СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В ИНДИИ

Синопсис: В этой статье дается определение социальной стратификации и объясняются ее характеристики. В ней анализируется социальная стратификация с трех теоретических точек зрения в социологии и объясняются различные типы стратификационных систем в Индии.

Что такое социальная стратификация?

Мир разнообразен. Человеческое общество — это ассортимент, гетерогенная смесь. Ни одна культура, регион или народ не остаются статичными между одной частью общества и другой. Это разнообразие также характеризуется иерархическими структурами, которые определяют, как одни люди занимают более высокое положение, чем другие.

В социологии социальная стратификация определяется как «распределение индивидов и групп в соответствии с различными социальными иерархиями, различающимися властью, статусом или престижем» (Andersen, 2011). Другими словами, человеческое общество разделено на ранги на основе социально-экономических факторов, таких как этническая принадлежность, раса, пол, богатство и доход, род занятий, производные уровни социального статуса и социальной власти, а также образование.

Социальная структура состоит из нескольких слоев, которые иногда также перекрываются. Удобства и возможности, имеющиеся в обществе, неравномерно распределены между людьми, и это неравенство в распределении ресурсов составляет основу стратификации. Чем большим количеством ресурсов располагают люди, тем более высокие уровни социальной иерархии они занимают. Она не ограничивается какой-либо определенной социальной группой: все сферы общества испытывают определенную степень стратификации. Можно сказать, что социальная стратификация — это особый тип неравенства или несоответствия, который существует в человеческом обществе.

Характеристики социальной стратификации:

Стратификация в обществе имеет несколько особенностей или определяющих характеристик. Они также помогают сформировать всеобъемлющее определение социальной стратификации и понять, что она собой представляет.

Ритцер (2007) выделяет некоторые из этих характеристик. Во-первых, социальная стратификация универсальна — «каждое общество содержит представления о степени ценности индивидуальной деятельности для общества в целом, об уровне жизни, подходящем для людей, различающихся по роду занятий, а также о полагающемся им уважении». Каждая форма общества в истории человечества имела ту или иную форму социально-экономической стратификации.

Во-вторых, «процесс стратификации обычно носит кумулятивный характер. Человек может начать жизнь в неблагоприятном положении, и неблагоприятные условия накапливаются на протяжении всех этапов жизни, например, во время обучения в школе, затем на рынке труда и так далее» (Ритцер, 2007). Другими словами, социальная стратификация усугубляется со временем.

В-третьих, стратификация носит социальный характер (S, 2013). Она социально сконструирована и относится к обществу в целом. Здесь есть две составляющие. Неравенство, вызванное социальной стратификацией, отличается от естественных различий между людьми, таких как возраст, пол, физическая сила и т.д. Эти биологические различия не могут помочь определить, почему один человек занимает более высокое социальное положение и статус, чем кто-то другой. Социальной стратификации должны способствовать социальные атрибуции. Кроме того, социальная стратификация относится ко всему обществу, а не к какому-либо отдельному члену этого общества.

Социальная стратификация, хотя и является общим явлением для каждого общества, не везде одинакова. Типы стратификации варьируются во времени, пространстве и культурах. В одних обществах может быть один способ ранжирования групп людей, а в других — более сложная сеть стратификационных категорий.

Социальная стратификация имеет несколько неизбежных последствий. По своей природе она делает возможности и ресурсы доступными для одних групп людей в обществе, ограничивая при этом доступность того же самого для других. Тумин (1967) со ссылкой на Вебера утверждает, что если стратификация, основанная на экономических различиях, влияет на жизненные шансы людей, такие как физическое и психическое здоровье, то стратификация, основанная на социальных факторах, определяющих статус людей в обществе, влияет на образ жизни, или то, как люди живут.

Что такое социальная мобильность?

Подобно тому, как формы организации общества в иерархию непостоянны, различные позиции или уровни социальной стратификации также не являются статичными. Люди, принадлежащие к одному уровню стратифицированной социальной структуры, могут переходить на другой уровень. Это называется социальной мобильностью. Редакторы энциклопедии «Британника» (2020) определяют социальную мобильность как «перемещение отдельных людей, семей или групп через систему социальной иерархии или стратификации».

