Синопсис: В данной статье рассматривается дисциплина «Социология образования», являющаяся отраслью более широкого предмета социологии, ее значение, история развития, важность, различия с социологией образования и сфера применения. В ней также показано, как можно изучать образование, используя три основные теоретические перспективы в социологии.
Что такое социология образования?
Чтобы понять, что представляет собой социология образования, необходимо, прежде всего, дать определение образования с точки зрения социологии. В социологии образование рассматривается как социальный институт, который служит цели социализации человека с самого его рождения в системе общества. Хенслин (2017) определяет образование как «формальную систему», которая занимается передачей знаний людям, прививает мораль и убеждения (которые соответствуют культуре и обществу), а также обеспечивает формальное обучение для развития навыков. В неиндустриальных, простых обществах особого института образования не существовало.
В течение довольно длительного периода после того, как оно было создано как формальное средство развития знаний, образование было доступно только тем, кто был достаточно привилегирован, чтобы позволить себе его. Требования индустриализации иметь грамотных работников для некоторых видов работ в значительной степени изменили структуру системы образования. Даже в современном мире система образования в разных странах различается в силу различных факторов, начиная от культурных ценностей и заканчивая наличием необходимых ресурсов.
Социология образования — это дисциплина или область исследования, которая занимается изучением института образования и всех других факторов, связанных с ним, в обществе. Социология образования также определяется как академическая дисциплина, которая «изучает способы, которыми опыт отдельных людей влияет на их образовательные достижения и результаты» (Williams, 2011). Скотт (2014) утверждает, что предмет «в основном касается школьного образования, и особенно систем массового школьного образования современных индустриальных обществ, включая расширение высшего, дополнительного, взрослого и непрерывного образования».
Проще говоря, эта дисциплина изучает образование как социальный институт, рассматривает его функции, роли и другие виды поведения в более широком социальном контексте, а также то, как оно влияет на людей и получает от них взаимное влияние. Она подчеркивает значение образования в рамках различных культур и других социальных групп, а также оценивает факторы (такие как экономические, политические и т.д.), связанные с людьми, которые могут повлиять на их доступ к образованию. Некоторые темы, обсуждаемые в этой области, включают модули или учебные программы, методы тестирования (например, стандартизированное тестирование) и т.д.
Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Ланселот Хогбен, Талкотт Парсонс, Пьер Бурдье, Джеймс Коулман, Джон Уилфред Мейер и другие ученые, связанные с социологией образования. В Индии эта дисциплина стала популярной благодаря таким ученым, как Мадхав Садашив Гор, Акшай Раманлал Десаи, Йогендра Сингх, Шьяма Чаран Дубе и другим (Pathania, 2013).
Историческая справка:
Французский социолог Эмиль Дюркгейм был тем человеком, который помог основать социологию как официальную учебную дисциплину. Дюркгейм также стал первым профессором социологии, первым человеком, который стремился к социологическому пониманию функционирования общества, и первым, кто начал дискуссию о социологии образования (Boronski & Hassan, 2020). Он определил, что основой органической солидарности является нравственное воспитание, в котором самодисциплина и сдерживание своих желаний являются важнейшими принципами нравственного развития.
Однако еще до появления социологии как формальной академической дисциплины или интереса к ней на Западе арабский философ и историк Ибн Халдун был признан одним из первых мыслителей в социологии, и в социологии образования в частности. Халдун понимал образование как важный инструмент, развитие которого имеет решающее значение для роста и развития общества и экономики (Boronski & Hassan, 2020).
С появлением Фабианского общества, которое было основано в 1884 году, в середине двадцатого века социология образования начала свою раннюю стадию в Великобритании.
Boronski & Hassan (2020) описывают Фабианское общество и его деятельность как «политический фундамент» социологии образования в Великобритании. Методология, которой придерживались в это время, была «политической арифметикой»: изучение способности образования привести к обществу, которое в большей степени поддерживает и характеризуется демократией и связанными с ней принципами.
Интеллектуальные корни социологии образования в Великобритании лежат во влиянии структурного функционализма, сильно проявившегося как в Великобритании, так и в Америке. В 1970-х и 1980-х годах в британской социологии образования произошел резкий сдвиг в сторону более критического взгляда на образование. Это было названо «Новой социологией образования (НСО)», которая состояла не из одного, а из нескольких различных подходов к образованию, все из которых, однако, имели схожую основу: система или институт образования рассматривались как фундаментально неблагоприятные для тех, кто принадлежит к рабочему классу (Boronski & Hassan, 2020).
Феминистская перспектива социологии быстро развивалась в сценарии образования, предоставляя более смелый и расширенный голос повестке дня женского движения, и литература по этому вопросу, такая как труды Дейла Спенсера и Джуди Сэмюэл, также расширялась. Сегодня сама область социологии и, в частности, подобласть социологии образования сталкивается с постоянным и растущим спросом на то, чтобы сделать эту дисциплину более широкой, облегчая и поощряя включение в нее представителей глобального Юга.
