КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ: Все дисциплины изучают предмет с различных точек зрения. Они помогают обеспечить уникальное или объективное понимание изучаемой области. Существует множество социологических перспектив, которые развивались с течением времени в разных областях. Однако три классические теории остаются популярными и применимыми к различным обществам и взаимодействиям в них. Это структурный функционализм, символический интеракционизм и теория конфликта.
Введение: Каждая дисциплина или исследование, проводимое человеком, осуществляется с уникальной точки зрения. Она предлагает значимое понимание предмета исследования. Точно так же социология изучает общество, его участников и их взаимодействие через социологическую перспективу, которая отменяет индивидуальные взгляды социальных существ. Взгляд через призму социологии всегда остается на социальном или групповом уровне.
Читать: Введение в дисциплину «Социология» — обзор
Что такое социологическая перспектива?
«Социологическая перспектива предполагает взгляд сквозь внешнюю видимость действий людей и организаций» (Бергер, 1963). Социологическая перспектива — это взгляд на общество через призму без личных мнений. Она обобщает причины и действия людей в модели и категории. Однако она не только наблюдает эти модели общества, но и пытается объяснить такие модели или поведение. Социологов не интересуют личные характеристики; вместо этого они стремятся найти общие установки и черты, а также скрытые закономерности в этих характеристиках и поведении миллионов людей. Одна из основных задач социологической перспективы — найти и понять закономерности, лежащие в основе повторяющихся черт социального взаимодействия, а также изучить их социальные последствия. В соответствии с этой целью было разработано множество социологических перспектив, но есть три основные перспективы, которые приобрели популярность.
Типы социологических перспектив
Структурно-функционалистская перспектива:
В социологии и других социальных науках структурный функционализм выступает как школа мышления, в которой каждый институт, отношение, позиция и конвенция, которые вместе составляют общество, имеют свою цель, и каждый из них необходим для стабильного функционирования других членов и общества в целом. Социальные изменения рассматриваются в структурно-функционализме как адаптивная реакция на некоторые трудности общества. Если изменяется один элемент взаимосвязанной социальной структуры, возникает трение, которое устраняется изменением в других областях между этим и другими аспектами системы. По мнению социолога Дюркгейма, социальная сплоченность обеспечивается взаимосвязью между различными компонентами, присутствующими в обществе, которое представляет собой сложную систему, имеющую свои динамические черты, внешние по отношению к людям, но влияющие на их действия. Согласно этой точке зрения, различные институты, структуры и процессы имеют определенную цель, которая приносит пользу членам общества. Это включает образование, способствующее развитию общества, правовые системы проверяют отклонения в обществе, правительство управляет людьми и защищает граждан, семьи способствуют воспроизводству и многое другое. С точки зрения функционалистов, даже те процессы, которые другие могут рассматривать негативно, имеют свою цель. Преступник — это человек, который обычно считается вредным для общества, но структурные функционалисты считают, что преступники мотивируют людей к нравственному поведению и поддерживают работу системы правосудия.
Критика этой точки зрения включает ее недостаточность для объяснения социального и сохранение нефункциональных аспектов общества — тех, которые не служат никакой цели в жизни общества. Идея о том, что все виды деятельности общества полезны для общества, некоторыми отвергается.
Символический интеракционизм
Символическая интеракционистская перспектива, также называемая символическим интеракционизмом, побуждает исследователей изучать символы и нюансы, их значения и влияние на интерактивные отношения повседневной жизни. Согласно этой перспективе, символы связаны со своими значениями, и эти символы воспринимаются субъективно. Считается, что коммуникация и обмен значениями через слова и символы — это способ, с помощью которого люди постигают свое социальное окружение. Такое субъективное восприятие особенно ярко проявляется в вербальном взаимодействии, в котором произносимые слова используются в качестве основных символов. Разговор — это символический обмен между людьми, которые постоянно оценивают окружающую их среду. Символический интеракционизм исходит из идеи Макса Вебера о том, что люди интерпретируют свой мир и его значение, и их действия зависят от этих значений.
Символический интеракционизм как перспектива помогает людям понять точку зрения друг друга, а также способствует нормальному функционированию общества. Он способствует общности и мотивирует развитие общества. Такие символы, как флаги, используются во время международных конфликтов, политиками и телерадиовещателями, чтобы поощрять понятия единства, социальной сплоченности среди граждан и добиваться их поддержки вооруженных сил. Общество способствовало культивированию символов для различных случаев. В западных странах символы резных тыкв и ужастиков ассоциируются с Хэллоуином. Голубь с оливковой ветвью обозначает мир во всем мире. Движения создают символы для распространения своих целей и смыслов. Радужный флаг, когда его видят, напрямую интерпретируют как отношение к сообществу ЛГБТК+. Таким образом, символы и знаки играют важную роль в обществе. Из-за ограничений объективности точка зрения символического интеракционизма часто исследуется и критикуется. Оппоненты критикуют символических интеракционистов за их относительно ограниченное внимание к символам и коммуникации в понимании общества.
