Социология гендера — это область социологии, которая занимается изучением мужественности и женственности, т.е. социальным конструированием гендера, взаимодействием гендера с другими социальными силами и его отношением к общей социальной структуре. С годами область исследования гендерной социологии расширилась и включила в себя феминистскую точку зрения. Отправной точкой в этой области является различие между полом и гендером.
Различие между полом и гендером
В повседневной жизни понятия «пол» и «гендер» используются как взаимозаменяемые и означают принадлежность человека к мужскому или женскому полу. Однако в 1970-х годах феминистская школа мысли провела четкое различие между этими двумя понятиями. Пол — это биологическая конструкция, определяющая принадлежность человека к мужскому или женскому полу на основании ряда биологических признаков, таких как репродуктивные органы, гормоны, хромосомы, внешние гениталии и т.д.. Однако не у всех людей все биологические маркеры соответствуют определенному полу в бинарной системе «мужчина/женщина». Такие люди, чьи органы не соответствуют ни одной из категорий, называются интерсексуальными. Гендер — это социальная конструкция, которая отражает социальные ожидания в отношении выражения своей идентичности, самоповедения и взаимодействия с другими людьми. Это социальная категория, которая отражает усвоенное поведение и культурно созданную идентичность.
Социальное конструирование гендера
Как знаменито сказала Симона де Бовуар, «женщиной не рождаются, а становятся». Гендер как одна из основных структур человеческого общества прививается детям в раннем возрасте через социализацию. Родители оказывают наибольшее влияние на социализацию ребенка, поскольку они закрепляют общественные правила и гендерные нормы, поощряя поведение, соответствующее полу, и наказывая за любые отклонения. К трем годам у всех детей формируется конкретное представление о гендерной идентичности, которое остается неизменным до конца жизни. Это приводит к формированию гендерных ролей. Термин «гендерная роль» был введен Джоном Мани в 1955 году, где он определил ее как «все те вещи, которые человек говорит или делает, чтобы показать себя как имеющего статус мальчика или мужчины, девочки или женщины». Эти гендерные роли настолько укоренились в сознании, что они не навязываются сознательно, а скорее бессознательно навязываются детям. Гендерная социализация прослеживается повсюду: от бинарных понятий «розовый/голубой» до выбора кукол для девочек и пистолетов и машин для мальчиков в качестве игрушек. Даже язык подвержен гендерному влиянию. В то время как девочкам говорят комплименты как милым и красивым, мальчикам говорят комплименты как умным и смелым. Это подкрепляет идеальные качества, которым эти люди отдают предпочтение в детстве.
Автор Сьюзен Гришаберин в книге «Конструирование гендерного младенца» предположила, что отношение к беременности меняется, как только родители узнают пол своего ребенка. По ее словам, родители начинают планировать появление ребенка, помня о его половой принадлежности. Таким образом, мир, в который попадает ребенок, уже является гендерно обусловленным, и ребенок должен соответствовать ему.
Мужественность и женственность
Феминистская наука в основном фокусируется на женском опыте фемининности, чтобы подчеркнуть угнетение и иерархию власти, с которыми они сталкиваются из-за своего пола. Однако Коннелл (1987) дал первый систематический исследовательский анализ обоих наборов конструктов в виде «гегемонистской маскулинности и подчеркнутой фемининности» и того, как они способствуют глобальному гендерному неравенству. «Гегемонистская маскулинность» ориентирована на удовлетворение интересов и желаний мужчин и таким образом формирует основу патриархального общественного устройства. Она утверждает, что существует множество маскулинностей, и хотя все маскулинности привилегированы по отношению ко всем фемининностям, есть определенная идея маскулинности, которая обладает большей гендерной властью и, таким образом, является гегемонистской. Эта гендерная власть принадлежит белым, представителям среднего класса, высокообразованным, трудоспособным, гетеросексуальным мужчинам. Мужественность контролируется, чтобы обеспечить соответствие социальной конструкции. Такие оскорбления, как «Ты — педик» (уничижительное слово для гомосексуалистов) или «Не плачь, как девчонка», с одной стороны, укрепляют патриархальную идею мужественности, но одновременно укореняют идею о том, что представители других полов и сексуальностей неполноценны, и поэтому сравнение с ними является оскорблением.
Феминистская писательница Ниведита Менон утверждает, что пол проявляется, а это значит, что никто не может доказать, что он мужественный, а затем быть уверенным в том, что его пол достаточно установлен и доказан. Они должны соответствовать одним и тем же ролям и выполнять их каждый день, чтобы постоянно укреплять свой пол. Например, даже самый хорошо сложенный, усатый, высокий, мускулистый парень (идеальные стереотипы мужского тела) не может надеть на работу сари, потому что несоответствие гендерным ролям даже на один день может вызвать обратную реакцию.
