введение в секуляризм
Ранний человек, с любопытством наблюдая за явлениями природы, отчаянно искал ответ. Любопытство к природным явлениям вместе с желанием контролировать их побудило наших предков укрыться под верой в сверхъестественную силу, которая постепенно переросла в религию. Религия — это не просто вера в Бога, а образ жизни, ориентир для запутавшихся людей, единица для различения добра и зла. Но цивилизации претерпели процесс модернизации, который изменил образ мышления людей. Современный человек больше не зависит от религии, чтобы направлять свою жизнь. Отстранение современного человека от религии привело к появлению сравнительно новой концепции секуляризма.
Западный мир укрепил свои позиции в отношении секуляризма, когда решил, что божественные и мирские вопросы должны быть разделены, и власть церкви над государственными делами была ограничена. Теперь давайте подойдем ближе к дому. Конституция Индии признает Индию светским государством, и поэтому для нас еще важнее понять понятие светскости.
Описание светскости
Хотя секуляризм в буквальном смысле означает доктрину, отвергающую религию и религиозные соображения, в более широком смысле секуляризм может иметь два различных толкования. Светскость может означать отделение государства от религии или равенство всех религий.
В первом значении секуляризм означает условие, при котором не существует государственной религии, а государство не имеет отношения к любым видам религиозных верований или практик. Она распространяется на то, что государство позволяет гражданам выбирать любую религию по своему усмотрению, и государство не должно дискриминировать граждан на основании их вероисповедания. Вторая интерпретация свойственна такой стране, как Индия, где светскость означает равное отношение ко всем религиозным группам. Однако нам следует научиться различать секуляризацию и секуляризм, поскольку оба эти понятия по сути не являются одним и тем же. Секуляризация не является обязательным условием для принятия государством секуляризма в качестве государственной политики, и оба эти явления могут существовать независимо друг от друга. Секуляризация — это современное явление, когда в современный век науки люди больше не зависят от набора религиозных верований, определяющих их жизнь, а позволяют своему интеллекту и рациональности взять на себя эту роль. Религия, конечно, не является полностью неактуальной, и секуляризация также не означает этого, а лишь то, что присутствие религии в обществе оказывает меньшее влияние на политическую и социальную жизнь людей.
Секуляризация исходит из определенных представлений. Во-первых, благодаря разделению политических и религиозных вопросов, государство стало независимым от религии, то есть ему не требуется сила религии для легитимации власти государства над людьми. Государство оставляет за частными лицами право исполнять свои религиозные обязанности, если это не вредит светским ценностям государства. Именно люди должны балансировать между светскими и религиозными аспектами общества, что позволяет государству отстраниться от всех форм религиозных соображений.
Мыслители о светскости
Ганди:
Ганди был основной силой в рассеивании всех общинных идентичностей и объединении людей из всех слоев общества в общее национальное движение за свободу. Его доктрина «сарва дхарма самбхава» или равенство всех религий была разработана для того, чтобы объединить людей всех религий, не подрывая при этом значение религии в жизни людей.
Неру:
Неру верил в «дхарма нирапекшата», что означало, что государство не будет принимать во внимание никаких религиозных соображений при разработке политики. Идеальное государство Неру давало свободу всем религиям и одинаково почитало все конфессии, требуя при этом, чтобы государство не было привязано к какой-либо конкретной религии.
Бывший председатель Верховного суда П. Б. Гаджендрагадкар:
Помимо повторения общих понятий о том, что государство не должно привязываться к одной религии и предоставлять равную свободу всем, он подчеркнул, что социально-экономические проблемы гражданина не зависят от его религии.
Раджив Бхаргава:
Бхаргава признает три вида секуляризма. Первый вид или гиперсубстантивный секуляризм — это когда религия и государство разделены автономией, развитием или разумом. Затем идет ультрапроцедурный секуляризм, отделяющий религию от государства посредством бюрократической и технократической рациональности. Третий вид — контекстуальный секуляризм, где существует неабсолютистское разделение между государством и религией. Он предпочитает этот тип двум предыдущим.
Провал секуляризма
Светскость Индии неоднократно оказывалась под угрозой, а общинное насилие пробило себе дорогу в основную политику. Такие инциденты, как снос Бабри Масджид, являются одними из многих примеров, когда обоснованность Индии как светского государства была поставлена под сомнение.
Разрушение Бабри Масджид 6 декабря стало жестоким унижением мусульманского меньшинства Индии. За выполнением этой задачи правительством и партийными чиновниками последовал ряд беспорядков, нанесших удар по светскому характеру индийского государства.
Дело Шах Бано в середине 1980-х годов вызвало к жизни случай, когда мусульманка потребовала алименты от разведенного мужа, и суд вынес решение в пользу Шах Бано. Но ее муж обратился в Верховный суд, утверждая, что он не обязан платить алименты после ои иддата. Верховный суд отклонил его иск, руководствуясь принципами светскости Индии. Но мусульманская община, особенно улама, выступила против этого решения, и в стране начались волнения. Премьер-министр Раджив Ганди уступил, и был принят законопроект о мусульманских женщинах, гарантирующий, что мужчины-мусульмане не должны платить алименты своим разведенным женам после иддата. Таким образом, государство отступило от своей светской природы, продемонстрировав свою благосклонность к определенной религиозной группе.
Произошло много других событий, связанных с насилием в общинах, которые не только поколебали почву светской гармонии в индийском гражданском обществе, но и заставили государство проявить свою благосклонность к определенной религиозной группе, или государство напрямую вовлечено в деятельность, ориентированную на религию.
Таким образом, настало время выступить за сохранение светского характера индийского государства. Все партии должны объединиться, чтобы противостоять любой растущей общинной силе. Правительство не должно бояться риска непопулярности и предпринимать жесткие действия по противодействию любым инцидентам, способным поколебать светскую основу Индии. Светские деятели должны быть более активными, чем когда-либо прежде, и работать над обеспечением мира в строго светском смысле. Только тогда светское наследие Индии будет сохранено, и страна многочисленных религий сможет продолжать жить в гармонии, как это было всегда.