Что такое социальные институты?
Общество — это абстрактное понятие, но общепризнанно, что общество состоит из определенных норм, правил и традиций, которые поддерживают социальный порядок и стабильность. Эти нормы и правила необходимы. Они формируются постепенно, на основе консенсуса, и всегда подвержены изменениям в зависимости от людей, составляющих общество. Для того чтобы выполнять и поддерживать эти правила, существуют социальные институты. Согласно Х. Э. Барнсу, социальные институты — это «социальная структура и механизмы, с помощью которых человеческое общество организует, направляет и выполняет многообразную деятельность, необходимую обществу для удовлетворения человеческих потребностей». Они представляют собой широкие концептуальные рамки, которые рассматривают и регулируют определенный аспект общественной жизни. Семья, например, является одним из основных социальных институтов. Она существует для социализации детей и выполнения функций, помогающих установить общественный порядок.
Дополняя слова Барнса, Богардус описал социальные институты как специфическую структуру, организованную для удовлетворения конкретных потребностей людей с помощью четко установленных процедур. Это определение помогает понять роль и функции социальных институтов. Оно также помогает сузить круг различных социальных структур, которые можно рассматривать как социальные институты. Таким образом, институты — это структуры условностей и социальных норм, которые регулируют социальную деятельность. Помимо регулирования социальной деятельности, они также способствуют социальной активности и дальнейшим взаимоотношениям. Часто институты взаимосвязаны друг с другом, и один должен функционировать в соответствии с другим. Например, семья и образование. М.К. Радхакришнан отмечает, что социальные институты особенно важны в мультикультурных обществах, и роли, которые они должны выполнять, весьма значительны. По его словам, социальные институты — это структуры, которые развиваются с течением времени и организуют важную деятельность для обеспечения поддержания культурных ценностей.
Характеристики
Человеческое взаимодействие и развитие часто создают новые структуры и организации. Однако это не означает, что все социальные структуры являются институтами. Социологи выработали некоторые определяющие признаки, которые позволяют нам распознать, что является, а что не является социальным институтом. Согласно Серлю, институты
1) налагают функции.
2) обладают деонтическими свойствами.
3) имеет различие между конститутивными и регулятивными правилами.
4) обладает коллективной интенциональностью.
Общество коллективно навязывает функцию физическому явлению, поэтому если мы возьмем образование как институт, то массы коллективно навязали роль обучения маленьких детей в школах и колледжах. Ключевой особенностью институциональных фактов является то, что навязанные функции существуют в силу коллективного характера. Согласно Серлю, навязывание функциональной роли и деонтические свойства идут рука об руку. Поэтому вместе с наделением функцией наделяются статусом с деонтическими свойствами, и эти свойства рассматриваются как полномочия. Этот баланс между статусом и функциями создается и поддерживается «коллективной интенциональностью».
Социальные институты, следовательно:-
- имеют определенные цели
- имеют процедуры, сформулированные на основе обычаев и догм.
- зависят от коллектива
- Являются средством контроля над индивидами, поскольку каждый институт имеет набор правил, которым должен подчиняться как коллектив, так и индивид.
- Создаются для удовлетворения первичных потребностей.
Основные пять типов социальных институтов
- Религия
Религия преодолела границы и культуры и все еще существует как основной социальный институт в 21 веке. Религиозные верования помогают людям справляться с такими абстрактными понятиями, как жизнь и смерть. Да, можно наблюдать и физически видеть жизнь через смерть, но религия придает этому смысл и объясняет необъяснимое. Религиозные учреждения, такие как церкви, храмы и мечети, имеют кодексы поведения, которые распространяются на жизнь за пределами этих священных мест. Существуют определенные нормы и правила, которым человек должен следовать, чтобы быть принятым членами общины. Если эти нормы нарушаются, человек сталкивается с такими последствиями, как остракизм и изгнание из общины. Религия оказывает глубокое влияние на образ мыслей и поступков человека, поэтому она играет гораздо большую роль, чем просто место поклонения. В таких странах, как Индия, религия сильно влияет на политику и уровень жизни человека. Это можно наблюдать и в Америке с христианами.
Дюркгейм говорит о священном и профанном, рассматривая религию как социальный институт, важно увидеть, как аспекты священного влияют на нашу жизнь на индивидуальном и коллективном уровне. Религия также является средством социального контроля, поскольку она диктует, что можно и что нельзя делать в обществе. Многие религиозные писания цитируются в защиту гомофобных действий, в них также обсуждается, что считается «моральным» и «праведным». Наконец, как социальный институт, религия обеспечивает социальную поддержку и помогает сообществам развиваться.
2. Семья
Семья — это место, где происходит первичная социализация, она считается важной частью развития и определяет образ жизни человека. Ценности, мораль и убеждения, прививаемые в возрасте от 4 до 18 лет, оказывают непосредственное и заметное влияние на то, как ребенок смотрит на мир и реагирует на него. Это не просто воспитание ребенка. Определение того, что такое семья, менялось на протяжении истории, но характеристики остаются неизменными: это 1) брачные отношения, 2) форма брака, 3) система номенклатуры, 4) средство экономического обеспечения и 5) совместное проживание. Семья и общество взаимосвязаны, поскольку семьи вместе составляют общество. На родителей возложена ответственность не только за воспитание ребенка, но и за его социализацию, чтобы он придерживался норм и правил общества, в котором живет. Они также должны учить детей различным культурам, которые существуют, и этикету, которому следует следовать в различных ситуациях. Родители делятся с детьми информацией, которая была передана от родителей.
3. Образование
Школы являются важной частью роста и развития ребенка, поэтому люди подчеркивают необходимость отправлять детей в физические школы, а не на домашнее обучение. В течение шестнадцати лет обучения в школе дети впитывают ценности и знания, которые существуют за пределами официальной учебной программы. Это часто называют скрытым учебным планом. Правила и нормы, которым учили родители и религиозные учреждения, укрепляются, вместе с этим они усваивают новые правила, которым можно обучиться только в таком учреждении, как школа. Например, идея о том, что нельзя обманывать, чтобы добиться заслуг, может быть по-настоящему усвоена только в школе. Педагоги учат детей быть добрыми, учиться работать вместе, упорно трудиться для достижения хороших результатов и так далее. Когда дети совершают такие действия, как издевательства и преследования, они получают наказание за свое плохое поведение. Школы помогают детям перейти из безопасной среды в реальный мир, где они несут ответственность за свои поступки.
4. Политика
Как сказал Роберт Даль, политика — это неизбежная грань человеческого существования, потому что независимо от времени и культуры люди вовлечены в ту или иную политическую систему. Они могут не походить друг на друга, но система существует. Она необходима, потому что для нормального функционирования и стабильности требуется набор правил и норм, которые управляют массами. Политику можно понимать как метод, с помощью которого мы мобилизуем ресурсы должным образом и назначаем людей, наделенных властью принимать решения. Для того чтобы общество функционировало и продолжало функционировать на протяжении многих поколений, очень важно, чтобы люди были готовы принять коллективные нормы и правила. Каждое поколение должно быть готово соблюдать основные правила данного общества или прийти к общему консенсусу в принятии решений. Таким образом, политическая социализация является важной ролью, которую играют эти институты. Они должны обеспечить, чтобы члены общества приобрели политические установки и активно участвовали в принятии политических решений.
5. СМИ
Последним крупным социальным институтом являются средства массовой информации. СМИ часто обсуждаются в связи с политикой, потому что эти две сферы часто пересекаются. Особенно сегодня, в 21 веке, СМИ оказывают большое влияние на принимаемые политические решения. С момента появления газеты СМИ играют важную роль в формировании мышления людей. Сегодня как новостные, так и развлекательные СМИ социализируют людей и передают сообщения, которые подсознательно усваиваются. Например, когда человек совершает что-то, нарушающее мир в обществе, новостные издания преподносят этот инцидент как негативный, используя негативные слова, резкие тона и визуально непривлекательные изображения. Это дает понять, что данный конкретный поступок не одобряется обществом. Аналогичным образом, в индустрии развлечений можно выявить повторяющиеся темы, которые отражают то, как люди воспринимают вещи в реальном мире.
СМИ могут влиять на восприятие людьми и других институтов, таких как гендер, брак и религия. Например, постоянная проекция ислама как вредной религии подпитывает умы исламофобов и убеждает население в том, что основные идеологии этой религии плохие. Хотя СМИ существуют для передачи и распространения информации, они укрепляют нормы, ценности и убеждения, которые скрепляют стены общества.
Социальные институты, таким образом, существуют для того, чтобы предоставить обществу рекомендации о том, как вести себя и реагировать как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Они представляют собой сочетание позиций, ролей, норм и ценностей в рамках конкретных типов социальных структур. Такие институты следят за членами общества и обеспечивают наказание тех, кто нарушает социальный порядок. Социальные институты помогают в процессе социализации и способствуют поддержанию в обществе здоровых социальных отношений. Они культивируют человеческое поведение и, что самое важное, не остаются в застое. Социальные институты трансформируются и развиваются вместе с людьми в обществе. Это влияние действует в обе стороны — люди могут влиять на социальные институты, изменяя их способ функционирования, и наоборот.
Читайте также: Социальные роли и их примеры