Теоретические перспективы образования:
Социальный институт образования может быть рассмотрен с использованием трех основных теоретических перспектив в социологии:
- Структурный функционализм: Эта перспектива рассматривает образование как важнейший и неотъемлемый институт, который обеспечивает ряд преимуществ для общества (Henslin, 2017). Первая очевидная функция образования — это предоставление источника знаний и обучение основным способностям, необходимым как для выживания в обществе, так и для удовлетворения экономических потребностей. Стандартизированные результаты тестирования помогают работодателям отличать и отбирать «хороших» потенциальных работников от «плохих», когда не хватает предварительных знаний о каждом из них.
Вторая функция — содействие распространению или передаче основных культурных ценностей, норм, убеждений, идеалов, а также патриотических чувств по отношению к своей стране и гармонии по отношению к согражданам. Они передаются из поколения в поколение, чтобы обеспечить сохранение этих ценностей в неизменном виде.
«Социальная интеграция», то есть чувство солидарности по отношению к другим людям из-за того, что они одной с ними национальности, включение людей с особыми потребностями и т.д., является третьей явной функцией образования (Henslin, 2017). В то же время оно также выполняет функцию разделения людей на «соответствующие» группы на основе различий в их характеристиках (таких как заслуги, навыки и т.д.).
Другие функции варьируются от места к месту и включают обеспечение ухода за детьми, обеспечение питания (системы бесплатного полуденного питания), содействие половому воспитанию и надлежащему медицинскому обслуживанию, снижение уровня безработицы, а также обеспечение безопасности в обществе путем удержания людей в школах и от коррупционной деятельности (Henslin, 2017).
- Символический интеракционизм: Эта точка зрения фокусируется на взаимодействии, происходящем в школах — в классах, на игровых площадках и т.д., между учениками и учителями, а также между самими учениками, и на том, как это может повлиять на людей, вовлеченных во взаимодействие. Социализация в отношении гендерных ролей является основным примером влияния школьного взаимодействия на личность. Ожидания учителей, тип групп сверстников и т.д. влияют на успеваемость учеников (чем выше ожидания учителя, тем лучше будут успевать ученики, и наоборот) (Henslin, 2017). Ожидания самих студентов, основанные на их жизненных ситуациях (например, финансовых условиях), также влияют на успеваемость человека.
- Теория конфликта: Этой теоретической перспективе присущи скептическое и критическое отношение к системе образования. Согласно теоретикам конфликта, образование служит цели внедрения, повторения и поддержания классового разделения, существующего в обществе. Они утверждают наличие «скрытого учебного плана», который прививает такие ценности, как подчинение власти или авторитету, следование социальным или культурным правилам (например, поддержание расовой дискриминации, разное отношение к учащимся из разных социальных классов) и т.д. (Henslin, 2017).
Читайте также: Максималистская перспектива образования
Внедряя некоторые скрытые и некоторые видимые правила, школы также способствуют развитию существующих социальных структур (таких как капитализм: поощрение конкурентного поведения и натравливание учеников друг на друга на основе результатов тестов, социальное расслоение: регионы, где учатся ученики низших классов, имеют плохо финансируемые школы и т.д.), тем самым скорее способствуя их существованию, чем работая над их устранением из общества.
Другими теоретическими перспективами, оказавшими значительное влияние на то, как анализируется образование и система вокруг него, являются феминистские подходы, которые подчеркивают гендерные различия в образовании, причем третья волна феминизма также включает расовую и классовую дискриминацию в гендерный дисбаланс; и критическая расовая теория, которая фокусируется на всех вопросах, касающихся расы (в основном на препятствиях, с которыми люди сталкиваются из-за расы) в образовании (Robson, 2019).
Сфера применения социологии образования:
Социология образования охватывает широкий спектр тем. Общество и все другие компоненты в нем, такие как культура, класс, раса, пол и т.д., текущие процессы социализации, аккультурации, социальной организации и т.д., а также другие факторы, такие как статус, роли, ценности, мораль и т.д., — все это попадает в поле зрения данной области исследования (Satapathy, n.d.). Выравнивание дизайна образования в соответствии с географическими, этническими, языковыми потребностями и требованиями других подгрупп населения также относится к социологии образования. То, как экономическое происхождение и ситуация, семейные структуры и отношения, друзья, группы сверстников и учителя, а также другие более общие социальные вопросы влияют на личность, качество образования и доступность возможностей для учащихся, является неотъемлемым предметом рассмотрения в рамках социологии образования.
Значение изучения социологии образования:
Динамичная природа культуры, тот факт, что культура варьируется от одного места к другому, а иногда даже в пределах одного региона, и поскольку образование, культура и общество сильно влияют друг на друга, важно иметь понимание отношений между ними, чтобы образование могло эффективно использоваться в качестве инструмента для развития человечества (Satapathy, n.d.). Социология образования помогает в этом.
