Аннотация Религию можно воспринимать как систему верований, которая придает смысл нашему существованию. Проще говоря, религия — это культурная система, состоящая из моральных убеждений, ценностей, мифов и ритуалов, которые в той или иной форме присутствуют в каждом обществе. В наше время понимание религии является довольно сложной задачей из-за ее разнообразной природы и значения в различных сообществах. Тем не менее, изучение религии и ее многомерного характера крайне важно, поскольку она продолжает играть ключевую роль практически во всех аспектах жизни общества. В данной статье на первый план выдвигается социологическое понимание религии и подчеркивается вклад классических социологических теоретиков в интенсификацию изучения религии.
Консенсусное понимание религии
Религия может быть определена многими способами, варьирующимися от человека к человеку. Для одних это нечто личное, поскольку глубоко укоренено в сознании человека. В то время как для других она может быть инструментом управления действиями человека. Проще говоря, религия — это то, что практикуется в форме фестивалей, ритуалов, искусства, музыки или любого другого культурного аспекта.
Интересно, что на религию влияют культура и место проживания, поэтому она имеет различные интерпретации. Однако религия — это универсальная сеть, присутствующая в каждом обществе и играющая важную роль в качестве механизма социального контроля и порядка.
Социологическое понимание религии
В социологии религию можно понимать как нечто поверхностное или могущественное, не поддающееся человеческому объяснению. Основной задачей социологов является изучение взаимосвязи между религией и обществом. Очевидно, что религия имеет множество последствий для всех других институтов общества, будь то родство, брак или образование. С точки зрения социологии, важно проследить происхождение религии в примитивных обществах, чтобы провести сравнительный анализ.
По поводу религии было создано множество теорий и аргументов, однако социологический подход к религии находится под сильным влиянием идей трех классических теоретиков социологии — Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Карла Маркса.
Дюркгейм и религия:
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) был французским социологом, который развил школу функционализма. Он решительно поддерживал идею коллективного функционирования и солидарности в обществе. Согласно функционалистской школе мысли, общество функционирует как единое целое. Каждая часть общества играет определенную роль, которая в конечном итоге способствует лучшему функционированию общества. Функционализм определяет религию как институт, который служит механизмом солидарности и социального контроля. Дюркгейм проделал большую работу по изучению религии, особенно сосредоточившись на примитивных обществах. В своей книге «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) он определил религию в терминах священного и профанного. Он объяснил, что общество практикует религию, считая определенные вещи священными, а другие — профанными. Более того, он заявил, что «тотемизм» представляет собой самую простую форму религии, которая встречается в обществе австралийских аборигенов. Тотем» — это растение или животное, которое имеет символическое значение. Согласно Дюркгейму, религия не ограничивается только системой верований. Она включает в себя обряды, ритуалы и церемонии, когда определенная религиозная община объединяется и совместно совершает религиозные действия. Таким образом, религия как социальный институт играет важную роль в объединении людей и укреплении чувства солидарности между ними.
Вебер и религия:
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, основной задачей которого было изучение происхождения рационализации и того, как религия влияет на экономику любого общества. Он был заинтересован в изучении причин быстрого роста западных обществ в плане рациональности и барьеров, препятствующих этому в остальном мире. По мнению Вебера, религия была главной причиной подъема капиталистического духа в западных обществах. В отличие от Дюркгейма, который сосредоточился на изучении религии в первобытном обществе, Вебер занялся изучением религии во всем мире. Он изучал различные религии, включая даосизм, буддизм, индуизм и древний иудаизм. Вебер решительно подчеркивает тот факт, что религия выступала в качестве основы социальных изменений, особенно в западных обществах.
В своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) он описал роль, которую сыграли протестантские институты в экономической трансформации и росте их общества. Он показал, что протестантская трудовая этика и ценности привели к появлению духа капитализма в западных обществах. Согласно Веберу, в протестантских обществах стремление к упорному труду для накопления материальных благ рассматривается как Божья воля, а не как грех. Напротив, в восточных обществах материальное богатство рассматривается как простой продукт капитализма, а духовное существование считается высшей ценностью. Вебер назвал религию в восточных обществах «иррациональными религиозными системами», поскольку они выступают в качестве барьеров на пути к достижению рациональности.
Маркс и религия:
Карл Маркс (1818-1883) был немецким философом и социалистом. Его в первую очередь интересовал экономический аспект общества и конфликты, возникающие внутри него. Маркс не проводил детального исследования религии. Его идеи о религии заимствованы из трудов Людвига Фейербаха (1804-1872), который написал работу «Сущность христианства» (1841). Он рассматривал религию как систему социального расслоения и неравенства, которая запрещает социальные изменения и способствует вечному состоянию несправедливости и конфликтов в обществе.
Маркс определяет религию как «опиум народа» (1844). Религия уверяет людей в достижении счастья и спасения в загробной жизни, тем самым заставляя их смириться со своей участью. По его словам, религия делает людей невежественными в отношении существующего в обществе неравенства и способствует страданиям обездоленного и неимущего класса.
Заключение
Проще говоря, религия — это жесткая система моральных убеждений и норм, которая существует в различных формах в каждом обществе. В то время как в социологическом контексте роль религии может быть осмыслена с различных точек зрения, поскольку все они дают значимые утверждения. Для Дюркгейма, который был функционалистом, религия выступает в качестве связующей силы, которая регулирует моральное поведение индивида. Для Вебера религия — это то, что оказывает огромное влияние на каждое общество и может вызвать социальные изменения. Напротив, для Маркса «религия — это опиум масс» (1844). Это система стратификации, которая еще больше усиливает существующее неравенство в обществе.
Однако все они считали, что в развитом, современном и капиталистическом мире религия может потерять свою жесткость и уйти от своей традиционной формы.
Ссылки
- Эмиль Дюркгейм. 1995. «Элементарные формы религиозной жизни». Translated by Karen. E. Fields. Нью-Йорк: Свободная пресса. Книга первая и Заключение, стр. 21-39, 418-440.
- Джордж Ритцер, «Современная социологическая теория» (седьмое издание). McGraw Hill Education Private Limited. (Издание 2016 года) стр. 19-24, 32-35.