Теория конфликта
Теория конфликтов утверждает, что когда активы, власть и социальная репутация несправедливо разделены между слоями общества, тогда возникают споры, и эти конфликты являются источником социальных изменений. Власть можно рассматривать в этом смысле как контроль над производственными мощностями и приобретенными богатствами, влияние на политические и социальные институты, а также социальное положение всех остальных. Теория конфликта возникла из трудов Карла Маркса, который сосредоточился на детерминантах и последствиях классового конфликта буржуазии и пролетариата в капиталистическом обществе. Эта система укрепляла неравномерный социальный порядок, вырабатывая единообразие ценностей, целей и стандартов путем интеллектуального принуждения буржуазии. Когда социально-экономическое положение пролетариата ухудшится, Маркс предсказал, что он осознает классовую систему, подразумевая, что богатый капиталистический класс эксплуатирует его, что приведет к революции с требованием социальных изменений. Эта перспектива развилась после Маркса и включает в себя широкий спектр конфликтов и споров, которые способствуют социальным изменениям в обществе. Даже войны между государствами воспринимаются как вызванные материальными или идеологическими различиями, а их урегулирование ведет к структурным изменениям. Социологические перспективы, такие как марксизм и феминизм, являются производными от теории конфликта, и обе они фокусируются на конкретных конфликтах, разногласиях и их влиянии на общество.
Теория конфликта подвергается критике за ее концентрацию на изменении социальной стабильности и пренебрежение ею. Некоторые оппоненты признают, что общество постоянно меняется, но отмечают, что многие изменения являются небольшими или постепенными, а не драматическими.
Читайте: Как применять социологию в повседневной жизни
Почему это важно?
Социологические перспективы помогают нам лучше понять самих себя. Люди воспринимают общество через свой ограниченный опыт узкого круга родственников, знакомых и коллег, если у них нет социологической перспективы. Социологическая перспектива помогает нам представить и мысленно отделить себя от нашего ограниченного опыта, что позволяет нам понять связь между личными переживаниями и общественными проблемами. Она позволяет нам увидеть, как наши собственные привычки и действия соотносятся с тенденциями и событиями в обществе. Изучение социологии позволяет нам увидеть те аспекты жизни общества, которые мы обычно не замечаем или неправильно интерпретируем. Поскольку на наш взгляд влияют наши собственные встречи, а люди с различным социальным взаимодействием имеют различные представления о социальном существовании, социологические взгляды позволяют нам уважать и понимать взгляды других людей.
Заключение
Социологические перспективы важны, поскольку они дают возможность взглянуть на общество так, чтобы исключить личные предубеждения и предрассудки. Они имеют свою применимость в разных обществах и могут быть изменены с изменением времени. Три типа социологических перспектив, рассмотренные выше, являются классическими перспективами социологии. Однако существуют и другие точки зрения, такие как марксизм, феминизм, постмодернизм и другие, которые позволяют по-разному взглянуть на происходящее в обществе. Социологическая теория постоянно развивается и никогда не должна считаться завершенной. Классические социологические теории по-прежнему считаются важными и актуальными, но новые социологические теории основываются на работах своих предшественников и дополняют их (Calhoun 2012). С развитием многочисленных отраслей социологии, перспективы и теории будут только расширяться, но в конечном итоге они направлены на понимание общества.
ССЫЛКИ:
Доинг, С. (2001). Социологические перспективы.
Джонс, Х. (2011). О социологических перспективах. В справочнике по сексуальному насилию (стр. 207-228). Routledge.
Kingsbury, N., & Scanzoni, J. (2009). Структурно-функционализм. В справочнике теорий и методов семьи (стр. 195-221). Springer, Boston, MA.
Мэннинг, П., & Смит, Г. (2010). Символический интеракционизм. The Routledge companion to social theory, 37-55.
Британника, Т. Редакция энциклопедии (2020, 17 июня). Структурный функционализм. Энциклопедия Британника.
Парсонс, Т. (1961). Теории общества: Основы современной социологической теории. Нью-Йорк: Free Press.
Вебер, Макс. (1997). Определения социологии и социального действия. В книге Иэна Макинтоша (ред.), Классическая социологическая теория: A reader (pp. 157-164). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. (Оригинальная работа опубликована в 1922 году)
Калхун, К., Гертейс, Ж., Муди, Ж., Пфафф, С., & Вирк, И. (ред.). (2012). Современная социологическая теория. John Wiley & Sons.
Бергер Питер, Л. (1963). Приглашение к социологии. Гуманистическая перспектива, Нью-Йорк.