Социологическое воображение Чарльза Райта Миллса:
Чарльз Райт Миллс (1916-1962) был американским социологом и антропологом. Его работы радикально отличаются от современных работ, которые имели место в американской социологии, омраченной влиянием Талкотта Парсонса. Две наиболее важные работы Миллса — это создание понятий «социологическое воображение» и «властная элита». Миллс строго придерживался принципов либертарного социализма и считал, что создание «хорошего общества» вполне возможно исключительно на основе знаний, а если этого не происходит, то бремя этого должно лечь на людей, обладающих знаниями.
Книга «Социологическое воображение», написанная Миллсом, была опубликована в 1959 году и полностью изменила подход к социологическому анализу микро- и макроуровня. В этой книге Миллс утверждал, что социологическое воображение является наилучшим возможным способом примирить различия между двумя терминами — «личные проблемы» и «общественные проблемы». При этом он также подверг резкой критике многие ранее существовавшие социологические концепции, поскольку они не способны решить вышеупомянутую проблему.
Миллс также утверждает, что концепция социологического воображения может быть легко применена к любому поведению. Для этого сначала нужно понять, что означают термины «личная неприятность» и «общественная проблема». Первый из этих терминов относится к неприятностям, которые происходят только с индивидами на «биографическом уровне», и их корни можно проследить в их непосредственной сфере. С другой стороны, второй термин относится к проблемам, которые затрагивают институт общества на уровне целого. Упомянув об этом, Миллс также провозглашает социологию политическим и историческим институтом, и поэтому мы можем сделать вывод, что общественные проблемы влияют на структурные основы социологии через различные междисциплинарные перспективы.
Теперь, если мы хотим применить социологическое воображение к реальным жизненным ситуациям, это можно сделать следующим образом: домашнее насилие является частым явлением в современном сценарии. Если бы одна женщина подвергалась насилию со стороны своего мужа, и это было бы совершенно единичным явлением, причину которого можно было бы легко установить, тогда бы домашнее насилие можно было бы назвать личной бедой этой женщины. Но в тот момент, когда это явление становится широко распространенным, причем не только так, что его частота увеличивается, но и так, что его причина не ограничивается только индивидуальными проблемами, но и включает в себя определенные структуры, такие как патриархальные властные отношения, мы можем сказать, что домашнее насилие действительно является общественной проблемой.
В своей книге Миллс утверждает, что благодаря применению социологического воображения мы можем правильно поместить себя в соответствующий исторический контекст, а значит, лучше понять себя и свою жизнь. Таким образом, он стремится доказать взаимосвязь между историей и биографией, а также то, что эти два понятия по своей сути дополняют друг друга. Точно так же, как мы должны сначала узнать историка, чтобы понять написанную им историю, мы должны сначала осознать социологическое значение любого события, а затем проанализировать его соответствующим образом. В этом и заключается основное значение концепции социологического воображения, которое помогает нам не только лучше понять общество, но и понять самих себя как субъектов.