В зависимости от того, как они происходят или какой процесс за ними стоит, социальная мобильность бывает разных типов (Редакторы Энциклопедии Британника, 2020). Горизонтальная мобильность происходит, когда социальное положение людей меняется (в основном из-за смены профессии), но социальный класс остается постоянным. Вертикальная мобильность имеет место, когда социальный класс также меняется. Движение в рамках социального порядка происходит либо вверх (улучшение), либо вниз (ухудшение). Социальная мобильность также может быть внутрипоколенческой (происходящей в течение жизни одного человека) или межпоколенческой (происходящей в течение жизни разных поколений).

Мобильность между уровнями социальной иерархии может быть индивидуальной для членов определенной группы или структурной. Структурная мобильность означает «движение вверх или вниз по лестнице социальных классов, которое в большей степени обусловлено изменениями в структуре общества, чем действиями отдельных людей» (Henslin, 2017). Другими словами, большая группа людей перемещается с одного социального уровня на другой благодаря структурной мобильности.

Анализ социальной стратификации с теоретической точки зрения:

Две теоретические основы структурного функционализма и теории конфликта в социологии представляют два различных, контрастных и противоречивых взгляда на социальную стратификацию. Символический интеракционизм предоставляет третью, более нейтральную концепцию социальной стратификации.

  • Структурно-функционализм — Социальная стратификация в рамках этой перспективы понимается в основном через знаменитую гипотезу Дэвиса-Мура, представленную социологами Уилбертом Муром и Кингсли Дэвисом в 1945 году. Рассматриваемая ими стратификация основана на экономических факторах.

В рамках функционализма социальная стратификация и неравенство в целом рассматриваются как неотъемлемая часть человеческого общества в силу их роли. Дэвис и Мур (1945) объясняют первую «функциональную необходимость» социального неравенства распределением конкретных социальных позиций между членами общества. В обществе существуют различные рабочие места, и некоторые из них требуют более высокого уровня знаний и определенного набора навыков. Поэтому такие виды работ более важны, чем те, которые можно выполнять, не требуя слишком большой специализации знаний. Следовательно, справедливо, чтобы люди, занимающие такие должности, получали более высокое вознаграждение за свои услуги. Эти профессии также могут требовать более высокого социального уровня и престижа из-за требуемых навыков.

Стратификация, таким образом, способствует привлечению людей с отличными знаниями, навыками и интеллектом на конкретные профессиональные позиции. Таким образом, она не только необходима, но и неизбежна. Однако Мелвин М. Тумин (1953) выделил несколько недостатков гипотезы Дэвида-Мура.

  • Теория конфликта — Опираясь на труды Карла Маркса, теоретики конфликта представляют негативную картину социального неравенства как поощряемого социальной стратификацией. Теоретики конфликтов также критикуют функционалистский подход к социальной стратификации. Согласно конфликтной перспективе, социальная стратификация рассматривается как система, которая поддерживает постоянную борьбу желаний и интересов между теми, у кого больше ресурсов и возможностей, и теми, у кого их нет.

Тем, кто уже имеет преимущества, т.е. богатым или «имущим» членам общества (Bell, 2013), предоставляются еще лучшие и богатые возможности. Но эти возможности предоставляются в ущерб тем членам общества, которые и так испытывают недостаток ресурсов. Поэтому теоретики конфликта опасаются неравенства, увековеченного социальным расслоением. Богатые не только получают выгоду от такой иерархической организации общества, но и усугубляют положение бедных, лишая их возможности подняться по социальной лестнице.

Знаменитая цитата Маркса — «идеи правящего класса в каждую эпоху являются правящими идеями» — представляет собой объяснение того, как социальное расслоение приносит выгоду «высшим» классам и ухудшает положение «низших» (Маркс и Энгельс, 1998). Поскольку те, кто обладает большей экономической или материальной властью, контролируют социальную структуру человеческого общества, их идеологии становятся преобладающими. Они формируют эти идеи, чтобы поддержать существующую структуру общества и принести пользу своей программе.

  • Символический интеракционизм — Эта теоретическая схема рассматривает скорее последствия социальной стратификации в повседневной жизни людей, чем ее причины. Согласно символическому интеракционизму, социальная стратификация проявляется по-разному на разных уровнях социальной иерархии. Взаимодействие людей ограничивается в большей или меньшей степени теми, кто принадлежит к тому же уровню социального порядка, что и они сами. В стратифицированном обществе заработок и богатство людей, их расовая и этническая принадлежность и т.д. определяют круг людей, с которыми они общаются, или их собственные «сообщества». Поскольку в стратифицированном обществе социальная мобильность часто затруднена, эти сообщества составляют важную часть социальной реальности людей.

Тип образования, которое человек может себе позволить, его стиль жизни, привычки питания, профессии, мода, одежда и т.д. — все это зависит от уровня стратификации, к которому он принадлежит. В качестве внешней демонстрации своего социального положения люди занимаются тем, что Торстейн Веблен назвал «показным потреблением» (Филлипс, 2014). Чтобы показать, что они живут лучше других, люди покупают товары более высокого качества или в большем количестве, чем это практически необходимо.

Социальная стратификация в индийском обществе:

Индия известна в мире своим разнообразием. Страна является домом для нескольких различных культур, религий и людей из всех слоев общества. Однако это разнообразие часто наталкивается на проблемы. Стратификация — одно из величайших социальных зол в жизни населения страны, и она определяет почти каждый аспект повседневной жизни человека. Социальное расслоение в индийском обществе проявляется не одним, не двумя, а множеством способов.

  • Кастовая система: Часто провозглашаемая самой древней формой социального разделения в мире, кастовая система лежит в основе индуизма. Кастовая система включает в себя несколько инструментов, которые помогают утвердить важность кастового разделения, а также сохранить и поддержать его. Во-первых, существуют четыре основные варны: Брамин, Кшатрия, Вайшья и Шудра, с пятой классификацией социальных изгоев — «неприкасаемых» или аварнов (Редакторы Энциклопедии Британника, 2011). Кроме того, существуют джати, или кастовые деления.

Известный индийский социолог Г. С. Гурье (1969) выделил шесть основных черт индийской кастовой системы: — Во-первых, существует «сегментарная система».

  • Во-первых, в рамках кастовой системы существует «сегментарное деление общества», которое делит людей на группы в зависимости от их рождения (Ghurye, 1969). Независимо от своего экономического или профессионального положения, человек не может избежать своего социального положения, потому что его определяет семейное происхождение, в котором он родился. Для людей каждой касты существуют строгие правила, которыми обычно управляют «панчаяты». Группировка также служит для отделения каст друг от друга, поскольку они существуют в одном и том же обществе.
  • Во-вторых, после того, как сегрегация обеспечена, эти касты затем группируются в социальные иерархии. Кастам присваивается престиж и статус, что позволяет им занимать более высокие или более низкие социальные позиции.
  • В-третьих, кастовая система ограничивает питание и «социальное общение», или взаимодействие между группами в обществе (Ghurye, 1969). Существуют рекомендуемые, а часто и строгие, предписания относительно того, что человек одной касты может или не может есть и пить. Представители некоторых каст могут не питаться от рук других. Нарушение этих правил считается «загрязнением» в кастовой иерархии и может повлечь за собой суровые социальные санкции. Как это почти всегда бывает, человек так называемой «высшей» касты не может взаимодействовать с человеком «низшей» касты или рядом с ним.
  • Далее, кастовые группы либо привилегированы, либо ущемлены в «гражданских и религиозных» аспектах (Ghurye, 1969). В жилищных условиях наиболее «нечистые» касты вынуждены занимать самые окраины деревень. Где, когда и как «низшие» касты могут приближаться к людям «высшей» касты, часто определяется в строгих терминах. Определенные ритуалы и церемонии предназначены только для «высших» каст и строго запрещены для «низших». Так называемые «высшие» касты также пользуются большей общей свободой и освобождением от уголовных обвинений и наказаний, чем «низшие» касты.
  • В-пятых, профессия играет решающую роль в поддержании кастовой системы. У людей нет свободного выбора в отношении того, чем они могут заниматься в качестве профессиональной деятельности. Профессии передаются по наследству, а такие занятия, как дубление, подметание, убой животных и т.д., объявляются «унизительными» или «нечистыми» (Ghurye, 1969).
  • Наконец, межкастовые браки строго запрещены, а эндогамия является единственной разрешенной практикой в кастовой системе. Это ограничение на экзогамию помогает поддерживать кастовую однородность или «чистоту» каст.

