Проективные методики/тесты: Типы, плюсы, минусы и примеры

Проективные методики — это широко используемый, но весьма спорный метод проведения качественных исследований. Проективные методы тестирования были первоначально разработаны в 1960-х годах для использования в области клинической психологии. В области психологии они относятся к типу личностных тестов, в которых участники подвергаются воздействию серии неоднозначных стимулов, таких как изображения или слова. Цель проективных тестов — вызвать эмоциональную реакцию участника, чтобы изучить его отношение, черты характера и поведение. Ожидается, что эти тесты выявят бессознательные желания и опасения человека. Психолог Дэниел Канеман считает, что человеческий мозг принимает тысячи решений каждый божий день. Это и мелкие решения, такие как что надеть, что съесть, каким маршрутом ехать на работу и т.д., и более сложные решения, такие как покупка нового автомобиля, переезд в другой город или разрыв отношений. Если бы наш мозг обрабатывал все эти решения сознательно, он был бы легко перегружен информацией. Поэтому некоторые решения и мотивы, которые их вдохновляют, обрабатываются в нашем бессознательном разуме. Люди не всегда осознанно понимают бессознательные мотивы своих действий. Информация, полученная в ходе проективного тестирования, используется психотерапевтами для определения причин психических потрясений человека и, соответственно, разработки соответствующих мероприятий. Проективные методы также популярны при проведении маркетинговых исследований, направленных на понимание поведения потребителей.

Как работают проективные тесты?

Проективное тестирование предполагает воздействие на испытуемого серией неоднозначных стимулов (например, изображение) и просьбу дать свои уникальные индивидуальные ответы при восприятии стимулов. Это делается для того, чтобы предотвратить предвзятость со стороны обследуемого. Неоднозначность стимулов не дает человеку никаких подсказок относительно приемлемого ответа на вопрос, что имеет место в других структурированных формах психологического тестирования. Например, в интервью или самоотчетах люди склонны давать ответы, которые могут быть более социально приемлемыми, и даже могут изменять свои ответы в зависимости от того, как реагируют на их ответы. С другой стороны, неоднозначные стимулы заставляют людей раскрывать свои истинные чувства, что считается более надежным показателем их бессознательных мыслей и поведения.

Виды проективных техник

Проективные техники можно разделить на пять широких категорий.

  • Ассоциативные техники —

Ассоциативные техники — это когда от участника требуется дать мгновенный ответ на представленные ему стимулы. В ассоциативных техниках большое внимание уделяется мгновенности ответов. Тест Роршаха является примером ассоциативной техники, когда испытуемые отвечают на серию изображений чернильной кляксы. Эти изображения содержат такие детерминанты, как цвет, оттенок, форма, движение и отражение, которые помогают экспертам определить причины индивидуальных ответов. Затем их ответы интерпретируются и анализируются с психологической точки зрения. Техника словесных ассоциаций (WAT) — это другой вид ассоциативного упражнения, в ходе которого испытуемому предъявляется ряд не связанных между собой слов. Они должны ответить на каждое слово своими первыми мыслями, возникшими после его восприятия. Когнитивные психологи также используют WAT для изучения того, как семантическая информация хранится и извлекается сознанием.

  • Техники конструирования —

Конструктивные техники выходят за рамки простого реагирования на стимулы и требуют от участников создать что-то из них. Этими творениями могут быть истории или изображения. Тематический оценочный тест (ТАТ), возможно, один из самых популярных проективных методов в использовании, является одним из видов техники конструирования. Участникам теста показывают карточки, содержащие черно-белые изображения, и испытуемые должны построить историю, основанную на том, что они воспринимают/выводят из изображения. Сюжет и фабула используются для того, чтобы сделать выводы о глубинных желаниях и потребностях испытуемого.

  • Техники завершения —

Техники завершения представляют испытуемым любой вид незавершенного продукта и просят их заполнить пробелы любым способом, лишь бы их ответы соответствовали определенным стандартам рациональности. Тест на завершение предложения является наиболее популярным методом, в котором испытуемых просят завершить неполные предложения, используя первые пришедшие на ум слова. Затем экзаменаторы проводят субъективный анализ, чтобы определить конфликты, отношение и мотивацию испытуемых.