Благодаря социологии образования учителя могут изучать культурные различия, практиковать культурный релятивизм, понимать, как культурные различия проявляются и в сфере образования, и работать над предоставлением людям равных возможностей для получения образования (Ogechi, 2011). Они также могут мотивировать студентов к получению таких же знаний. Как дисциплина, социология образования прививает культурную оценку, уважение и восхищение разнообразием, а также более глубокие знания о различных культурах и других социальных группах через модели образования в них.
Социология образования также дает больше знаний о человеческом поведении, проясняет, как люди организуют себя в обществе, и помогает разгадать и упростить сложности в человеческом обществе (Ogechi, 2011). Поскольку образование, будь то в формальной, институционализированной или иной форме, является одним из немногих компонентов человеческого общества, который более или менее остается постоянным в разных культурах, оно становится важным инструментом для анализа и интерпретации человеческих обществ.
Эта дисциплина также улучшает понимание того, какое место образование занимает в обществе и какую роль оно играет в жизни людей (Ogechi, 2011). В то же время она помогает развить знания о преимуществах и недостатках образования и разработать политику, чтобы сделать этот институт более полезным для общества, способствуя аналитической экспертизе.
Благодаря своей направленности на изучение одной из самых важных составляющих жизни человека сегодня, академическая область «Социология образования» занимает важное место среди нескольких отраслей и подотраслей социологии. Эта дисциплина постоянно развивается, совершенствуется и меняется по мере того, как меняется общество и ценности, которых оно придерживается.
Различия между социологией образования и социологией образования:
Хотя эти две дисциплины связаны между собой, социология образования заметно отличается от социологии образования по некоторым факторам. Социология образования — это процесс научного исследования института образования в обществе — как общество влияет на него, как образование влияет на людей в обществе в ответ, и какие проблемы могут возникнуть в результате взаимодействия между ними (Chathu, 2017). Социология образования также занимается этими вопросами, но если социология образования — это более теоретическое исследование, то социология образования фокусируется на применении принципов социологии ко всей системе образования и ее функционированию в обществе. Другими словами, социология образования изучает практику внутри социального института образования, используя социологические концепции, в то время как социология образования занимается практическим применением понимания, выработанного в ходе социологических исследований в сфере образования (Bhat, 2016).
В этом же контексте Социология образования рассматривает образование как часть большого общества, и поэтому институт анализируется как в качестве отдельной единицы, так и путем рассмотрения его наряду с другими факторами в обществе (Bhat, 2016). Поэтому дисциплина пытается установить связь между образованием и другими аспектами общества и стремится понять, как образование влияет на эти различные компоненты общества, и наоборот (например, как образование укореняет гендерные роли, а также как уже существующие гендерные роли влияют на качество, количество, наличие и доступ к образованию). Социология образования, с другой стороны, нацелена на поиск решений проблем, возникающих в сфере образования (Bhat, 2016). При этом данная дисциплина рассматривает образование как отдельную сущность в обществе.
Социология образования, как правило, стремится к развитию понимания того, как система образования влияет на людей, и какие результаты видны в людях в результате образования (Chathu, 2017). Социология образования, с другой стороны, стремится найти пути совершенствования института и системы образования, чтобы в будущем можно было более выгодно использовать его потенциал в интересах всех.
Ссылки
Бхат, М. С. (2016). EDU-C-Социологические основы образования-I. https://www.cukashmir.ac.in/departmentdocs_16/Education%20&%20Sociology%20-%20Dr.%20Mohd%20Sayid%20Bhat.pdf
Боронски, Т., & Хассан, Н. (2020). Социология образования (2-е изд.). Редакция: Los Angeles, London, New Delhi, Singapore, Washington Dc, Melbourne Sage.
Чату (2017, 30 января). Разница между социологией образования и социологией образования | определение, особенности, характеристики. Pediaa.com. https://pediaa.com/difference-between-educational
Ogechi, R. (2011). ВОПРОС: Обсудите важность социологии образования как для преподавателей, так и для студентов. Academia. https://www.academia.edu/37732576/QUESTION_Discuss_the_importance_
Патания, Г. Дж. (2013). Социология образования. Economic and Political Weekly, 48(50), 29-31. https://www.jstor.org/stable/24479041
Робсон, К. Л. (2019). Теории в социологии образования. В книге «Социология образования в Канаде». Pressbooks. https://ecampusontario.pressbooks.pub/robsonsoced/chapter/__unknown__-2/
Satapathy, S. S. (n.d.). Социология образования. https://ddceutkal.ac.in/Syllabus/MA_SOCIOLOGY/Paper-16.pdf
Скотт, Дж. (2014). A dictionary of sociology (4th ed.). Oxford University Press.
Уильямс, С. М. (2011). Социология образования. Education. https://doi.org/10.1093/obo/9780199756810-0065