Р.К. Мертон, полное имя Роберт Кинг Мертон, был американским социологом, родился 4 июля 1910 года и скончался 23 февраля 2003 года. Большую часть своей жизни он провел в качестве профессора Колумбийского университета. Он был удостоен многих наград за вклад в социологию науки. Он сформулировал многие термины, которые до сих пор используются и приобрели большую популярность, такие как ролевая модель, ролевое напряжение или самоисполняющееся пророчество и многое другое.
Р.К. Мертон также выполнил множество работ и создал теории, некоторые из которых рассмотрены ниже:
Теория среднего диапазона:
В этой теории он говорит о том, что социологические теории должны быть созданы. Он говорит, что социологические теории должны учитывать все эмпирические факты и цифры и на этой основе проводить свои исследования. Он также составил конкуренцию парсоновской социологии. Мертон всегда говорил, что социологические теории не должны исходить из сомнений и неполной информации, чтобы прийти к заключению, необходимо упорядочить все факты, объединить их и затем дать заключение.
Позже Мертон увидел, что в Америке происходят такие события, как коррупция, конфликты и негативная реакция людей на социальные нормы. В дальнейшем он решил изучить эти темы и в качестве обратной связи создать мегатеории, используя простую методологию, но он не смог довести эти вопросы до эмпирических возможностей, скорее он сказал, что эти теории являются предметом спекуляции. Он дошел до того, что считал вопросы и теории на такие темы теориями среднего уровня.
Мертон твердо верил, что естественные науки не должны использоваться в области социологии. Он также считал, что использование этих теорий приведет к унификации, и это работа естествоиспытателя, которая не подходит для социологической области. В социологии предмет исследования постоянно меняется со временем, например, роль семьи продолжает меняться со временем и местом, поэтому мы не можем применять методологию естественных наук. Он искренне верил, что в социологических исследованиях не нужна помощь естественных наук. Мертон считает, что для решения любой проблемы необходимо разобраться в сути реальности проблемы. Сначала нужно определить проблему, которую необходимо решить. Если кто-то хочет провести социологическое исследование, он должен перейти на микроуровень и изучить вопрос, чтобы понять каждую ветвь проблемы, возникающей в социальном мировоззрении. Именно поэтому Мертон брал те темы, которые так или иначе были связаны с научным исследованием.
Теории среднего диапазона должны изучать все эмпирические факты и проводить надлежащие социологические исследования. Здесь все вращается вокруг фактов, и поэтому в них легко поверить, поскольку они представлены в виде фактов. Теории среднего диапазона лаконичны, сконцентрированы и полны и являются общепризнанными. Она способна рассказать о сложных по своей природе вопросах в очень простой и понятной манере. Она объясняет каждую тему, не вызывая никаких сомнений у людей, и поэтому считается понятной и простой по своей природе. Она действует как руководство для социологического исследования.
Разъяснение функционального исследования:
Мертон говорит, что все, что связано с центральной ориентацией функционализма, должно быть впоследствии изучено путем рассмотрения его последствий для различных структур. Мертон изучает общество, исследуя культурную систему общества и структуры, и решает, насколько хорошо они интегрированы или нет. Каждая социальная система требует выполнения различных функций в обществе. Поэтому Мертон считал, что концентрация на одном социальном институте будет вредной и создаст несправедливое общество, и не следует делать весь акцент на одном социальном институте. Также он утверждает, что неотъемлемой частью любого социального института являются его ценности. Каждый социальный институт нуждается в определенных ценностях, которые помогают ему беспрепятственно выполнять свою работу.
Мертон считает, что каждое общество нуждается в определенных культурных верованиях и практиках, которые важны как для общества, так и для отдельных людей. Каждая структура, присутствующая в обществе, должна иметь чувство интеграции и объединения.
Дисфункции: она состоит из трех основных вопросов функционализма
Функциональное единство общества: здесь он говорит о гармонии и единстве общества. Он говорит, что не все общества хорошо объединены и имеют некоторые трудности. Все люди не пользуются одинаковыми возможностями, что приводит к нарушениям в обществе. Не существует общества, которое не имело бы своих проблем. Мертон говорит, что гражданская война является примером недостаточно интегрированного общества.
Универсальный функционализм: здесь он рассуждает о том, что не все нормы и идеалы являются преимуществом для всех. Он говорит, что в обществе существуют определенные вещи, которые выгодны одним и невыгодны другим. Вот почему он говорит, что то, что принято одним, может быть неприемлемо для других. Он говорит, что бедность может быть благом для богатых людей, поскольку они получат возможность наслаждаться благами и сохранять свое богатство на протяжении всей жизни.
Незаменимость: он говорит, что действительно ли каждое общество выполняет одну определенную функцию? Мертон твердо верил, что есть некоторые институты, которые могут выполнять те же функции, что и другие институты, и не имеют одной конкретной функции.
Непредвиденные последствия, явные и скрытые функции:
Когда мы говорим о функциях, мы знаем, каковы наши предполагаемые последствия, но, вероятно, не знаем о наших непредвиденных последствиях. Именно поэтому большинство социологов пытаются изучать непредвиденные последствия. Например, часто мы планируем и принимаем меры, но могут возникнуть последствия, с которыми нам придется столкнуться, или мы можем сказать, что план идет не по плану.
В явной функции люди знают или ожидают эти последствия, а в латентной функции человек не уверен или не знает о последствиях, с которыми он может столкнуться. Мертон уделяет большое внимание латентным функциям для понимания общества.
Функциональные альтернативы: Мертон говорит о функционалистах и обществе. Он говорит, что многие функционалисты считают, что каждое общество имеет свои собственные функции, которые происходят в обществе. Он всегда говорит, что не совсем правильно говорить, что каждый институт имеет одну конкретную функцию, скорее другие институты могут также выполнять определенные функции других институтов. Поэтому он говорит, что функциональные альтернативы возможны для каждого института, и один институт может выполнять различные функции.
Теория девиантности:
Мертон рассматривает три аспекта и взаимосвязь между культурой, структурой и аномией.
Он говорит, что культура необходима для руководства поведением человека, поскольку она выступает в качестве ценностей для общества и групп. Социальная структура показывает социальные отношения людей в обществе и то, как они живут. Аномия означает отсутствие соответствия между людьми и нормами и известна как состояние безнормности.
Аномия и структурно-функциональная идея Мертона о девиантности:
Он пытается показать, что существовали различия в культурных стремлениях и легальных способах достижения этих целей. Эта теория в основном используется в криминологии, что приводит к большому количеству вопросов о девиантности.
Конформность означает, когда цели в обществе достигаются средствами, которые принимаются всеми. Инновация означает, когда человек достигает целей средствами, которые не приемлемы для общества. Ритуализм — это когда средства достижения целей принимаются, но цели наказываются. Ретритизм — это когда и цели, и средства не принимаются обществом. Бунт, следовательно, происходит как отказ от целей и средств, а также отвергаются альтернативы. Мертон считает, что в случае инноваций и ритуализма аномия является чистой, и в обоих случаях мы можем видеть различия или интервалы между средствами и целями.
На Мертона оказали большое влияние Талкотт Парсонс и Питирим Сорокин. Большая часть его тем была почерпнута из «Интересов Парсонса». Мертон считается одним из самых важных социологов, внесших вклад в современную социологию, а также считается ее основателем.