Сафаи Карамчари Андолан: Ручная уборка мусора через призму кастового разделения труда в Индии
SKA — правозащитная организация, которая проводит кампанию за полную отмену ручной уборки мусора, которой печально известна наша страна. Организация выступает против трудоустройства и эксплуатации ручных мусорщиков, которые были объявлены незаконными в Индии в 1993 году. Безвада Уилсон, индийский активист, является основателем и национальным руководителем организации Safai Karamchari Andolan (SKA). За свой бесконечный вклад и активизм Безвада был удостоен в 2016 году премии Рамона Магсайсая, которая также является одной из высших наград в области управления и прагматического идеализма в демократической системе.
Что такое ручная уборка мусора?
Ручная уборка мусора — это вековая практика в Индии, согласно которой сухие уборные (туалеты без смыва и водяного затвора), используемые привилегированной кастой, должны очищаться группой сафаи карамчари или ручных мусорщиков, которые происходят из исторически маргинализированной касты и занимаются этим из поколения в поколение, зарабатывая на жизнь. Их нанимают для уборки человеческих экскрементов с помощью ведра и щетки из открытых стоков или ям и из антисанитарных уборных. Поэтому эту практику синонимично называют дегуманизирующей практикой, основанной на кастовой принадлежности.
Несмотря на Закон о запрете ручной уборки мусора от 1993 года, по состоянию на 2014 год эта практика по-прежнему распространена в индийских штатах Гуджарат, Махараштра, Уттар-Прадеш, Раджастан и Мадья-Прадеш. В 2013 году люди, занятые на очистке септиков, железнодорожных путей и открытых стоков, были отнесены к той же категории, что и ручные мусорщики. Из-за того, что эта работа является одной из самых опасных, мусорщики страдают от ряда заболеваний, таких как тиф, холера и другие респираторные заболевания.
Читайте также| Нарушение прав человека: Нет конца ручной уборке мусора в Индии?
Кастовое разделение труда
Подобно тому, как рост капитализма, стимулированный протестантской этикой в Европе, привел к появлению частной собственности и угнетению, когда представители высшей религии приобретали максимальное богатство и составляли основную долю собственности, а люди другой веры занимали положение рабочих, которые эксплуатировались богатыми землевладельцами и находились в их власти, индийская кастовая система также в значительной степени характеризовалась разделением труда. Европейские авторы, писавшие на тему происхождения каст в Индии, делали акцент на расовых основаниях каст. Уил писал, что история Индии определяется долгой историей цветовых предрассудков, и в Индии было проявлено больше расовой жестокости, чем в других частях света. Бринтон считает, что брахман из высшей касты был в некотором роде белым и имел арийские черты лица, такие как средний рост, овальное лицо, симметричное тело, долихоцефалическая голова, брюнетистый цвет лица, лесные глаза и волнистые волосы, в отличие от племен, которые имели дравидийские черты, такие как загорелая кожа. Племена и другие так называемые низшие касты поселили на окраинах и заставили выполнять работу по уборке, подметанию и так далее. Другими словами, эти группы держали подальше от центра, а также от экономических санкций.
Далиты и другие исторически маргинализированные касты, живущие на окраинах субконтинента, теперь работают мусорщиками. В то время как их называют «неприкасаемыми», и контакт с ними загрязняет или загрязняет брахманов и другие высшие касты, по иронии судьбы, на них возлагается ответственность за провозглашение существования без загрязнения, поскольку они убирают и сметают грязь по одному. Сафаи карамчари чистят туалеты людей из Верхней касты, унося отходы или ночную грязь в корзинах на голове. Оплата, которую они получают, ничто по сравнению с той работой, которую они выполняют. Хотя их дискриминируемая идентичность навязывает им такую рутинную работу, она еще больше усугубляет их дискриминацию, поскольку они считаются нечистыми, грязными и негигиеничными. Поэтому поиск альтернативной работы становится непосильной задачей. Они лишены возможности получить образование, что препятствует процессу экономической эмансипации, они всегда занимали самые низкие ступени социальной лестницы и составляют основную массу индийских пролетариев.
Что привело к Сафаи Карамчари Андолан?
Безвада, выходец из семьи мусорщиков, начал свою борьбу за прекращение этой драконовской практики в 1986 году. Тем не менее, он знал, с какими препятствиями ему придется столкнуться, идя по менее популярному и менее обсуждаемому пути борьбы за справедливое общество. Первый вызов, брошенный ему, был брошен его родителями, которые до сих пор не только принимали, но и нормализовывали свою работу, не испытывая ни малейшего отвращения и дискомфорта, воспринимая ее почти как неизбежную часть своей жизни, своего существования. Как ни странно, многим было стыдно признаться, что такая практика, как уборка мусора вручную, существует и что они занимаются ею, но все равно продолжали активно участвовать в ней. Один из братьев и сестер Безвады также работал мусорщиком более десяти лет.
Хотя кастовое угнетение было обычным сценарием в их жизни, оно сильно повлияло на их академические позиции и стало серьезным препятствием на пути к трудоустройству. Молодой Безвада, узнав, что на самом деле означает работа мусорщиком, которая также была профессией его семьи, практиковавшейся из поколения в поколение, в возрасте 18 лет предпринял попытку самоубийства, поскольку чувствовал себя глубоко опечаленным и униженным. Вскоре он материализовал свое отчаяние в движущую силу своей кампании по написанию писем в Карнатаке — писал письма главному министру штата, а затем премьер-министру. Несмотря на его усилия и регулярные публикации в колонках известных газет, кампания не смогла набрать обороты и осталась практически непризнанной.
В 1993 году парламент принял закон «О запрете использования труда мусорщиков и строительства сухих туалетов». Закон не только объявил вне закона практику ручной уборки мусора, но и запретил строительство сухих уборных. Однако этот закон практически ничего не сделал для искоренения этой практики, которая все еще продолжается по всей Индии. Поэтому Безвада сфотографировал сухие уборные и мусорщиков и отправил их П.А.К. Шеттигару, местному административному авторитету, и пригрозил принять меры в соответствии с Законом 1993 года. После этого было созвано экстренное совещание, на котором было решено перевести всех мусорщиков на работу, не связанную с уборкой мусора, и переоборудовать сухие уборные в водонепроницаемые. В 1994 году газета Deccan Herald, известная английская ежедневная газета на юге страны, опубликовала фотографии, сделанные Безвадой, которые всколыхнули парламентскую атмосферу и заставили правительство Карнатаки признать, что ручная уборка мусора по-прежнему остается проблемой. После этого Безвада создал Кампанию против ручной уборки мусора (CAMS), которая работала над преобразованием сухих уборных в туалеты со смывом и реабилитацией мусорщиков, работающих вручную.
Позже Безвада переехал в Андхра-Прадеш и начал работать с С.Р. Санкараном, отставным офицером Индийской административной службы (IAS), и Полом Дивакаром, известным активистом далитов. В 2001 году правительство штата Андхра-Прадеш согласилось на проведение полного обследования сухих туалетов и людей, занимающихся ручной уборкой мусора, чтобы принять необходимые меры, освободить и реабилитировать этих исторически маргинализированных людей. Формат исследования был подготовлен самим Безвадой, и были назначены добровольцы, которые фотографировали и документировали каждый ручной мусорщик и сухую уборную.
Краткая история
В 1994 году Безвада вместе с Дивакаром и Санкараном основали организацию Safai Karamchari Andolan (SKA), которая преследовала схожие цели. Они занимались обучением команд, которые в дальнейшем продолжали реализовывать свои цели. SKA действовала на уровне штата до 2003 года, когда Безвада и его команда переехали в Дели, чтобы начать общенациональное движение. В том же году они подали иск о защите общественных интересов в Верховный суд Индии. Заявление было подписано SKA и 18 другими организациями гражданского общества, частными лицами и мусорщиками ручной уборки в качестве истцов, которые назвали все штаты и правительственные департаменты образования, юстиции, обороны и железных дорог нарушителями Закона о запрете ручной уборки.
Этот иск придал им импульс, который они так долго искали. Все правительства, как в центре, так и в штатах, были вынуждены заняться проблемой ручной уборки мусора. До сегодняшнего дня в Харьяне состоялось 23 слушания, и в 2010 году закон был приведен в исполнение, в результате чего 16 членов организации были заключены под стражу за нарушение закона путем использования ручных мусорщиков. В последующие годы SKA почувствовала, что движение развивается медленно, а юридические процедуры в целом возлагают бремя доказывания существования такой практики на мусорщиков, работающих вручную. Поэтому команда SKA начала «Действие 10», в рамках которого они попросили бы мусорщиков, работающих вручную, просто оставить свои рабочие места и найти альтернативную работу. Таким образом, 12-й пятилетний план Индии в 2010 году был направлен на освобождение сафаи карамчари (мусорщиков, работающих вручную).
Безвада встречался и обсуждал этот вопрос с парламентариями и министрами. В 2009 году он был избран старшим научным сотрудником по правам человека Университета Ашока, а в октябре 2010 года Соня Ганди, ведущий политик партии Конгресс в Индии, обратилась к премьер-министру с письмом, в котором потребовала объявить ручную уборку мусора национальным позором и сделать ее полную отмену наивысшим приоритетом. После этого Комиссия по планированию Индии создала подгруппу по сафаи карамчари, руководителем которой стал Безвада.
Почти десять лет назад Индия давала приют более чем трем миллионам мусорщиков, а в 2010 году их число резко сократилось до 600 000. Это лишь вопрос времени, как долго система будет продолжать угнетать определенную часть населения и нормализовать ее. Благодаря усилиям Безвады и других выдающихся деятелей, которые единодушно присоединяются к движению, мы, без малейших колебаний, движемся к эпохе революции и деконструкции, и пусть путеводный свет продолжает светить.
Ссылки
- Безвада Уилсон. (2020, 7 ноября). В Википедии: Свободная энциклопедия. Retrieved on November 8, 2020, from https://en.m.wikipedia.org/wiki/Bezwada_Wilson.
- (Октябрь, 2010). ‘Неприкасаемые’ индийцы с незавидной работой. Retrieved from https://www.independent.co.uk/news/world/asia/the-untouchable-indians-with-an-unenviable-job-2106970.html.
- Majumdar, D.N. & Madan, T.N. (1986). Rank and Caste. В книге Д.Н. Маджумдара и Т.Н. Мадана «Введение в социальную антропологию» (стр. 190-206).
- Ручная уборка мусора. (2020, 7 ноября). В Википедии: Свободная энциклопедия. Получено 8 ноября 2020 года с https://en.m.wikipedia.org/wiki/Manual_scavenging.