  • Техники выбора/заказа (тесты на расстановку и отбор) —

В этой методике респондентов просят выбрать из набора альтернатив, принадлежащих к одной группе (изображений, слов и т.д.) ИЛИ расположить группу в порядке. Например, в тесте «Упорядочивание картинок» испытуемым предлагается серия картинок, на которых изображен человек, занимающийся различными видами деятельности. Задача испытуемого — расположить эти изображения в том порядке, в котором, по его мнению, происходила последовательность событий.

  • Экспрессивные техники —

Экспрессивные техники требуют от испытуемых использования стимула в качестве стимула для самовыражения — ролевые игры, театральные постановки, танцы и т.д. Например, рисование и живопись — это экспрессивные техники, которые качественно изучаются как индикаторы личностных черт. Оценивающие тесты обращают внимание на фигуры, используемые в рисунках, их размеры, позы и т.д.

Результаты проективных методик интерпретируются и оцениваются скорее субъективно, чем объективно. Большинство индивидуальных тестов, как правило, имеют руководства по интерпретации.

Преимущества проективных тестов

  • Проективные тесты позволяют людям выражать свои мысли и идеи без страха осуждения или социальных ограничений, как в случае со структурированными методами тестирования, такими как анкеты или формальные интервью.
  • Когда люди могут выражать себя более свободно, давая ответы на неоднозначные стимулы, психологи могут изучать подсознательные и бессознательные механизмы, что может помочь им понять проблемы более личного или деликатного характера.

Недостатки проективных тестов

  • Из-за неоднозначности стимулов и неструктурированного характера этой методики для проведения и определения результатов проективных тестов требуются высококвалифицированные специалисты и эксперты.
  • Для того чтобы сделать выводы на основе проективных методик, требуется тщательное интервьюирование и анализ. Это, в сочетании с необходимостью привлечения квалифицированных специалистов, делает данный процесс чрезвычайно дорогостоящим.
  • Проективные методы также сопряжены с риском предвзятости интерпретации. Это означает, что люди, интерпретирующие и анализирующие ответы испытуемых, могут неправильно истолковать результаты и предположить, что доброжелательный ответ на первый взгляд является враждебным.
  • Неточные выводы из проективных тестов могут серьезно навредить обследуемому, поскольку могут указывать на недостатки или изъяны личности.

Учитывая их сложную и неструктурированную природу, проективные методы тестирования следует использовать осторожно. Они могут оказаться особенно полезными при проведении разведывательных исследований с целью получения первых сведений. Они также важны в тех случаях, когда использование структурированных методов не позволяет специалистам получить необходимую информацию.

Ссылки

Редди, К. (2020, 13 октября). Проективные тесты: Теория, типы, преимущества и недостатки. WiseStep. https://content.wisestep.com/projective-tests-theory-types-advantages-disadvantages/.

Проективные методики — IResearchNet. Psychology. (2016, February 11). http://psychology.iresearchnet.com/counseling-psychology/counseling-therapy/projective-techniques/.

Encyclopædia Britannica, inc. (n.d.). Inkblot test. Encyclopædia Britannica. https://www.britannica.com/science/inkblot-test.

Черри, К. (2020). Как проективные тесты используются для измерения личности. Verywell Mind. https://www.verywellmind.com/what-is-a-projective-test-2795586.

Проективные методики. Тест, тесты, субъекты и Роршах — JRank Articles. (n.d.). https://psychology.jrank.org/pages/506/Projective-Techniques.html.

Encyclopædia Britannica, inc. (n.d.). Проективные техники. Encyclopædia Britannica. https://www.britannica.com/science/personality-assessment/Projective-techniques.

  Роджерс, П. (2014, 13 января). Проективные техники. BetterEvaluation. https://www.betterevaluation.org/en/evaluation-options/projective_techniques.

Encyclopedia.com. (2021). » Международная энциклопедия социальных наук. . Encyclopedia.com. 16 Jun. 2021. Encyclopedia.com. https://www.encyclopedia.com/social-sciences/applied-and-social-sciences-magazines/projective-methods.

Брауне, Дж. (2020, 20 мая). Использование проективных методов в качественных исследованиях. Brandspeak. https://www.brandspeak.co.uk/blog/articles/using-projective-techniques-in-qualitative-research/.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий