АБСТРАКТ
Несколько критических элементов в Японии могут стать барьером для борьбы с COVID-19. Тридцать миллионов человек живут в пределах 30 миль от Токио, и четыре миллиона человек ежедневно проходят через станцию Синдзюку — один из самых густонаселенных районов в мире. Плотность населения создает благоприятные условия для неконтролируемого метастазирования этого вируса. Кроме того, в Японии самый большой процент граждан в мире в возрасте 65 лет и старше, а пожилые люди наиболее уязвимы для этого заболевания. В отличие от других государств Восточной Азии, Япония также медленно реагировала на этот вирус. Согласно глобальному опросу, Япония получила самую низкую общественную оценку в ответ на эту вспышку. Наконец, Япония не может заставить предприятие закрыться или временно остановить общественный транспорт. Она может только давать рекомендации. Тем не менее, единственное защитное одеяло, на которое страна может положиться, — это ее социокультурная защита от этой пандемии. Социальное конструирование японской идентичности, возможно, является причиной того, что Япония не увидела конверта COVID-19, как это наблюдалось в США, Бразилии и некоторых европейских странах. В Соединенных Штатах в среднем умирает больше людей в день, чем в Японии по количеству инфекций.
Ключевые слова: COVID-19, пандемия, Япония, культурное пространство, ва
ВВЕДЕНИЕ
Кассовый хит «Идеальный шторм», вышедший в 2000 году, рассказывает о группе бостонских рыбаков, находящихся на борту рыболовецкого судна в поисках крупного куша. Поначалу безуспешно, они отправляются на Фландрский мыс и добиваются большого успеха. На пике успеха у них ломается ледогенератор, и перед ними встает выбор: спешить назад, пока улов не испортился, или переждать надвигающийся шторм. Они выбирают первое, но, не подозревая об этом, команда сталкивается со стечением событий, двумя мощными погодными фронтами и ураганом, что приводит к «идеальному шторму».
Говоря грубым языком, возможно, пандемия 2019 года тоже «идеальна». Нужен необходимый баланс между контагиозностью и смертоносностью, чтобы вирус мог метастазировать, как COVID-19, что случалось лишь однажды за последние 100 лет. Если болезнь слишком смертоносна, как, например, Эбола, от нее умирает мало людей, потому что они не заражают слишком много других. Они слишком быстро заболевают, и больные остаются дома или госпитализируются, оставляя мало возможностей для распространения вируса (Information is Beautiful, 2018). Сезонный грипп, как и COVID-19, заражает большое количество людей, но уровень смертности составляет около 0,1 процента, то есть вместо почти 500 тысяч смертельных случаев в США зимой 2021 года, это число было бы ближе к 50 000 (Retner, 2020, May, 04).
Вопросы, касающиеся Японии
Рассмотрим все факторы, которые затруднят сдерживание вспышки в Японии. Рейтинг одобрения бывшего премьер-министра Синдзо Абэ был самым низким примерно за два года — 39,4 процента, в основном из-за того, как он справился с КОВИД-19, поскольку его критиковали за отсутствие публичного тестирования на смертельный вирус (Japan Times, 2020). Согласно глобальному опросу, Япония получила наихудший общественный рейтинг за свою реакцию на пандемию COVID-19, который проводился в 23 странах с 3 по 19 апреля 2020 года (Blackbox Research & Toluna).
Также следует учитывать, что премьер-министр имеет ограниченные полномочия при попытке объявить чрезвычайное положение. В отличие от других стран, таких как Великобритания или Франция, правительство не может принимать карательные меры, не может приказать закрыть магазины, обязать работников оставаться дома или приостановить работу общественного транспорта.
Еще одним препятствием является количество ежедневно проводимых тестов. В апреле 2020 года в Японии проводилось в среднем 7800 тестов в день, а к середине мая их число возросло до 20 тысяч. Соседнее государство Южная Корея получило похвалу за свои усилия по борьбе с пандемией. Правительство Кореи сосредоточилось на агрессивном тестировании и отслеживании контактов для сдерживания передачи вируса (Japan Times). Оно также выпустило высококачественные диагностические наборы. Другие мероприятия включали сотни пунктов тестирования и десятки центров «drive-thru», что позволило тестировать примерно 20 тысяч человек в день в стране с населением 51 миллион человек (Japan Times., et al.) Япония теперь может тестировать столько же людей, сколько Южная Корея, но это страна с населением 126 миллионов человек.
Токио также является одним из самых густонаселенных городов мира, что делает его идеальной недвижимостью для распространения COVID-19. Добавьте к этому тот факт, что в Японии самый большой процент граждан в возрасте 65 лет и старше. Япония занимает первое место в мире по доле людей в возрасте 65 лет и старше — 26% (IIASA, 2015), и ожидается, что к 2040 году эта цифра вырастет до 40%.
Читайте также: Маски COVID-19: Эмоциональные и культурные вопросы
Ханко
И только вспышка КОВИД-19 заставила Японию противостоять своей жесткости. Одним из примеров является ее зависимость от личной печати, известной как ханко. Во многих случаях требуется печать ханко, что требует печати и отправки бумаг по факсу. Поскольку многие предприятия требуют, чтобы на них ставили ручную печать, людям приходится посещать для этого компании и государственные учреждения. Более 95 процентов предприятий и сегодня используют систему «ханко» (Information Technology Cooperative), вынуждая тысячи людей добираться до места работы в условиях этой пандемии. Укоренившееся в Японии использование ханко подвергается критике за непреклонную практику, небезопасную в нынешних условиях. Если Япония продолжит погрязнуть в трясине, она окажется позади в гонке за лидерство в цифровом капитализме.
33-й Волна
Во время третьей волны в Японии начался подъем, не похожий ни на один другой. Уровень заболеваемости снова начал расти в середине ноября, и в начале января число случаев превысило 7500 в день, а в Токио — около 25 сотен (Worldometers). Правительство ввело второе чрезвычайное положение. Однако на этот раз под запретом оказались только десять японских префектур, в отличие от всей страны во время первого господства. В их число входили Токио, Сайтама, Чиба, Канагава, Гифу, Айти, Киото, Осака, Хёго и Фукуока (https://corona.go.jp/en/). Меры включали в себя полный запрет на въезд в штат, сокращение времени работы ресторанов и баров, а также сокращение числа работников в офисах на 70 процентов, хотя этот рубеж так и не был достигнут. Как уже говорилось выше, соблюдение закона является добровольным в соответствии с японским законодательством. В результате, компании и учреждения не могут быть оштрафованы; они могут быть только названы и опозорены. Однако парламент Японии ввел новые правила для людей и предприятий, которые не соблюдают ограничения, введенные для предотвращения распространения COVID-19. Например, пациенты, которые сопротивляются госпитализации, могут быть оштрафованы на сумму до 500 тысяч иен ($4600), а рестораны и бары, которые не сокращают часы работы, могут быть оштрафованы на сумму до 300 тысяч иен ($2750) (Kyodo News).
Несмотря на то, насколько тяжелыми показались обстоятельства в Японии, для западных стран они оказались более плачевными. Во время третьей волны в Великобритании пик заболеваемости составил почти 70 тысяч случаев в день, но это страна, население которой составляет примерно половину населения Японии. Во Франции количество случаев заражения составляло около 90 тысяч в день, а в Италии — около 40 тысяч в день. И во Франции, и в Италии также проживает примерно половина населения Японии. Хотя население США в 2,5 раза превышает население Японии, 8 января 2021 года оно достигло отметки в 308 тысяч инфекций в день (Worldometers). На самом деле, в США больше смертельных случаев, чем в Японии инфекций, а уровень смертности примерно в 70 раз выше, чем в Японии (Johns Hopkins).
Новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга, похоже, подвергается такой же критике, как и его предшественник Синдзо Абэ. Подавляющее большинство респондентов считают, что правительство слишком медленно реагирует на новую волну инфекций. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, кампания по внутреннему туризму, известная как «Go-To Travel», призванная поднять экономику страны из-за короны, способствовала распространению вируса, поскольку они призывали прекратить эту кампанию. Премьер-министр Японии также подтвердил свою приверженность проведению летних Олимпийских игр, несмотря на широко распространенные призывы против проведения этого мероприятия (Japan Times).
