Власть — это слово, образованное от латинского слова potere, что означает «быть способным». Социолог Макс Вебер определил власть как способность добиваться желаемого результата, даже если против этого выступают другие. В этой статье рассматриваются три различные социологические теории власти, а также значение власти в повседневной жизни. В конце статьи приводится раздел о различных политических, культурных и экономических применениях власти.
Теории власти
Плюралистическая модель
Эта модель основана на функционалистском подходе в социологии. Считается, что власть принадлежит нескольким группам в обществе, которые конкурируют друг с другом за контроль над ресурсами и влияние. Это чаще всего встречается в демократических системах правления, поскольку ни одна группа не может доминировать над всеми остальными благодаря системе сдержек и противовесов. Политический процесс конкуренции за власть контролируется правительством и, таким образом, полезен для общества по трем основным причинам. Во-первых, любая враждебность и конфликт получают надлежащий канал для выражения через политический процесс. Во-вторых, это дает шанс каждой группе бороться за свои идеалы и достигать своих целей. Наконец, государственный контроль гарантирует, что результаты политического процесса отвечают интересам большинства общества. Но есть и некоторые недостатки плюралистической модели. Она предполагает, что все группы имеют равные шансы на представительство («Власть и политика»; «Теории власти», 2016). Но во многих демократических странах это не так. Например, в Индии доминирует индуизм, которого придерживаются почти 80% граждан. Это дает политическим партиям с индуистской повесткой дня, таким как Бхартия Джаната Парти, преимущество в конкуренции с другими партиями меньшинства, такими как Индийская союзная мусульманская лига.
Модель «власть-элита
Историк Чарльз Райт Миллс предложил эту модель в 1956 году как представление немарксистской теории относительно элит в демократических странах. Миллс утверждал, что власть сосредоточена среди нескольких богатых акционеров, а именно: правительства, военных и крупного бизнеса. Эти элиты образуют правящий класс, который циркулирует и сотрудничает друг с другом. («Власть и политика»; «Теории власти», 2016). Для принятия важных политических решений военным требуется разрешение правительства, а правительство зависит от поддержки военных. Например, когда в прошлом году правительство Индии отменило особый статус Джамму и Кашмира в соответствии со статьей 370, для введения комендантского часа и блокировки коммуникаций были привлечены военизированные силы безопасности. Здесь можно увидеть, что военные служат нуждам только правящего класса, состоящего из крупных корпораций, имеющих оборонные контракты, и правительства. Многие выдающиеся ученые и активисты, такие как Амартия Сен и Арундхати Рой, протестовали против решения правительства, но голоса мажоритарной общественности остались неуслышанными.
Марксистская модель
Эта модель власти основана на конфликтном подходе в социологии. Она утверждает, что политическая власть сосредоточена в руках буржуазии или тех, кто контролирует экономическое производство в капиталистическом обществе. Существует два подхода к марксистской модели. Первый — это инструменталистский подход. Этот подход полезен для определения того, кто управляет обществом. Второй — структуралистский подход. Этот подход полезен для того, чтобы показать, как правящий класс способен действовать в капиталистической экономике благодаря концентрации политической, экономической и идеологической власти. Те, кто контролирует экономические способы производства в стране, в конечном итоге контролируют также религиозные, политические и социальные аспекты страны. («Власть и политика»; «Теории власти», 2016). В Индии трансгендеры или «хиджры» не имеют постоянных источников дохода и часто прибегают к придорожным выступлениям или попрошайничеству. Это приводит к их изоляции от общества и угнетению. Принятый в 2019 году законопроект о трансгендерных лицах является подходящим примером этого, поскольку он не предоставляет ни одному человеку права определять свой собственный пол. Отсутствие экономической независимости трансгендеров привело к потере их социально-политических прав.
Виды власти в повседневной жизни
В предыдущем разделе были рассмотрены основные теории, связанные с властью. Однако власть можно наблюдать и на микроуровне в повседневных социальных взаимодействиях между людьми. Социологи изучали наличие различных оснований власти в малых группах, таких как семьи, круги друзей, клубы и более крупные организации, такие как школы. Ниже описаны наиболее значимые из них:
Власть вознаграждения относится к контролю одной стороны над ценными ресурсами, которые могут действовать как стимулы для другой стороны. Вознаграждение работает как средство положительного подкрепления. Например, родители могут решить подарить своему ребенку новый велосипед, если он хорошо учится в школе. Такие подарки помогают старшим конструктивно влиять на поведение своего ребенка.
Легитимной властью обладают те, кто традиционно занимает более высокое положение в конкретной культуре. Это приводит к чувству обязанности выполнять определенные задачи, требуемые теми, кто занимает более высокое положение. Например, студент колледжа, проходящий практику в организации, должен будет послушно выполнять все приказы в силу своего низшего положения.
Власть принуждения относится к способности одной стороны наказывать других посредством удержания ресурсов или причинения вреда. Властная фигура способна контролировать действия других людей, опасаясь негативных последствий. Например, полицейские во время беспорядков помогают поддерживать порядок с помощью угроз ареста или насильственных последствий, таких как удары латами.
Экспертная власть основана на представлении о том, что человек обладает высокой квалификацией в определенной области. Например, хирург обладает экспертной властью в медицинских вопросах, касающихся пациента. Важно отметить, что экспертная власть связана с восприятием знаний, а не с самими знаниями. Следовательно, человек, занимающий авторитетное положение, может восприниматься как обладающий экспертной властью, независимо от того, обладает ли он экспертными знаниями на самом деле. Например, иногда избранные представители в политической системе могут не быть экспертами в вопросах, касающихся их избирателей. Но их все равно считают знатоками в силу их высокого положения. С другой стороны, человек, обладающий реальными знаниями в какой-либо области, может быть не признан, если у него нет связанного с ней авторитетного положения.
Референтная власть основана на чувстве восхищения и уважения к другому человеку, даже если этот человек не стремится к власти. Например, старшеклассник может иметь влияние на своих младших учеников, поскольку они смотрят на него как на образец для подражания.
Информационной властью обладают те, кто использует факты, доказательства или данные для рациональной аргументации. Более того, любой, кто обладает информацией, жизненно важной для других, может использовать ее для контроля над ними. Например, жена может использовать доказательства супружеской измены, чтобы получить алименты от мужа во время развода (Croteau & Hoynes 2013).
Виды использования власти
Политическая власть: Принятие решений
Власть можно использовать для влияния на действия других людей. На микроуровне родители устанавливают домашние правила, которым должны следовать дети. В более формальных учреждениях, таких как школы и университеты, администрация устанавливает правила, которым должны следовать все студенты и преподаватели. На рабочих местах руководство устанавливает правила социального взаимодействия между сотрудниками. На макроуровне политики устанавливают правила, которым должны следовать целые страны. Законодательная, исполнительная и судебная власть принимают решения относительно действий граждан. Например, судьи отвечают за решение судьбы уголовных преступников. С другой стороны, члены Лок Сабхи и Раджья Сабхи помогают принимать или отклонять законы, касающиеся благосостояния индийских граждан. Таким образом, те, кто занимает влиятельные политические позиции, имеют возможность регулировать действия тех, кто не имеет никакой власти (Croteau & Hoynes 2013).
Экономическая власть: Распределение ресурсов
Любой человек или группа, распоряжающиеся экономическими ресурсами, такими как доход, имеют власть над действиями и результатами других групп. В небольших масштабах, в семьях, тот, кто зарабатывает на хлеб, обладает значительной властью над остальными членами семьи. Например, если отец — единственный человек, имеющий доход, он может решать, как использовать эти деньги для своей семьи, распределяя их между едой, одеждой, образованием и т. д. В более широком масштабе владельцы бизнеса могут контролировать своих сотрудников, стимулируя их зарплатой. Таким образом, работодатель влияет на жизнь не только отдельных работников, но и целых семей и сообществ. На макроуровне правительства имеют возможность распределять ресурсы между различными подразделениями через свой бюджет. Политики контролируют результаты деятельности различных слоев общества, принимая решения о распределении денег между общественными проектами и схемами социального обеспечения (Croteau & Hoynes 2013).
Культурная власть: Определение реальности
Наша социальная реальность определяется нашим взаимодействием с различными людьми, средствами массовой информации, религиями и т.д. Родители влияют на поведение детей с самого раннего возраста, знакомя их с различными книгами, определенными видами формального образования и разнообразными формами развлечений. Дети впитывают ценности и мировоззрение и принимают их как свою реальность. В более широком масштабе СМИ формируют наши мысли, отбирая определенные новости, которые, по их мнению, достойны освещения. При этом они могут отодвинуть на второй план другие важные истории, не дав им высказаться. Например, жизнь знаменитостей может широко освещаться, но проблемы, с которыми сталкиваются коренные племенные общины, могут быть проигнорированы за их счет. Ноам Хомский много говорил о той мощной роли, которую играют СМИ в формировании нашего общества.
Читайте здесь: Средства массовой информации как институт власти
В заключение хочу сказать, что власть окружает нас повсюду, и каждый из нас обладает различными ее видами. Она может быть использована как для положительного, так и для отрицательного воздействия. Изучая наше общество, необходимо признать, что власть, которой обладают определенные люди и институты, формирует нашу социальную реальность.
Ссылки
Croteau, D., & Hoynes, W. (2013). Социология опыта (1-е изд.). Нью-Йорк: McGraw-Hill Education.
Власть и политика. Взято с сайта http://www.sociology.org.uk/notes/papt1.pdf.
Теории власти и общества. (2016). Retrieved July 08, 2020, from https://open.lib.umn.edu/sociology/chapter/14-3-theories-of-and-society/