Мобильность из одной кастовой группы в другую, хотя и не разрешена, но часто осуществляется через процесс, который М. Н. Шринивас (1956) назвал «санскритизацией». Однако даже этот процесс имеет регулирующие механизмы. Хотя явная кастовая дискриминация исчезла в тех частях страны, которые постепенно становятся урбанизированными, скрытая дискриминация все еще распространена в городах, а в сельской местности она продолжает проявляться во всей своей жестокости.

  • Гендер: В социологических терминах гендер отличается от пола. Пол относится к биологическим характеристикам человека, в то время как гендер относится к «социокультурному определению мужчины и женщины, к тому, как общество различает мужчин и женщин и назначает им социальные роли» (Bhasin, 2000). Поскольку Индия, как и большинство других обществ мира, является патриархальным, женщины находятся в наиболее неблагоприятном положении по сравнению с мужчинами в некоторых наиболее важных социальных и других факторах. Пространство, возможности, автономия, ресурсы и т.д. разделены между мужчинами и женщинами, причем первые получают все это в большем и лучшем объеме.

Патриархат поддерживает себя через инструмент сексизма. Макросексизм легко заметен в повседневной жизни людей, но именно малые, незаметные формы сексизма легче не замечать. К проявлениям макросексизма относятся разрыв в оплате труда, ограничения в профессиях, налагаемые на женщин (как замужних, так и незамужних), недопущение женщин к социально, политически и экономически важным должностям, лишение женщин телесной автономии и т.д.

Гендерная социализация начинается с самого рождения ребенка, когда ему присваивается статус социально определенного «мужчины» или «женщины» в соответствии с его полом (т.е. мужчины или женщины). Сексизм также начинается здесь. В Индии, где мужчинам отдается большее предпочтение, чем женщинам, случаи фетицида и детоубийства женщин многочисленны. С самого раннего возраста девочек заставляют играть с куклами и кухонными наборами, в то время как мальчикам дают фигурки из боевиков и запрещают играть с игрушками, предназначенными «для девочек» (которые обычно бывают розового цвета). Возможности получения образования для девочек и мальчиков также различаются, причем мальчики получают формальное образование чаще, чем девочки (Chandra, 2019). Женщины считаются обузой в семьях, которые готовятся выдать их замуж, как только женщина достигает определенного возраста. После замужества образование и экономические возможности для женщин ограничиваются, поскольку в Индии существует неписаное убеждение, что частное пространство дома — это «женский удел», а мужчины должны занимать общественные места. От мужчин редко ожидают выполнения домашних обязанностей по приготовлению пищи, уборке, стирке и т.д. Женщины, независимо от того, есть у них оплачиваемая работа или нет, должны в одиночку содержать дом и обеспечивать мужчин в семьях. Определенные «мужские» качества, присущие только мужчинам, такие как логика и рассуждения, стоицизм и т.д., считаются выше, чем «женские» качества, присущие женщинам, такие как эмоциональность и чувствительность. Участие женщин на важных должностях часто ограничивают, ссылаясь на эти различия (которые, как утверждается, делают женщин менее подходящими для этой работы).

Подобные случаи сексизма широко распространены в Индии и во всем мире. Хотя благодаря активизму и феминистскому движению произошли позитивные изменения, патриархат и гетеронормативность еще далеко не искоренены из социальной реальности людей.

