Психодинамическая теория (подход): Все, что вам нужно знать

Введение: Психодинамический подход, часто называемый психоаналитической теорией, понимает и изучает личность и поведение с точки зрения происходящих бессознательных психологических процессов. Многие исследователи сильно критикуют этот подход за отсутствие сути и эмпирических доказательств, подтверждающих их утверждения, тем не менее, он сыграл значительную роль в развитии и понимании человеческой психики. Теория тесно связана с Зигмундом Фрейдом, врачом, который в свое время хотел систематически изучать неосязаемые аспекты человеческого поведения, такие как бессознательное.

История

Этот подход уходит корнями в теории Фрейда о человеческом поведении. Он рассматривает внутреннюю работу индивида и понимает, что является движущей силой или мотивацией его поведения. Фрейд сформулировал свою теорию психоанализа в 1890-х годах в Вене, пытаясь разработать эффективный план лечения истерии. Фрейд работал с Йозефом Брейером, венским врачом, над случаем Анны О. У пациентки были симптомы истерии, и оказалось, что разговорная терапия была чрезвычайно полезна для облегчения ее симптомов. Фрейд использовал ее случай в качестве примера в своей книге «Исследования истерии». Хотя Брейер не согласился с ним, он пришел к выводу, что эти симптомы проявились из-за подавленной детской травмы. Он усовершенствовал методы разговорной терапии и продолжил разработку своей теории личности (Learning, Introduction to Psychology). В 1936 году его дочь, Анна Фрейд, опубликовала книгу «Эго и механизмы защиты», которая очень помогла понять реакции на травму и подчеркнула, как бессознательное определяет нынешнее поведение. Хотя Фрейд не подробно описывал, как его теории можно применить в реальном мире, многие его последователи взяли на вооружение его парадигму и использовали ее для изучения современного общества. Эриксон, например, применил аспекты теории к рабочему месту и утверждал, что внутренняя работа человека чрезвычайно влиятельна и не должна игнорироваться (Kets de Vries & Cheak, 2014).

Основные предположения

Согласно психоаналитической теории, каждое действие исходит из бессознательного, а три составляющие нашей личности — ид, эго и суперэго — диктуют наше поведение, реакции и образ жизни. Предположения, сформированные в рамках этого подхода, уникальны для психодинамической концепции, поскольку психоаналитики делают большой акцент на борьбе в детстве. Они считают, что наше поведение и чувства коренятся в наших детских переживаниях, а фиксация на одной из этих стадий приводит к психологической проблеме. В этом смысле подход является детерминистским.

Подводя итог, можно сказать, что данный подход имеет три основных предположения: 1) примат бессознательного, 2) важность детского опыта и 3) психическая причинность. Важность бессознательного ума говорит об основных психологических процессах, происходящих за пределами сознания. Психоаналитики считают, что детские переживания и фиксации могут позже проявиться во взрослой жизни в виде психологических проблем, и, наконец, психическая причинность описывает, что ни одно чувство, эмоция, действие или мотив не являются случайными. Они возникают либо в результате глубинной биологической проблемы, либо в результате психологического процесса, либо в результате сочетания этих двух факторов.

Уровни сознания

Для объяснения уровней сознания Фрейд использовал аналогию с айсбергом. Верхушка, которая видна, представляет собой наш сознательный разум, и эта часть составляет небольшой процент нашей психики, части, которые погружены в воду, составляют бессознательный разум. Сочетание этих двух составляющих формирует нашу личность, которая далее делится на три части: ид, эго и суперэго. Эти три компонента постоянно развиваются и существуют как неосязаемая часть нашего тела. Ид — это примитивная и инстинктивная часть нашего разума, которая отвечает за все сексуальные и агрессивные мысли, побуждения и влечения. Ид — это место, где находятся унаследованные части нашей личности. Сюда входят инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Поскольку эта часть нашей психики импульсивна и примитивна, она реагирует на основные потребности и влечения аналогичным образом. Самое главное, что она действует по «принципу удовольствия», ид стремится к немедленному удовлетворению, а его мотивы направлены на успокоение или удовлетворение примитивных потребностей (Waude, 2016). На протяжении всей нашей жизни ид остается инстинктивным и не развивается, потому что он не подвергается воздействию внешнего мира. Когда ребенок рождается, его личность состоит только из ид, и только с ростом и опытом развиваются два последних.

 Согласно Фрейду, эго — это часть ид, которая была изменена после воздействия внешнего мира. Эго можно понимать как «рациональную» часть нашей личности, и Фрейд считает его нашим «Я», поскольку это та часть нашей личности, которую мы представляем другим. Ид функционирует исключительно на основе инстинктов и примитивных потребностей, эго же, напротив, более рационально и принимает во внимание общество и его восприятие человека. Оно действует в соответствии с разумом и рациональностью. Эго часто идет на компромисс с потребностями и желаниями ид, чтобы соответствовать нормам и ценностям общества, в котором находится человек. Эго разрабатывает приемлемый метод поиска удовольствия и избегания боли, но оно также стремится к совершенству. Задача эго — самосохранение, и чтобы достичь этого, оно должно контролировать как внутренние (id), так и внешние стимулы (Lapsley & Stey, 2014).

Суперэго действует как наша совесть, оно контролирует примитивные импульсы ид и убеждает эго искать цели, которые являются моральными, а не просто реалистичными и рациональными. Внутри суперэго существуют две системы — совесть и идеальное Я. Совесть — это то, что останавливает нас от поведения, которое является нефильтрованным и вредным по мнению общества. Она наказывает самость, вызывая чувство вины. Идеальное «я» (эго-идеал) — это то, кем человек хочет стать. Оно представляет собой образ самой идеальной версии себя. Неспособность соответствовать стандартам, навязанным суперэго, может привести к продлению невротических страданий в качестве наказания. Таким образом, эго осаждается как ид (внизу), так и суперэго (вверху). Эго должно справляться с инстинктивными и агрессивными влечениями со стороны ид и моралистическими и жесткими стандартами и перфекционистскими требованиями со стороны суперэго (Lapsley & Stey, 2014).

Защитные механизмы

Фрейд упоминал несколько защитных механизмов эго в своих работах, однако это были лишь заметки, они не имели особой проработки. Его дочь, Анна Фрейд, взяла на себя труд разработать их и ввела десять собственных защитных механизмов. Подводя итог, можно сказать, что защитные механизмы — это бессознательные психологические стратегии, которые люди используют для защиты от нежелательных действий, мыслей и ситуаций. Основные защитные механизмы, предложенные Фрейдом и Анной, следующие:

  1. Репрессия: Бессознательный механизм, используемый эго для того, чтобы тревожные или угрожающие мысли не стали осознанными.
  2. Отрицание: Отказ принять реальность, что позволяет блокировать внешние события от осознания.
  3. Проекция: Приписывание нежелательных мыслей и мотивов другому человеку.
  4. Вытеснение: Перенаправление импульса на что-то другое (замещающую цель). Такие импульсы обычно возникают в результате агрессии и насилия.
  5. Регрессия: Происходит, когда эго индивида возвращается к более ранней стадии развития (психосексуальные стадии развития) в качестве реакции на травму.
  6. Сублимация:  Схожа с вытеснением, разница в том, что вытеснение — это перемещение той же эмоции на заменяющую цель, в то время как сублимация — это преобразование этих негативных эмоций в социально приемлемое действие.
  7. Рационализация: Когнитивное искажение фактов из реальности, чтобы сделать событие или ситуацию менее угрожающей.
  8. Формирование реакции: Человек вступает в стадию, выходящую за рамки отрицания, и действует способами, которые противоречат тому, что он думает или чувствует.

Критическая оценка

Сильные стороны

Разговорная терапия Фрейда сыграла огромную роль в психотерапии, ее основа была включена в различные методы терапии, такие как CBT и REBT. Многие стратегии терапии вращаются вокруг того, чтобы пациент обсудил и «проговорил» свои эмоции, после чего происходит когнитивная реструктуризация. Следует отметить, что версия Фрейда не включала когнитивную реструктуризацию. Он считал, что простой разговор облегчит симптомы.

Психодинамический подход представляет собой глубокий и систематический анализ индивида, группы или сообщества. Он распространяется не только на анализ самого себя, но и на анализ себя по отношению к другим (Kets de Vries & Cheak, 2014). Эта теория также является одной из первых, которая систематически рассматривает существование бессознательного и изучает, как оно влияет на нашу повседневную жизнь. Она также одна из первых изучает влияние детского опыта на взрослую жизнь, теория подчеркивает важность каждой стадии (психосексуальные стадии развития) и то, как конфликт на определенной стадии может привести к проявлению психологической проблемы. Идея о том, что детство оказывает непосредственное влияние на взрослую жизнь, используется в различных методах терапии в настоящее время.

Наконец, подход рассматривает как природу, так и воспитание, поскольку пропагандирует существование врожденных влечений (природа) и важность раннего жизненного опыта (воспитание). Он признает важность и того, и другого и не придерживается редукционистского взгляда.

Читайте также: 8 основных взглядов на психологию

Слабые стороны

            Этот подход критикуют за детерминизм. Он считает, что человек не контролирует свои действия, что это бессознательный разум влияет на его мысли, чувства и действия, таким образом, снижая концепцию свободы воли. Этот подход не учитывает посреднические процессы, происходящие между побуждением и действием, то есть мышление (Mcleod, 2021).

            Основная критика подхода заключается в том, что он фокусируется конкретно на дисфункции и строит свои теоретические идеи вокруг нетипичного или аномального, а не нормального. Поскольку все случаи субъективны, трудно доказать теорию научным путем, что делает ее нефальсифицируемой (Kets de Vries & Cheak, 2014).

            И наконец, поскольку подход в значительной степени сосредоточен на себе, ему не хватает прикладного аспекта. Основное внимание уделяется улучшению «Я», а это зависит от каждого человека, поэтому невозможно предоставить структурные рекомендации для систематических изменений (Kets de Vries & Cheak, 2014).

Ссылки

Kets de Vries, M. F. R., & Cheak, A. (2014). Психодинамический подход. Электронный журнал SSRN. https://doi.org/10.2139/ssrn.2456594

Lapsley, D. K., & Stey, P. C. (2014). Id, Ego, and Superego. Энциклопедия человеческого поведения, 393-399. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-375000-6.00199-3

Learning, L. (n.d.). Введение в психологию. Lumen. https://courses.lumenlearning.com/wsu-sandbox/chapter/freud-and-the-psychodynamic-perspective.

Маклеод, С. (2021, 18 июня). Психодинамическая теория. Психодинамический подход | Simply Psychology. https://www.simplypsychology.org/psychodynamic.html.

Waude, A. (2016, January 28). Как фрейдовские теории человеческой психики пытаются объяснить влияние нашего подсознания. Мир психолога. https://www.psychologistworld.com/freud

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий