Социология архитектуры или архитектурная социология — это область социологии, которая фокусируется на функционировании и отношениях в обществе, основанных на окружающей среде и архитектуре. Используя систематические и аналитические методы, она рассматривает концепции пространственных отношений, влияние архитектуры на отношения, поведение людей. Исторически сложилось так, что социологи использовали различные подходы к исследованию, некоторые из которых освещены в данной статье. Понимание прошлого, настоящего и будущего архитектуры и общества — вот в чем значение предмета.
Введение
Наша повседневная жизнь включает в себя взаимодействие с окружающей нас построенной средой, которая помогает в установлении отношений, перспектив и мнений между людьми. Инфраструктурные пространства играют важную роль в определении идентичности и, иногда, становятся историческим наследием любого общества. Когда мы представляем себе сельское общество, мы представляем себе тип архитектуры, который ассоциируется с сельскими общинами, точно так же как и с любым городским обществом. Каждое из этих обществ имеет свой уникальный оттенок архитектуры, который меняется с регионами и поколениями, влияя на членов и структуру общества, поэтому понимание важности и роли архитектуры, физической среды в отношениях общества и наоборот, крайне необходимо. Социология архитектуры или архитектурная социология является одним из таких предметов, который изучает вышеуказанные отношения через пристальный взгляд. Она предлагает архитектурным дисциплинам перспективы, необходимые для создания физической среды, способствующей нормальному функционированию общества.
Социология архитектуры: Определение и область применения
Систематическое изучение социального поведения и моделей в связи с пространственной и построенной средой известно как архитектурная социология или социология архитектуры. Изучение среды обитания, охватывающей весь диапазон величин, от масштабов мегаполисов до сравнительно небольших построек, включено в область исследования данного предмета. Социология архитектуры утверждает, что искусственно созданное окружение и социальное взаимодействие имеют прямую корреляцию, взаимную по своей природе. С точки зрения социологии архитектуры искусственная инфраструктурная среда обитания рассматривается как культурно значимое понятие, и для анализа этой взаимосвязи и понимания архитектуры и общества в данной области используются аналитические методы.
Модель «жареного яйца» социологии архитектуры обеспечивает основу взаимоотношений между социальным контекстом (обществом) и архитектурой с помощью понятий пространства и материальности (Muller & Reichmann, 2015). Цель, в целом, заключается в наблюдении и анализе отношений между архитектурой и обществом.
Таким образом, основной областью исследования в социологии архитектуры является взаимосвязь между обществом и архитектурой. Ее можно разделить следующим образом: — a) связь искусственной среды с обществом; b) пространственные отношения; c) влияние физической среды на поведение; d) влияние артефактов на поведение. (Корллос, 1980)
Отношение техногенной среды к обществу: Эта область считается частью классической архитектурной социологии, которая изучает развитие человеческих цивилизаций на основе инфраструктурного роста и его значение для связей и работы социальных отношений. Она подчеркивает построенный мир как значительный фактор, определяющий общественный порядок и динамику. Например, фабрика — это рукотворная архитектурная среда, которая регулирует отношения между рабочими и владельцами.
Пространственные отношения: Развивая идею совместного окружения, эта область изучения общества и архитектуры фокусируется на социальных институтах, которые варьируются от дома до школьного сообщества и местного общества. Различные условия оказывают влияние на поведение и взаимодействие членов общества, поскольку каждое из них определяет тип отношений, существующих в данной конкретной структуре. Отношения, наблюдаемые в религиозном месте, отличаются от отношений, наблюдаемых в ресторане; и те, и другие определяются архитектурой, в которой происходит взаимодействие, соответственно.
Влияние физической среды на поведение: Социология архитектуры исследует роль архитектуры во влиянии на поведение участников общества, например, влияние здания школы на поведение ребенка и, аналогично, влияние архитектуры парка на поведение ребенка. Это позволяет проводить эксперименты, в результате которых появляются возможные решения для нормального функционирования общества. Но следует отметить, что социальное взаимодействие оказывает влияние на создание таких архитектур.
Влияние артефактов на поведение: Современное общество прошло через эволюцию на протяжении многих поколений. История и культура оказывают важное влияние на общество, а архитектурные памятники и артефакты, связанные с культурой, имеют глубокое значение и воздействие на человеческое сознание. Архитектурная социология изучает влияние таких культурных зданий и объектов на поведение людей. Сюда также входит изучение архитектурных элементов, таких как скульптуры, узоры и картины, используемые во многих построенных объектах, и их влияние на поведение людей. Ученик в классе с анимированными рисунками может вести себя иначе, чем ученик в классе с простыми элементами.
Историческое присутствие социологии архитектуры
Развитие общества было связано с расселением населения на специально отведенных территориях, в результате чего создавались групповые территории и, в конечном итоге, общинная собственность трансформировалась в частную собственность и индивидуальные территории. Иерархия, конфликты, сотрудничество — все это было основано на собственности. По мере роста населения архитектура стала играть важную роль в определении положения человека в обществе и, следовательно, в установлении отношений с другими членами общества на основе созданного ими окружения. Архитектурная красота процветала в греческих и римских городах-государствах, и даже на востоке индийская и китайская цивилизации имели архитектурные проекты, которые выполняли функции в дополнение к их эстетической ценности. Каждый политический режим хотел оставить свой след посредством архитектурного совершенства и создания разделения на своих территориях на основе различий в искусственном окружении для эффективного управления. Каждое архитектурное сооружение имело ценность и красоту, которые привлекали людей, позволяли более эффективно применять правила и практики, а также способствовали поднятию морального духа людей во время собраний.
На протяжении многих лет многие мыслители говорили о материальном мире и его влиянии на функционирование общества. Работа Эмиля Дюркгейма по изучению строительной среды австралийской и коренной американской цивилизаций определила значение таких структур в формировании социальных связей, сознания и веры.
Мишель Фуко в своем исследовании структур как способных к власти, а не как инструментов понимания или нормативных социальных взаимодействий, дал ограниченное, но чрезвычайно ценное решение проблемы влияния физических структур на убеждения.
Пьер Бурдье был еще одним социологом, который стремился понять, как пространство одновременно поддерживает и обучает человеческий разум и социальную структуру. Он провел антропологическую оценку взаимодействий между созданной средой и социальным поведением и стремился к гораздо более детальной концептуализации метода, с помощью которого такие соответствия возникают и поддерживаются в интересах участников и общества в целом. Для этой цели Бурдье предложил концепцию габитуса, который представляет собой совокупность индивидуальных склонностей, структурирующих идеи и поведение человека.
Маркс связан с идеей исторического материализма. Анри Лефевр исследовал функцию строительной среды в развитии и поддержании общества как через историю, так и через логику, чтобы построить марксистскую перспективу, подходящую для эволюционирующего характера капитализма. Он утверждал, что, создавая структуры посредством дизайна и повседневной деятельности, люди подчиняются экономическим и идеологическим нормам, поскольку такие конструкции меняются со временем, как и существенный характер созданного человеком окружения.
Значение архитектурной социологии
В прошлом архитектура служила отражением общества, показывая идеалы, триумфы и падения цивилизаций. Изучая архитектурные здания, сооружения и объекты, составляющие основу региона, можно получить представление об образе жизни того или иного региона и времени. Укрытие — одно из самых главных требований общества, и оно эволюционирует в архитектуре в зависимости от обстоятельств. Однако архитектура также играет важную роль в поддержании культуры и влияет на функции общества в целом. Социология архитектуры играет важную роль в изучении этой взаимной связи. Архитектура стала частью нашего наследия, и поэтому люди конструируют коллективную и индивидуальную идентичность в связи с архитектурой (Jones, 2011). Архитектурные пространства иногда функционируют как символы общественных ценностей и идеологий, объединяя общество в трудные времена. Социология архитектуры играет важную роль в понимании такого влияния на идентичность человека. Что касается будущего архитектуры и ее влияния на общество, считается, что технологии будут оказывать значительное влияние, но крайне важно, чтобы мы продолжали изучать и осмысливать взаимодействие человека с созданным окружением. Таким образом, архитектурная социология играет важную роль в понимании прошлого общества, настоящего взаимодействия и поведения, а также будущего архитектуры в общественных функциях.
Заключение
Присутствие архитектуры в обществе является древним, но анализ их взаимосвязи — относительно новая идея, которая помогает в решении социальных проблем и построении идентичности. Социология архитектуры — это область исследования, которая предлагает уникальный взгляд на общество через призму архитектуры. Она систематически анализирует влияние, которое общество и архитектура оказывают друг на друга. С учетом того, что созданный мир быстро распространяется по всему миру, важно понимать его место в обществе и то, как он влияет на деятельность последнего.
ССЫЛКИ:
Арчер, Дж. (2005). Социальная теория пространства: Архитектура и производство себя, культуры и общества. Journal of the Society of Architectural Historians, 64(4), 430-433. https://www.jstor.org/stable/25068197.
Корллос, Т. (1980). Социология архитектуры: Зарождающаяся перспектива. Экистика, 47(285), 470-475. Получено 14 июня 2021 г. с http://www.jstor.org/stable/43619763.
Липстадт, Х. (2005). Социология: Завещание Бурдье. Журнал Общества историков архитектуры, 64(4), 433-436. doi:10.2307/25068198.
Анкерль, Г. (1981). Экспериментальная социология архитектуры: Руководство по теории, исследованиям и литературе. Mouton Publishers. https://doi.org/10.1515/9783110903058
Muller, A. & Reichmann, W. (2015). Архитектура, материальность и общество: Соединение социологии архитектуры с научно-техническими исследованиями. Palgrave Macmillan. http://dx.doi.org/10.1057/9781137461131.
Джонс, П. (2011). Социология архитектуры. Издательство Ливерпульского университета. https://is.muni.cz/el/1423/podzim2015/SOC593/um/Jones_2011_The_Sociology_of_Architecture_book_130920.pdf