«Подчеркнутая женственность» определяется вокруг соблюдения женской субординации и ориентирована на удовлетворение интересов и желаний мужчин. Женщин учат рассматривать брак как важную жизненную цель. СМИ и поп-культура постоянно подкрепляют необходимость для женщин приспосабливаться к браку, чтобы сделать его успешным. Работающие женщины испытывают «материнскую вину» за то, что карьера для них важнее детей. Феминистские ученые используют социальное конструирование фемининности для объяснения неравенства в оплате труда, глобальной «феминизации бедности» и низведения женщин на «женские» рынки труда (например: секретарский труд, швейная промышленность, труд по уходу) и в так называемую частную сферу домашнего хозяйства и семьи (Folbre, 2001).
Критика бинера пол/гендер
Феминистки придумали различие между полом и гендером, чтобы противостоять биологическому детерминизму. Однако у различия пол/гендер есть свои недостатки. Во-первых, это аргумент партикулярности, приведенный Элизабет Спелман (1988). Она утверждала, что различие между полом и гендером усиливает гендерный реализм, который представляет собой идею о том, что людей одного пола объединяет одна общая черта. Например, с сексуальной объективацией сталкиваются все женщины, согласно взглядам Маккиннон. Поэтому все женщины переживают женственность одинаково, независимо от расы, класса, этнической принадлежности и т. д. Это позволяет белым, представителям среднего класса, феминистским взглядам на женственность быть лакмусовой бумажкой, определяющей, является ли кто-то настоящей женщиной или нет. Второй аргумент — это аргумент нормативности Джудит Батлер (1999), которая утверждает, что существующее определение женщины не является неправильным, скорее его вообще не должно быть. В попытке дать определение женщине в противовес биологически детерминированным идеям, феминистки создали новые коробки, в которые женщины должны помещаться. То, что определение термина «женщина» якобы фиксировано, «действует как полицейская сила, которая создает и легитимирует определенные практики, опыт и т.д. и ограничивает и делегитимизирует другие (Nicholson, 1998). Кроме того, идея фиксированного биологического бинарного пола была развенчана. Считается, что пол сам по себе является социальной конструкцией, и многие различия, наблюдаемые в мужском и женском телах, которые ранее приписывались полу, стали рассматриваться как результат социального воспитания. Таким образом, феминизм четвертой волны все чаще ставит под сомнение бинарность пола/гендера.
Теория квира
Когда-то термин queer ассоциировался с гомосексуалистами и имел сильный гомофобный подтекст. Но этот термин был возвращен движением LGBTQIA+ для обозначения всех людей, чья сексуальность, гендерная идентичность, гендерное выражение и тело не соответствуют доминирующим общественным нормам. И феминизм, и теория гомосексуализма — это междисциплинарные исследования, которые ставят под сомнение доминирующее понимание гендера, проблематизируя отношения, существующие между гендерной идентичностью, анатомическим полом и сексуальной ориентацией (Fineman, 2009). Движение гомосексуалистов во всем мире выступает за гендерную изменчивость и небинарные полы, чтобы создать более инклюзивный, негетеронормативный мир.
Трансгендер
Гендерная бинарность между мужским и женским полом — это современная концепция, распространенная западной наукой и навязанная незападным культурам в результате колонизации. Многие культуры в доколониальную эпоху не только признавали другие полы, но и глубоко уважали их. Гендерная изменчивость до сих пор является нормой во многих африканских культурах. Здесь мы рассмотрим две такие общины.
Сообщество хиджра в Индии, состоящее из евнухов, интерсексуалов и трансгендеров, было признано третьим полом наряду с остальными представителями трансгендерного сообщества. Однако сообщество хиджра не ассоциирует себя с остальными трансгендерами, поскольку имеет отдельную культуру, которая передается из поколения в поколение «гхаранами». Хиджры традиционно ассоциируются с «Ардхнарешваром», формой Шивы и Парвати. Считается, что они имеют божественную связь с Богом, поскольку находятся выше гендерных ограничений. Считается, что они обладают религиозной властью, и к ним обращаются за благословениями.
В культуре коренных американцев навахо признаются два других пола, известные как «два духа» — женственный мужчина (nádleehí) и мужественная женщина (dilbaa). Считается, что они воплощают мужские и женские черты своих предков и природы. Их выбирают для того, чтобы они представляли свою культуру, и после выбора они должны прожить свою жизнь в принятом ими поле. Они могут вступать в половые отношения с представителями любого пола, а их дети принимаются в семью двух спиритов без какого-либо клейма.
Интерсекциональность
Кимберл Креншоу, американский юрист, ввела термин «интерсекциональность» в 1989 году в своей работе «Mapping the Margins: Интерсекциональность, политика идентичности и насилие против цветных женщин». Интерсекциональность относится к перекрывающимся социальным идентичностям, таким как пол, раса, класс и т.д., которые усиливают дискриминацию. Это признание того, что даже внутри групп меньшинств люди сталкиваются с различными уровнями дискриминации на основе других маркеров идентичности. Хотя все женщины угнетаются патриархатом, черные женщины подвергаются большему угнетению, чем белые. Бедные черные женщины подвергаются большей дискриминации, чем богатые черные женщины, и так далее. Хотя эта концепция возникла в рамках гендерных исследований, сегодня она широко используется в социологии, чтобы подчеркнуть все виды пересекающегося угнетения по всем идентичностям.
Основные социологические теории
Структурный функционализм
Эта теория возникла в 2020-м веке и сыграла важную роль в гендерных исследованиях. Она предполагает, что семья является наиболее неотъемлемой частью общества и объясняет гендерные роли в этом контексте. Функционалисты утверждают, что гендерные роли были установлены задолго до начала доиндустриальной эпохи, когда мужчины в основном удовлетворяли потребности вне дома, например, собирали продукты, а женщины заботились о доме. Такой порядок был функциональным, поскольку женщины были ограничены физическими ограничениями, связанными с беременностью и кормлением ребенка, и не могли покидать дом на длительные периоды времени. Эти роли передавались в последующих поколениях. Однако во время Второй мировой войны многие женщины взяли на себя роль кормильца, поскольку мужчины ушли на войну. Когда мужчины вернулись с войны и захотели вернуть себе свои рабочие места, в обществе возник дисбаланс, поскольку женщины отказались отказаться от оплачиваемой работы.
Теория конфликта
Согласно этой теории, общество представляет собой борьбу за доминирование между конкурирующими группами, где одна группа (доминирующая группа) доминирует над другими группами (подчиненными группами). В гендерных исследованиях мужчины составляют доминирующую группу, а женщины — подчиненную. Социальные проблемы возникают, когда доминирующая группа эксплуатирует и угнетает подчиненные группы. Женщинам трудно добиться равного статуса в обществе, поскольку мужчины как доминирующая группа устанавливают правила успеха, доминирования и власти в обществе.
Феминистская теория
Феминистская теория изучает гендерные отношения и структуры власти. Она ищет способы, с помощью которых гендерные роли закрепляются в обществе, а женщины как подчиненная группа активно поддерживают структуру, которая увековечивает их угнетение. Феминизм, особенно радикальный феминизм, стремится свергнуть эту структуру, называемую патриархатом. Патриархат — это система, в которой мужчины (рассматриваемые как патриарх и глава семьи) наделены большей властью, а их вклад ценится больше в силу их гендерной идентичности. Это направление гендерной теории все больше набирает обороты в гендерной социологии.
Символический интеракционизм
В отличие от других теорий в социологии, которые используют биологический детерминизм для объяснения различий в поведении мужчин и женщин, эта теория предполагает, что люди ведут себя в соответствии с символическим значением определенного понятия. Проще говоря, речь идет о социальном конструировании гендера и о том, что мужчины и женщины имеют различные символические черты и ожидания, связанные с ними. Предполагается, что мужчины более логичны, в то время как женщины более эмоциональны. Поэтому, общаясь с другими людьми, человек будет стараться быть более логичным или эмоциональным в зависимости от того, с кем он взаимодействует — с мужчиной или женщиной. Таким образом, гендерные различия возникают в результате «выполнения гендерных ролей».
Ссылки
Коннелл, Р. У. (1987). Гендер и власть: общество, личность и сексуальная политика. Sydney: Allen & Unwin, Cambridge: Polity Press, Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
Спелман, Элизабет В. 1988. Несущественная женщина: проблемы исключения в феминистской мысли. Boston: Beacon Press
Батлер, Джудит. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. Нью-Йорк: Routledge, 1999. Печать
М. А. Файнман, Дж. Э. Джексон и А. П. Ромеро, ред., Ashgate, 2009 г.
Кроссман, Эшли. (2020, 11 февраля). Социология гендера. Получено с сайта https://www.thoughtco.com/sociology-of-gender-3026282.
Зевалос, З. (2014) ‘Социология гендера’, Другой социолог, 28 ноября. Онлайн-ресурс: https://othersociologist.com/sociology-of-gender/
Мейнард, М. (1990). ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ? ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ГЕНДЕРА. Социология, 24(2), 269-290. Получено 1 мая 2020 года с www.jstor.org/stable/42853657.
https://courses.lumenlearning.com/alamo-sociology/chapter/reading-theoretical-perspectives-on-gender/
https://en.wikipedia.org/wiki/Sociology_of_gender
https://haenfler.sites.grinnell.edu/subcultural-theory-and-theorists/intersectionality/