитие институциональных процедур и то, как они происходят относительно социально-экономической, политической и культурной структуры, существующей в обществе. Хотя традиционное изучение права все еще пытается отделить себя от других институтов общества как отдельную, самодостаточную сущность, тем не менее, его фундаментальная природа связывает его с ними, как в деятельности, так и исторически, и этот факт в первую очередь интересует социологию права.
Использование социологии для понимания правовых исследований:
Существует три способа социологического подхода к праву и правоведению:
- Закон и общество: Этот подход был разработан как попытка социологов, которые чувствовали необходимость интегрировать общество в изучение права и создать отдельную область для его изучения. Он схож с социологией права в том смысле, что определяет фундаментальный принцип, согласно которому право не может существовать вне или вне связи с обществом. Однако она отличается от социологии права тем, что, включая социальный контекст в право, она не ограничивается социологией ни в теории, ни в применении.
- Социологическая юриспруденция: Хотя семантически эти два понятия могут быть взаимозаменяемы, социология права отличается от юриспруденции. Социология права фокусируется в основном на описании или теоретическом аспекте правовых исследований с точки зрения социологического подхода. Социологическая юриспруденция, с другой стороны, также известна как «функциональная юриспруденция», другими эквивалентами которой являются «юриспруденция интересов» и «юриспруденция социальной инженерии». Это связано с тем, что она фокусируется непосредственно на правовых институтах и практиках в обществе, т.е. она имеет дело с существующими проблемами в обществе и стремится разработать правовые решения для них, таким образом, чтобы право, как эффективное средство разрешения противостояния между людьми в обществе.
- Современный подход — социология права: В этом подходе право рассматривается с точки зрения различных парадигм, существующих в социологии. Теоретики конфликта, например, описывают властную грань правового поведения, в то время как функционалисты видят в нем необходимость обеспечения социального регулирования. Понятно, что сторонники символического взаимодействия теоретизируют, как закон в его нынешней форме развивался, чтобы удовлетворять потребности социальных и моральных условий. Дональд Блэк, американский социолог, разработал социологию права как «чистую науку», которая концентрируется на результатах правовых условий. Другими словами, социология права — это социологическое понимание права.
Последние достижения в интерпретации социологии права:
- Глобализация: Определяемая как «непрерывный процесс, включающий взаимосвязанные изменения в экономической, культурной, социальной и политической сферах общества» (Cole, 2019), глобализация объединяет компоненты как социологии, так и права. С точки зрения социологии, глобализация — это процесс, который поддерживает и усиливает распространение различных традиций, норм, ценностей, верований и идей и обеспечивает их смешение между различными культурами по всему миру. Эта культурная диверсификация создает основу, на которой все экономические и политические начинания могут функционировать без трений. Право становится важной системой, обеспечивающей общую правовую основу между странами для преодоления культурных различий, уважения культурных ценностей друг друга и единодушного и однозначного подхода к международной торговле и общению. Другими словами, чтобы обеспечить гармоничный экономический обмен между двумя странами при сохранении культурного единства, в условиях глобализации необходима четко определенная правовая система.
- Правовая культура: Она определяется как «мнения, установки, ценности и ожидания в отношении права и правовых институтов». Другими словами, она определяет нормы, убеждения, обычаи, практику и ожидания, которые определяют работу правовых институтов и исполнение законодательно установленных норм, правил и приказов. Проще говоря, правовая культура определяет социальное поведение и подходы, которые считаются подходящими для правовых систем. Поскольку культурные и исторические обстоятельства определяют ожидаемое социальное поведение в конкретном месте или времени, правовые культуры различаются в зависимости от региона. Другими словами, даже если правовые кодификации двух стран одинаковы, то то, как они понимаются и выполняются, в реальности может сильно отличаться. Правовые культуры используются в социально-правовой методологии глобализации наряду с правовым плюрализмом.
- Правовой плюрализм: Davies (2010) описывает правовой плюрализм как «идею о том, что в любом географическом пространстве, определяемом условными границами национального государства, существует более одного закона или правовой системы». По словам Дэвида С. Кларка в его книге «Энциклопедия права и общества: Американские и глобальные перспективы», правовой плюрализм — это концепция, используемая для описания многоуровневой природы законов в пределах одного государства или общества, где происхождение «легитимности», предоставляемой каждому слою законов, различно. Используя комплексный подход, включающий как уполномоченные государством правовые институты и лица, так и неофициальные нормативные санкции, правовой плюрализм расширяет определение права.
- Право и феминизм: С помощью феминистской теории права или феминистской юриспруденции феминизм нашел место в предмете, который имеет решающее значение для феминистского движения. Феминистская юриспруденция в первую очередь фокусируется на решении вопросов исторического неравенства между полами на социальной, политической и экономической почве, а также на внедрении теории в практику для реформирования идеи гендера в юридической практике. Определяя патриархальное влияние на правовые системы и, как следствие, экономическое, политическое и социальное воздействие на девочек, женщин и нецисгендерных людей, феминистская юриспруденция стремится уменьшить трения в доступности права для обездоленных.
Немецкий социолог Никлас Луманн также известен тем, что впервые ввел биологическую концепцию «аутопоэзиса» в область социологии права, за ним последовал Гюнтер Тейбнер.
Ассоциация «Право и общество» (LSA), Исследовательский комитет по социологии права (RCSL), секции в социологических организациях, таких как Американская социологическая ассоциация (ASA), журналы, такие как Law and Society Review, International Journal of the Sociology of Law, The Journal of Law and Society и т.д., — вот несколько институтов и ресурсов, посвященных развитию социально-правовых исследований.
Ссылки
Банакар, Р. (2011, 1 февраля). Социология права: От индустриализации к глобализации. SSRN. https://ssrn.com/abstract=1761466
Дэвис, М. (2010). Правовой плюрализм. В Оксфордских справочниках онлайн. Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199542475.013.0034
Дюркгейм Э. (2013). Разделение труда в обществе (S. Lukes, Ed.; W. D. Halls, Trans.). Palgrave Macmillan.
Фрэнсис, Л., & Смит, П. (2009). Феминистская философия права. Стэнфордская философская энциклопедия. https://plato.stanford.edu/entries/feminism-law/.
«Правовая культура». Энциклопедия американской конституции. . Retrieved June 02, 2021 from Encyclopedia.com: https://www.encyclopedia.com/politics/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/legal-culture
Тимашефф, Н. С. (1937). Что такое «социология права»? Американский журнал социологии, 43(2), 225-235. https://doi.org/10.1086/217681
Вебер, М. (2019). Экономика и общество: Новый перевод (K. Tribe, Trans.). Harvard University Press.