  • Племена: Племена или «адиваси» Индии, введенные как термин британской администрацией во время их правления страной, образуют еще один сегмент социальной стратификации в Индии. Племена обычно объединяются в сообщества, имеющие общие ритуалы, верования, обычаи, практику, земельные границы, самобытность и языки. Это также отделяет их от тех, кто отличается в этих областях. Слово «племена» некоторые называют «колониальной конструкцией» (Xaxa, 2003). 

Серьезные дискриминационные действия также применяются к племенным людям, которые считаются в чем-то неполноценными из-за их предполагаемой «отсталости» по сравнению с «современными» людьми. Xaxa (2003) описывает некоторые из этих практик. Такие культурные практики, как анимизм, привычки питания, танцы и другие традиционные ритуалы, рассматривались (и продолжают рассматриваться) как неполноценные и морально испорченные. Племенной народ также лишили земли предков, изгнали из родных мест и сделали рабочими в поместьях. Многих людей также насильно обращают из анимистических практик в основные религии, такие как христианство и индуизм. Племенная мода — одежда, аксессуары, образ жизни — также считается аномальной, и чтобы избежать постоянной реакции и предрассудков против них, племенные люди часто вынуждены переходить на более «современные» формы моды.

Несмотря на то, что дискриминация племен строго запрещена конституцией, племенные люди в Индии продолжают сталкиваться с унизительными действиями в отношении себя и своего культурного наследия. Земли племен по-прежнему незаконно отбираются у них для содействия урбанизации и индустриализации, и им часто отказывают в основных правах человека и равных возможностях.

Не вызывает сомнений тот факт, что социальное расслоение заложено в социальной реальности народа Индии. Однако нам важно подвергнуть тщательному анализу дискриминационные практики, поощряемые и нормируемые ею, и понять, что на самом деле означает стратификация — неравное общество в целом.

Ссылки

Андерсен, Р. (2011). Социальная стратификация. Oxford Bibliographies Online Datasets. https://doi.org/10.1093/obo/9780199756384-0053.

Белл, К. (2013, 14 апреля). Теория конфликта (теория социального конфликта). Социологический словарь открытого образования; Социологический словарь открытого образования. https://sociologydictionary.org/conflict-theory/

Бхасин, К. (2000). Понимание гендера. Кали для женщин.

Чандра, Т. (2019). Грамотность в Индии: Гендерное и возрастное измерение. ORF. https://www.orfonline.org/research/literacy-in-india-the-gender-and-age-dimension-57150/

Дэвис, К., & Мур, В. Е. (1945). Некоторые принципы стратификации. American Sociological Review, 10(2), 242. https://doi.org/10.2307/2085643

Гурие, Г. С. (1969). Касты и расы в Индии. Popular Prakashan.

Маркс, К., и Энгельс, Ф. (1998). Немецкая идеология: Включая тезисы о Фейербахе и введение в критику политической экономии. Prometheus Books.

Филлипс, Р. Дж. (2014). Conspicuous consumption | economics. В энциклопедии «Британника». https://www.britannica.com/topic/conspicuous-consumption.

Ритцер, Г. (2007). Блэквелл энциклопедия социологии. Blackwell Pub.

С, С. (2013, 13 сентября). Социальная стратификация: Значение, природа, характеристики и теории социальной стратификации. Ваша библиотека статей. https://www.yourarticlelibrary.com/sociology/social-stratification-meaning-nature-characteristics-and-theories-of-social-stratification/8531

Редакторы Энциклопедии Британника. (2011). Варны | Индуизм. In Encyclopædia Britannica. https://www.britannica.com/topic/varna-Hinduism.

The Editors of Encyclopedia Britannica. (2020). Социальная мобильность. In Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/topic/social-mobility

Тумин, М. М. (1953). Некоторые принципы стратификации: Критический анализ. Американский социологический обзор, 18(4), 387. https://doi.org/10.2307/2087551

Ксакса, В. (2003). Племена в Индии. In Madan, T. N & Bet́eille, Andre ́ & Das, E. Veena (Eds.), The Oxford India companion to sociology and social anthropology (pp. 373-408). Oxford University Press, New Delhi; Oxford.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий