Десятилетия назад болезнь была медицинским явлением, и никакая другая дисциплина не могла в нее вмешаться. Медицинская наука занималась этой областью. Но в 18 и 19 веке в медицинскую сферу начали вмешиваться различные другие дисциплины. Общественное здравоохранение возникло для обеспечения прав людей на здоровье и определения факторов риска, распространения, патогенеза заболеваний, что фактически помогло людям преодолеть некоторые эндемические и пандемические заболевания в то время.

Некоторые дисциплины, такие как социология, психология, поведенческие науки, антропология, также принимали во внимание здоровье и болезни и определяли структуру, распределение, факторы риска, профилактику заболеваний на основе своих методов. Некоторые дисциплины добавили социальные, культурные и поведенческие переменные в медицинские отрасли, чтобы понять связь этих переменных со здравоохранением.
Область социальной медицины стремится реализовать социальную заботу через понимание того, как социальные и экономические условия влияют на здоровье, болезни и медицинскую практику, и создание условий, в которых это понимание может привести к оздоровлению общества.
Когда человек заболевает, он обычно оказывается изолированным от обычного мира, по крайней мере, когда он заболевает тяжелыми болезнями. Они чувствуют себя психически отчужденными от мирской деятельности и постоянно получают травмы. Эта травма впоследствии становится препятствием для возвращения к нормальной жизни даже после выздоровления.
Психология стремится уменьшить эту травму различными способами, например:
- Не предоставлять информацию, которая впоследствии травмирует его.
- Вылечить пациентов физически и психически
- Консультирование, цель которого — стереть все непонимание, суеверия, предрассудки, культурно структурированные убеждения и социальное конструирование убеждений о болезни.
- Консультации, постоянная поддержка и руководство пациентами, а не только предоставление лекарств.
- Психическая и социальная поддержка.
В социологии Талкотт Парсонс разработал термин «Роль больного» для обозначения ситуаций, через которые проходят пациенты, подверженные заболеванию. Хотя этот термин подразумевает негативный смысл, он важен для понимания поведения больного.
Парсонс попытался определить поведение больных людей, когда они подвержены болезни. По его мнению, тяжесть болезни зависит от восприятия и отношения людей к конкретной болезни. Иногда люди ведут себя по-другому, когда они больны, даже если их болезнь не настолько серьезна. Их поведение делает их еще более больными и способствует тому, что они получают еще большую травму.
Он назвал поведение во время болезни «девиантным», означающим отклонение от нормальной жизни. Людей не следует травмировать очень легко, потому что это разрушит их способность к исцелению. Таким образом, болезнь человека в основном зависит от его восприятия, отношения и поведения по отношению к этой конкретной болезни.
Мишель Фуко в своих работах обсуждал вопросы медицинской науки. Он сосредоточился на том, как биомедицина завладела человеческим телом, и это породило то, что он назвал «медицинским взглядом».
Биомедицина применяет широкую власть над человеческим телом с помощью различных инструментов (например, операционный театр) и превращает человека в объект. Врачи относятся к человеку как к объекту, а не как к человеку. Это, в результате, делает пациентов бессильными в медицинской практике.
Иван Иллич, критик медицинской науки, подверг критике современные медицинские учреждения и практики. Он определил, как современная медицина завладела человеком и причинила ему вред. Современная медицина не может полностью вылечить человека, скорее, она делает его зависимым от здравоохранения. Побочные эффекты современных лекарств очень вредны для человеческого организма. Воздействие различных лекарственных препаратов наносит людям другой вред, хотя и излечивает некоторые из их болезней.
Медицинская наука перестала быть единственным игроком в сфере здравоохранения, различные дисциплины вмешались в этот процесс и сделали его более гуманным и легкодоступным. Ограничения и негативные последствия био-медицины были выявлены этими дисциплинами и впоследствии дополнены ими.
— Арифур Рахаман, бангладешский студент-социолог