Социология эмоций: Одной из самых выдающихся работ символического интеракционизма является теоретизация человеческих эмоций. Арли Рассел Хохшильд, один из известных социологов в области эмоций, фактически считается основателем новой суб-области в социологии: социологии эмоций. Благодаря своим книгам «Управляемое сердце: Коммерциализация человеческих чувств» и «Вторая смена: Working Parents and Revolution at Home, она подчеркнула коммерциализацию чувств женщин через их повседневный опыт и анализ этого опыта. Таким образом, в отличие от таких теоретиков, как Гофман, Мид и Блюмер, которые давали ограниченное представление об эмоциях, Хохшильд представляет нам теорию, которая охватывает весь спектр эмоций, включая горе, гнев, страх, депрессию, презрение, страдание, вину, разочарование, ревность, тревогу, смущение, стыд и так далее. Она ввела термин «эмоциональный труд». Она сказала:
«Я использую термин «эмоциональный труд» для обозначения управления чувствами для создания публично наблюдаемой мимики и телесных проявлений; эмоциональный труд продается за зарплату и поэтому имеет меновую стоимость. Я использую синонимичные термины работа с эмоциями или управление эмоциями для обозначения тех же действий, совершаемых в частном контексте, где они имеют потребительскую ценность» (Hochschild, 1983).
Влияние марксизма
Хохшильд находится под влиянием двух теорий Маркса — отчуждения продукта и отчуждения процесса труда. Первая неизбежно связана с потерей работником права собственности или контроля над продуктами своего труда, а вторая подчеркивает лишение работника контроля над процессом труда. На эмоциональный труд также влияет критика Марксом наемного труда или разница между потребительной стоимостью и меновой стоимостью в товарезации эмоций. Однако, хотя, согласно Марксу, «отчужденный труд умерщвляет плоть и разрушает разум», Хохшильд выявляет эмоциональный диссонанс среди членов экипажа самолета или бортпроводников, которых она изучала. Эмотивный диссонанс — это когда работник испытывает выгорание, чувствует себя фальшивым и эмоционально мертвым. Это фактическое следствие того, что работник вкладывает эмоциональный труд в свою работу в течение длительного периода времени. Таким образом, они страдают от эмоционального недоедания. В результате вынужденного выполнения работы, отсутствия автономии в работе и недостаточной меновой стоимости они занимаются тем, что предлагают пустую работу.
Феминизация работы и эмоциональный труд
Хохшильд утверждала, что рабочие места, требующие эмоционального труда, характеризуются тремя особенностями, а именно: разговор лицом к лицу и голос к голосу, создание или провоцирование эмоционального состояния человека работником, с которым он взаимодействует, и свобода работодателя осуществлять контроль над эмоциональной деятельностью своих работников. Большинство из этих профессий требовали от работников женщин, изучаемых с позиции стюардесс, и их способности к сочувствию, доверию и заботе. Проще говоря, это отражает коммодификацию их эмоционального интеллекта.
Как говорит Болтон, «бандвагон эмоционального труда» включает исследования работников по уходу за детьми, медсестер, психотерапевтов, школьных учителей, работников колл-центров и так далее, которые в основном являются женщинами. Феминистское измерение эмоционального труда показывает гендерную коммодификацию эмоций в организациях и феминизацию определенной работы. Поддержание и коммодификация сострадания были изучены Джеймс в 1989 и 1992 годах, сфокусировав внимание на роли медсестер по лечению рака.
Концепция Хохшильд «работа с эмоциями» относится к процессу управления и выражения эмоций в частных сферах нашей жизни, например, перед нашими друзьями и семьей. Эмоциональный труд, с другой стороны, требует коммерциализации чувств работников через трансмутацию их эмоций в частной сфере, результат которой потребляется клиентом через товарное сервисное взаимодействие (Brook, 2009). Брук (2009) утверждает, что такая коммерциализация часто отчуждает работников передовой линии от их эмоционального продукта из-за формального права собственности и своевременного проявления их чувств, замаскированных под обязанности. Последствия такого непрерывного процесса превратили их в «искалеченных актеров» или тела с трансмутацией чувств, которым не позволено проявлять контролирующую и активную силу в отношениях с клиентами и руководством.
Читайте также: Феминизация бедности
Чой и Ким (2015) говорят, что когда организации заставляют своих работников проявлять эмоции, которые не испытывают по-настоящему, работники становятся свидетелями растущего несоответствия между ними, и в результате этого они изолируются от семьи, друзей и общества в целом. Хохшильд говорит, что работники часто «воспринимаются как должное» при растущих ожиданиях клиентов и потребителей, и весь процесс нормализуется.
Наследие «Управляемого сердца» остается мощным и служит ранним примером современной критики антикапиталистического стиля и отчуждения, которому подвергаются его работники. Ее теоретизирование также оставляет достаточно места для дальнейших исследований. С развивающимся капитализмом во всех уголках мира, устойчивая критика эмоционального труда является необходимостью.
Другие вклады в социологию эмоций
Нэнси Чодороу — еще одна феминистка, которая внесла важный вклад. Ее книга «Воспроизводство материнства» подчеркивает психоаналитическую теорию Фрейда и утверждает, что биологически дети мужского пола стремятся отмежеваться от своих матерей, с которыми у них были первые эмоциональные отношения, чтобы они могли развить свои мужские качества. При этом дети мужского пола смотрят на женщин свысока и считают женское начало неполноценным. Однако биологически женские дети идентифицируют себя со своей матерью, принимают ее эмоции и в процессе развивают высокий реляционный потенциал.
Рафаэла Бест, проводя этнографическое исследование мальчиков и девочек в гимназии, нашла множество примеров, показывающих, как дети усваивают гендерные роли через взаимодействие. Она заметила, что девочки чаще всего участвуют в помощи и работе по дому, в то время как мальчики остаются пассивными получателями этой помощи. Если мальчики чаще всего спорили с учителями и устраивали драки, то девочки считались более дисциплинированными, они открыто выражали свои эмоции, плача, обнимая друг друга и так далее. Предположительно творческие мальчики, которые занимались подобной помощью и домашними делами, подвергались издевательствам со стороны других мальчиков, поскольку те часто называли их «слабаками», «маменькиными сынками» и так далее.
Лилиан Рубин в своем исследовании семей рабочего класса показала, что мужчины отрицают свои чувства и часто смотрят свысока на своих жен, которых считают мягкими, детскими и неразумными только потому, что они открыто выражают свои эмоции. Рубин утверждает, что приравнивание эмоций к нерациональному и неспособность понять причины таких эмоций порождают недовольство между мужчинами и женщинами и неизбежно делают брак самыми сложными отношениями.
Таким образом, работы Хохшильд и других феминистских социологов дают нам яркую картину эмоций как в частной, так и в публичной сфере и вероятных причин, стоящих за ними.
Ссылки
- Бест, Р. (1983). We’ve All Got Scars: What Boys and Girls Learn in Elementary School. Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Брук, П. (2009). The Alienated Heart: Тезис Хохшильда об «эмоциональном труде» и антикапиталистическая политика отчуждения. Класс и капитал, 98(2), 07-32. doi: 10.1177/030981680909800101.
- Choi, Y.G. & Kim, K.S. (2015). A Literature Review of Emotional Labor and Emotional Labor Strategies. Universal Journal of Management, 3(7), 283-290. doi: 10.13189/ujm.2015.030704
- Чодороу, Н. (1978). The Reproduction of Mothering. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Hochschild, A.R. (1983). The Managed Heart: Коммерциализация человеческих чувств. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Маркс, К. (1963). Экономические и философские рукописи. В книге Т.Б. Боттомора (переводчик и редактор) «Карл Маркс: Early Writings, pp. 121-131. Нью-Йорк, Соединенные Штаты: МакГроу-Хилл.
- О’Грейди, П. (2014). Stop Making Sense: Отчуждение и психическое здоровье. Ирландский марксистский обзор, 3(11), 36-47. Получено с сайта http://www.irishmarxistreview.net/index.php/imr/article/view/137.
- Рубин, Л.Б. (1976). Миры боли: жизнь в семье рабочего класса. Нью-Йорк: Basic Books.