Японская программа вакцинации, начавшаяся в конце февраля, была последней среди стран Группы семи. Страна ожидала одобрения министерством здравоохранения Японии вакцины от фармацевтической компании Pfizer, разработанной совместно с немецкой компанией BioNTech SE. В основе этого шага лежит мысль о том, что из-за долгой истории Японии ее народ уникален. Бефу (2001) утверждает, что японцы и их уникальность являются важной частью их культуры и сознательного мышления, известного как nihonjinron (теория японского бытия). Нихондзинрон проник почти во все аспекты японской жизни — от экономических тенденций до манеры поведения отдельных людей. Они предполагают однородность японцев с точки зрения расы, культуры, языка, когнитивного стиля, практики управления и общества (Lazopoulos, 2004). Задержка вакцин на японском рынке во многом объясняется «этнобригадой». Исследования проводятся по каждому препарату, чтобы определить воздействие на человека на основе «этнических факторов» (Kelly, 2012). Хотя этническая принадлежность — это культурный конструкт, японцы считают себя биологически разными, что является еще одним аспектом нихондзинрон. В то время как все остальные страны «Группы семи» начали свои программы вакцинации, Япония планирует вакцинировать людей в возрасте 65 лет и старше в середине апреля — первая группа, которая получит прививки после медицинских работников.
Социокультурная защита Японии
Учитывая все вышеперечисленные факторы, можно только удивляться тому, что уровень заболеваемости в Японии относительно низок. По состоянию на зиму 2021 года в Японии было зарегистрировано около 387 тысяч случаев заражения и 5600 сотен смертей. Если сравнить Японию (126 миллионов человек) с другими государствами с аналогичной численностью населения, то Россия (145 миллионов человек) и Мексика (126 миллионов человек) находятся в гораздо худшем положении. Россия скоро достигнет четырех миллионов инфекций и 75 тысяч смертей, а Мексика близка к двум миллионам инфекций и 160 тысячам смертей.
«Космос» как конструкция
«Пространство» — это не только конструкт, который сильно влияет на социальное устройство японцев; это также важная переменная при рассмотрении вопроса о том, почему они практически невосприимчивы к пандемии. В культурном плане японцы по своей природе приспособлены к социальному дистанцированию. Они не пожимают друг другу руки, не целуют друг друга в щеку и не обнимаются, чтобы поприветствовать друг друга. Вместо этого они предпочитают кланяться. В результате, соблюдение дистанции друг от друга является частью их культуры. Внутри даже самых маленьких квартир есть прямоугольная входная зона, известная как генкан. Это нейтральное пространство между внутренним и внешним пространством (Ohnuki-Tierney, 1984). Внутреннее пространство воспринимается японцами как чистое и непорочное, в то время как внешнее пространство они считают грязным и загрязненным. Японцы стараются сохранить три основных загрязнителя на теле: руки, горло и ноги. Во время ранней социализации детей учат снимать нечистую грязь, налипшую снаружи, чтобы не занести ее в дом или в чистое внутреннее пространство (Ohnuki-Tierney, et al., 1984). Японским детям также предписывается надеть свои увабаки, как только они пройдут через генкан. Увабаки, или японские тапочки, носят дома, в школе или в общественных местах, где обувь запрещена, например, в медицинской клинике. Поскольку японская обувь считается сильно загрязненной, если бы человек носил обувь в доме, это считалось бы крайне невежливым, и японцы испытывали бы чувство дискомфорта. Детей также учат сразу же идти в ванную, когда они входят в дом, чтобы вымыть руки и прополоскать горло, чтобы уничтожить все загрязнения. Они даже чистят зубы в школе после обеда.
Те, кто работает руками, также часто носят перчатки. К ним относятся водители автобусов и такси, а также билетеры, чтобы не загрязнять себя от денег и корешков билетов (Ohnuki-Tierney, et al., 1984). Перчатки, которые они используют, также часто моют для поддержания чистоты. Также обычно японцы носят маски, что было принято задолго до пандемии. Японцы стали носить маски во время испанского гриппа в 1918 году, от которого погибли десятки миллионов людей по всему миру. Несмотря на то, что на раннем этапе было трудно отследить число заболевших, по оценкам, погибло около полумиллиона японцев. Инфекционная природа болезни заставила их начать носить маски, которые, казалось, обеспечивали защиту.
Ношение масок приобрело значительную популярность во всем мире, в том числе в США и Великобритании, однако доказанная польза масок казалась вторичной по отношению к их социальной функции (Burgess, Mitsutoshi, 2012). Однако ношение масок в Японии сохранялось еще долго после испанского гриппа — это можно объяснить народной патологией японцев с их традициями символической чистоты и загрязнения, а не вирусным пониманием инфекции. Однако закрывание рта — это практика, восходящая к периоду Эдо (1603-1868). Эта практика предотвращала загрязнение «нечистого» рта во время религиозных ритуалов и праздников (Reader, 1991). Этот обычай до сих пор практикуется в храме Ясака в Киото и в большом храме Отори в Осаке (Japan Times). В тот период японцев можно было увидеть прикрывающими рот сакаки (японская кливера). Эта концепция противоположна тому, почему западный человек стал бы носить сакаки. Как правило, до пандемии маску носили только врачи, проводившие операции, чтобы не заразить своих пациентов. Японцы не хотят, чтобы другие заражали их.
Еще одним фактором, который необходимо учитывать, является концепция ва. Ва — это отказ от личных и эгоистичных целей в пользу группы. Если спросить западного человека: «Чем вы занимаетесь?», он ответит: «Я инженер» или «Я программист». Японец ответит: «Я работаю на Sony» или «Я работаю на Panasonic». Конкретная должность человека менее важна, чем принадлежность к группе. Это проявление между «я» и ролью. В то время как во многих западных странах ценят свою независимость (самость) и, возможно, будут говорить о своем праве не носить маску, у японцев чувство самости развито слабо. Вместо того чтобы преподаватели учили студентов быть независимыми, в Японии подчеркивают важность взаимозависимости и поощряют диадические отношения, известные как «перевернутая V» (Chie, 1970). Нет двух людей с одинаковыми отношениями, даже если они имеют одинаковый ранг и возраст. Их время работы в компании создает то, что известно как senpai/kohai, что, возможно, эквивалентно ментору/протеже на Западе. Однако в динамике сенпай/кохай есть нюансы, которые незнакомы на Западе. Например, возраст является существенным критерием в этих отношениях. Он вездесущ в японской культуре и встречается во всех сферах жизни, от образования до спорта, бизнеса и общественных мероприятий. Эти вертикальные отношения длятся вечно, даже если двое теряют контакт и встречаются позже в жизни (Zakaria, 2018). Дух гармонии, сотрудничества между группами и общей цели ощущается в Японии и, возможно, помог сдержать эту пандемию.
Заключение
Будущие пандемии будут возникать, распространяться быстрее и убивать больше людей, чем COVID-19, потому что 837 тысяч неоткрытых вирусов обладают способностью заражать людей (IPBES). Но если возникнет еще одна пандемия, ее влияние на Японию будет минимальным по сравнению с западными странами.
Среди множества социальных правил, которым следует Япония, одно из них — долг и обязанность, известные как giri, хотя это слово не имеет прямого перевода. Дюркгейм (1966) утверждает, что камикадзе совершали то, что он назвал бы альтруистическим самоубийством. Камикадзе, летчики-добровольцы, которые пожертвовали своей жизнью, врезавшись на своих самолетах в американские военные корабли во время Второй мировой войны, совершили эти действия в качестве социального обязательства перед своим правительством и страной. Это говорит о том, насколько сильной силой обладает «гири» в японском обществе, хотя приведенный выше пример является крайним случаем. Концепция, зародившаяся в эпоху самураев, существует и сегодня, но в гораздо большей степени. Возьмем, к примеру, мужа жены, чья мать прикована к постели, в то время как ее собственная мать, живущая в другом городе, также прикована к постели. Несмотря на то, что муж предлагает жене ухаживать за собственной матерью, она, скорее всего, откажется, поскольку чувствует себя обязанной перед своей новой семьей.
Японцы даже перенимают западные концепции и делают их своими. Известный как «гири чоко», в День святого Валентина женщины-работницы дарят шоколад своим коллегам-мужчинам и начальникам, чтобы показать свою признательность и вежливость. Мужчины отвечают взаимностью в Белый день. Хотя в этой культуре и обществе, где принято дарить подарки, можно утверждать, что эта практика теряет популярность, так как некоторые компании запретили ее, ссылаясь на притеснения со стороны власти, она является примером многих социальных предписаний, на которые японцы считают себя обязанными ориентироваться и следовать им. Возможно, обязательства Японии, которые она все еще чувствует по отношению к своей стране, станут ее социокультурной защитой от COVID-19 и других будущих вирусных вспышек.
ССЫЛКИ
Демографический лист старения 2020. Международный институт прикладного системного анализа. Получено с сайта https://iiasa.ac.at/web/home/research/researchPrograms/WorldPopulation/PublicationsMediaCoverage/ModelsData/AgingDemDataSheet2020.pdf.
Аизава, Й. 2020, апрель, 6. Абэ объявит чрезвычайное положение. NHK World Japan. Получено с https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/backstories/1012/.
Alston, JP. 1989. Wa, Guanxi, and inhwa: управленческие принципы в Японии, Китае и Корее. Горизонты бизнеса, 32(2), 26+.
Бефу, Харуми. 2001. Гегемония однородности: антропологический анализ нихондзинрон. Журнал азиатских исследований.
Берджесс, А., Мицутоси, Х. 2012. Риск, ритуал и ответственность за здоровье: Японское «защитное одеяло» ношения хирургической маски на лице. Школа социальной политики, социологии и социальных исследований, Кентский университет.
Чие, Накане. 1970. Японское общество: Практическое руководство по пониманию японского менталитета и культуры. Tuttle Publishing.
Covid 19 Информация и ресурсы. Взято с сайта https://corona.go.jp/en/.
Coronatracker.com. Получено с https://www.coronatracker.com/country/japan/.
Durkheim, Emile., Spaulding, J. A., & In Simpson, G. 1966. Suicide: Исследование в социологии.
МПБЭУ. Получено с сайта https://ipbes.net/sites/default/files/2020-12/IPBES%20Workshop%20on%20Biodiversity%20and%20Pandemics%20Report_ 0.pdf
Japan Times. 2020, May, 9. Retrieved from https://www.japantimes.co.jp/news/2020/05/09/national/abe-coronavirus-survey/#.XuCavC90fGI.
Japan Times. 2020, May, 16. Retrieved from https://www.japantimes.co.jp/news/2020/05/16/national/japans-daily-pcr-test- capacity-20000/#.XuCeRy90fGI.
Japan Times. 2020, May, 05. Retrieved from https://www.japantimes.co.jp/opinion/2020/05/05/commentary/world- commentary/south-korea-stopped-covid-19-early/#.XuCiSC90fGI.
Japan Times. 2020, July, 04. Retrieved from https://www.japantimes.co.jp/news/2020/07/04/national/science-health/japans-history-wearing-masks-coronavirus/.
Japan Times. Retrieved from https://www.japantimes.co.jp/news/2021/01/25/national/japan- suga-coronavirus-response/.
Johns Hopkins. Retrieved from https://coronavirus.jhu.edu/data/mortality.
Kimberly Kelly, Mark Nichter; The Politics of Local Biology in Transnational Drug Testing: Создание (био)идентичности и воспроизводство (био)национализма через японские исследования «этнобридинга». Восточноазиатская наука, технология и общество 1 сентября 2012 г.; 6 (3): 379-399. doi:.
Kyodo News. Retrieved from https://english.kyodonews.net/news/2021/02/672b77d898d6-japan-to-pass-bills- allowing-fines-for-antivirus-measure-noncompliance.html.
Лазопулос, Г. 2004. Исследования национального характера в Америке и Японии: Toward a new understanding of nihonjinron (Заказ № 1422393). Доступно в ProQuest Dissertations & Theses A&I. (305124511). Retrieved from https://search.proquest.com/dissertations-theses/national-character-studies-america- japan-toward/docview/305124511/se-2?accountid=45916.
Министерство здравоохранения, труда и благосостояния. 2020, June, 10. Получено 10 июня 2020 г. с https://www.mhlw.go.jp/stf/seisakunitsuite/bunya/newpage_00032.htmltri.
Nier.go.jp. Retrieved from https://www.nier.go.jp/English/educationjapan/pdf/201703TTASJ.pdf.
Окада, Н. 2020, июнь, 10. Япония борется за проведение тестов на коронавирус. NHK World Japan. Retrieved from https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/backstories/1038/.
Ohnuki-Tierney, Emiko. 1984. Illness and Culture in Japan an Anthropological View. Издательство Кембриджского университета.
Ретнер, Р. 2020. Май, 04. Как коронавирус сопоставляется с гриппом? LiveScience. Retrieved from https://www.livescience.com/new-coronavirus-compare-with-flu.html.
Schommegna, P. 2019, September, 25. В каком округе самое старое население? Это зависит от того, как определить старость». PRB. Retrieved from https://www.prb.org/which-country-has-the-oldest-population/.
Наука. 2020, 03. Retrieved from https://www.sciencemag.org/news/2020/03/china-s-.
Мир в кризисе: 2020. Черный ящик. Retrieved on June 10, 2020 from https://blackbox.com.sg/everyone/2020/05/06/most-countries-covid-19-responses- rated-poorly-by-own-citizens-in-first-of-its-kind-global-survey.
Worldometers. Retrieved from https://english.kyodonews.net/news/2021/02/672b77d898d6- japan-to-pass-bills-allowing-fines-for-antivirus-measure-noncompliance.html.
Закария, З. 2018. Возраст означает уважение в японской культуре. New Straits Times. Retrieved from https://search.proquest.com/docview/2091444769?accountid=45916.