Определение: Социальная группа — это два или более индивида, которые разделяют общую социальную идентификацию и считают себя членами одной и той же социальной категории. Следовательно, общее восприятие или понимание того, что индивид чувствует себя принадлежащим к группе, играет важную роль в определении социальной группы. Именно это общее восприятие отличает социальные группы от совокупностей, это общее восприятие называется социальной идентификацией. Совокупность — это группа людей, которые находятся в одном и том же месте в одно и то же время, например, несколько человек, ожидающих вместе на автобусной остановке, могут иметь общую идентификацию, но не воспринимать себя как принадлежность к группе, поэтому совокупность людей, ожидающих на автобусной остановке, является совокупностью, а не социальной группой. Другая совокупность индивидов, которую необходимо отличать от социальных групп, — это категории. Категории состоят из наборов людей, которые имеют схожие характеристики во времени и пространстве. Сходной характеристикой может быть раса или пол, и опять же, чувство принадлежности среди индивидов, участвующих в этом процессе, является тем, что отличает индивидов в социальной группе и индивидов в категории.
Типы социальных групп
Социальные группы бывают двух видов — первичные и вторичные. Первые — небольшие и тесно сплоченные, связанные очень сильным чувством принадлежности, семья — типичный пример такой социальной группы. В группах этого типа общий интерес, разделяемый между индивидами, является эмоциональной привязанностью к группе сам по себе. И наоборот, вторичные группы — это большие безличные группы, члены которых связаны, прежде всего, общей целью или деятельностью, а не эмоциональными узами. По этой причине люди обычно присоединяются к вторичным группам на более поздних этапах жизни. Сотрудники компании могут считаться вторичной группой. По мере сближения индивидов во вторичной группе они могут образовать первичную группу, в которой индивиды больше не ориентированы на достижение цели, а являются группой, основанной на эмоциональной связи.
Наконец, референтные группы — это группа, с которой сравнивают индивида или другую группу. Социологи называют референтной группой любую группу, которую индивиды используют в качестве стандарта для оценки себя и своего поведения. Поведение индивидов в группах обычно считается образцом для подражания и поэтому является основанием для сравнения. Исходя из существования множества групп, можно также провести различие между ин-группами и аут-группами. Это различие полностью относительно индивидов, поэтому референтные группы обычно являются аутгруппами, то есть группами, в которые индивид не входит, хотя он может стремиться быть частью референтной группы.
Признание наличия ин-групп и аут-групп имеет значение для восприятия и, следовательно, поведения индивида. Индивиды, скорее всего, будут испытывать предпочтение или симпатию к членам своих групп, это называется внутригрупповой предвзятостью. Это предубеждение может привести к групповому мышлению, когда группа считает, что существует только одно возможное решение или мышление, которое приведет к консенсусу. Эти плохие решения не являются результатом индивидуальной некомпетентности при принятии решений, а обусловлены социальными правилами и нормами, существующими в группе, такими как природа лидерства и природа однородности.
Побочным продуктом внутригрупповой предвзятости является межгрупповая агрессия — переживание чувства презрения и желание соперничать с членами аутгрупп. Это желание «навредить» членам аут-группы является результатом дегуманизации, когда члены аут-группы меньше заслуживают гуманного обращения. Это сочетание межгрупповой агрессии и группового мышления, которое часто приводит к пагубным предрассудкам. Дегуманизация аут-групп часто используется в качестве политической повестки дня. Ярким примером из истории является то, как еврейская община (аутгруппа) была дегуманизирована нацистами (ингруппа) с помощью таких средств, как создание стереотипов. Следовательно, предрассудки могут быть результатом крайней межгрупповой агрессии.
Групповое поведение и социальные роли
В социальной группе индивиды обычно демонстрируют групповое поведение, которое проявляется через выражение сплоченных социальных отношений. Такое групповое поведение, вероятно, является результатом социальной или психологической взаимозависимости для удовлетворения потребностей, достижения целей или консенсусного подтверждения установок или ценностей. Следовательно, групповое поведение, которое выражается в совместном социальном взаимодействии, основано на взаимозависимости. Именно такое групповое поведение приводит к развитию организованных ролевых отношений. Социальные роли — это роли, которые люди играют как члены социальной группы. С каждой принятой вами социальной ролью ваше поведение меняется, чтобы соответствовать ожиданиям, которые вы и другие люди связывают с этой ролью. Помимо социальных ролей, группы также создают социальные нормы — это неписаные правила убеждений, взглядов и поведения, которые считаются приемлемыми в определенной социальной группе. Способность разрабатывать роли и нормы, руководствуясь общими интересами, называется социальной сплоченностью. Поведение, связанное с нормами и ролями, выполняемыми индивидами в определенной социальной группе, обычно не совпадает с поведением, демонстрируемым, когда этот индивид не находится в своей группе, т.е. теория социального взаимодействия. Например, в семье (которая является социальной группой) мать, скорее всего, не будет вести себя так, как она вела бы себя в другой социальной группе, например, на своем рабочем месте.
Во всех социальных группах есть человек, выполняющий роль лидера. Лидер — это человек, который оказывает влияние на других членов группы, его позиция может быть явно выражена или нет.
Функция лидерства рассматривает намерение, в соответствии с которым лидер ведет себя, либо инструментальное, либо экспрессивное. Инструментальный лидер сосредоточен на целях группы, отдает приказы и строит планы для достижения этих целей. Экспрессивный лидер, напротив, стремится увеличить гармонию и минимизировать конфликты в группе. Помимо функций лидерства, существуют также три различных стиля лидерства. Демократические лидеры сосредоточены на поощрении участия группы, а не на том, чтобы действовать и говорить от имени группы. Во-вторых, лидеры типа «laissez-faire» используют более свободный подход, поощряя самоуправление. Наконец, авторитарные лидеры являются наиболее контролирующими, распределяя роли между членами группы и устанавливая правила, как правило, без участия остальных членов группы.
Во вторичных группах у каждого члена есть определенная роль, однако, поскольку вторичные группы ориентированы на достижение целей, роли в разных группах различны. Также нередко в рамках вторичных групп роли меняются. Например, в школьном исследовательском задании, чтобы написать отчет, сначала люди могут выполнять такие роли, как писатель, иллюстратор, исследователь и т.д. Но во второй половине работы, которая посвящена представлению отчета, члены группы могут взять на себя новые роли, такие как ведущий, дебатер и т.д., поскольку цели группы меняются.
Нормы можно просто определить как ожидания поведения от членов группы. Эти нормы, диктующие поведение группы, могут быть в значительной степени обусловлены целями группы и стилем руководства. Однако нормы не обязательно должны быть только результатом внутригрупповых событий, референтные группы часто диктуют, что является и что не является приемлемым поведением. Как правило, существуют нормы, применимые к группе в целом, известные как общие нормы. Кроме того, существуют нормы, специфичные для конкретной роли. Например, если взять семью (т.е. первичную группу), то все члены семьи собираются на ужин в 8 часов вечера, в то время как отец готовит ужин, а ребенок накрывает на стол. Все присутствующие на ужине — это общая норма, в то время как приготовление ужина и сервировка стола являются ролевыми особенностями отца и ребенка соответственно.
Важность социальных групп
Социальные группы, первичные группы, такие как семья, близкие друзья и религиозные группы, в частности, играют важную роль в процессе социализации индивида. Социализация — это процесс, в ходе которого люди учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы и, в конечном итоге, общества. Согласно Кули, самоидентичность формируется в процессе социального взаимодействия. Следовательно, с точки зрения идентичности, первичные социальные группы предлагают средства, с помощью которых индивид может создавать и формировать свою идентичность. Наиболее быстрое и решающее развитие идентичности происходит в детстве, отсюда важность семьи и друзей, но развитие идентичности продолжается на протяжении всей жизни. Кроме того, с психологической точки зрения, первичные группы способны предложить комфорт и поддержку. Вторичные группы, такие как члены группового задания, как правило, оказывают меньшее влияние на идентичность, отчасти потому, что люди в этих типах групп старше и, следовательно, обладают самоидентичностью, а также знакомы с процессом социализации.