Под приданым понимаются «деньги, товары или имущество, которые женщина приносит своему мужу или его семье при вступлении в брак». Приданое наиболее распространено в культурах, где сильны патрилинейные связи и нормой является проживание женщины в семье мужа или рядом с ней. Оно имеет долгую историю в Европе, Южной Азии, Африке, а также в других частях света. В этой статье мы рассмотрим историю, социологические и психологические аспекты проблемы приданого.
История приданого
Одна из основных причин, по которой давалось приданое, — это выполнение основных функций защиты жены от возможного жестокого обращения со стороны мужа или его семьи. Приданое использовалось таким образом как условный дар, который должен был быть возвращен жене или ее семье в случае развода, жестокого обращения или плохого обращения со стороны мужа. В качестве распространенной формы приданого часто использовались земля и драгоценные металлы. Приданое также призвано помочь новому мужу выполнить обязанности и ответственность, сопутствующие браку, особенно в случае молодых пар, которым нужна финансовая помощь в становлении. Эти обмены также не являются чисто экономическими, а служат цели ратификации брака и укрепления дружбы и связей между двумя семьями.
В средневековой Европе и Европе эпохи Возрождения приданое также часто использовалось для повышения желательности женщины для брака и увеличения власти и богатства великих семей. Приданое даже могло определять границы и политику государств. В 19 и 20 веках в Европе использование приданого сократилось и практически исчезло.
Однако в Южной Азии в конце 20 века популярность приданого возросла, несмотря на то, что правительства объявили его незаконным. В Индии приданое было признано незаконным в 1961 году в соответствии с Законом о запрете приданого, который гласит: «В этом законе «приданое» означает любое имущество или ценные бумаги, которые даются или соглашаются быть даны прямо или косвенно одной стороной брака другой стороне брака; или родителями одной из сторон брака, или любым другим лицом, одной из сторон брака или любому другому лицу до или в любое время после брака в связи с браком указанных сторон». Это также защищено Законом о защите женщин от домашнего насилия 2005 года.
Социологические аспекты приданого
Несмотря на эти жесткие законы, существуют лазейки, которые не были устранены, и эта практика продолжает процветать и делает женщин уязвимыми для домашнего насилия и смерти. Хотя приданое или «стри-дхан» в первую очередь должно было оставаться наследством женщины и подарком от ее семьи во время брака, на который семья жениха не имела никаких прав, требование более высокого приданого становится все более распространенным. Наряду с требованием приданого, преследования и пытки новобрачных, а в некоторых случаях даже сожжение невесты рассматриваются как тактика давления на семью невесты с целью заставить ее заплатить больше приданого. Существует взаимосвязь между домашним насилием и приданым, более высокий уровень жестокого обращения и насилия наблюдается в случаях, когда жених и его семья недовольны полученным приданым.
Фактически, исследование около 40 000 браков, заключенных в сельских районах Индии за последние несколько десятилетий, показало, что приданое выплачивалось в 95% браков. Они также обнаружили, что сумма выплачиваемого приданого оставалась довольно стабильной с течением времени. Однако в некоторых штатах, таких как Керала, Пенджаб и Гуджарат, наблюдалась инфляция приданого, в то время как в других штатах, таких как Тамил Наду, Одиша и Махараштра, было зафиксировано снижение среднего размера приданого. В 2007 году средний размер приданого в сельских районах Индии составлял 14% от годового дохода домохозяйства. Еще одним интересным результатом исследования стало то, что приданое было распространено среди всех основных религиозных групп Индии. Христиане и сикхи, на самом деле, продемонстрировали поразительный рост приданого, что привело к более высокому среднему уровню приданого, чем у индусов и мусульман.
Даже в 2015 году существовало множество сайтов, предлагающих «калькуляторы приданого», которые давали оценку ожидаемого приданого жениха на основе его образовательного уровня и статуса занятости. В апреле 2015 года shaadi.com, брачный сайт, запустил калькулятор приданого и перенаправлял людей на страницу, где сообщалось о количестве смертей от приданого в Индии за последнее десятилетие, чтобы повысить осведомленность о проблемах, связанных с приданым. Однако этим калькулятором воспользовались около двух лакхов человек в течение месяца после его запуска. Согласно данным, опубликованным Национальным бюро регистрации преступлений, по состоянию на 2019 год в Индии ежедневно умирает около 21 женщины из-за преступлений, связанных с приданым.
Исследование, проведенное Chander et. al. (2017) в деревнях штата Харьяна, показало, что многие социально-культурные факторы влияют на уровень проблем, с которыми сталкиваются респонденты в связи с требованиями приданого. Было установлено, что совместные семьи чаще сталкиваются с проблемами, связанными с приданым, чем нуклеарные. Также было замечено, что неграмотные семьи и семьи из каст сталкивались с высоким уровнем проблем, связанных с приданым. Еще одним интересным результатом стало то, что люди, часто пользующиеся средствами массовой информации, сталкивались с проблемами приданого реже, чем те, кто не пользуется ими. В качестве причин проблем, связанных с приданым, назывались «жадность» семьи жениха, социальные обычаи и традиции, неграмотность и т.д. (Chander et. al., 2017).
Несмотря на законы, принятые для предотвращения выплаты и требования приданого, проблемы, связанные с приданым, продолжают существовать и сейчас. Совсем недавно, в июне 2021 года, в Керале был зафиксирован случай самоубийства, связанного с приданым. Проблема приданого будет продолжать мучить наше общество, и единственным решением является повышение осведомленности и просвещение людей о вреде такой практики.
Психологические аспекты
Помимо религиозных и социокультурных факторов, способствующих возникновению приданого и насилия, связанного с приданым, существуют и психологические факторы. В статье Растоги и Терли обсуждается роль свекрови. Они говорят о том, что женщины в индийских семьях финансово зависят от мужчин и строят свою идентичность в основном на служении своим мужьям и сыновьям. Однако после женитьбы сына женщина теряет свою значимость в жизни сына, и это может вызывать тревогу. Это приводит к тому, что они пытаются получить власть над невестой и контролировать их жизнь. Недовольство суммой приданого может усугубить эту проблему. Кроме того, молодых женщин учат безоговорочно уважать и служить своим свекровям, что приводит к циклу злоупотребления властью. Свекровь, к которой когда-то тоже относились подобным образом, воспринимает новую невесту как возможность вернуть контроль, что может привести к жестокости и насилию.
Кроме того, низкая самооценка, чувство вины, изоляция и нестабильность ситуации насилия могут привести к тому, что молодые женщины оказываются в ловушке дисфункциональных отношений, где они травматически привязываются к своим обидчикам. Общественная структура, которая заставляет женщин считать себя неполноценными, может заставить их чувствовать себя никчемными и зависимыми от своих мужей.
Терапевтическое вмешательство может помочь жертвам травм и насилия выздороветь и научиться иметь здоровые отношения. Феминистская терапия, которая рассматривает семейные проблемы, помогает повысить самооценку и пытается решить конфликты ненасильственным способом, должна быть доступна всем женщинам. Однако структурные изменения в обществе, направленные на расширение прав и возможностей женщин и обеспечение того, чтобы невесты не зависели от жениха, который должен их обеспечивать, также могут быть полезной мерой. Мы прошли долгий путь, но до полного искоренения приданого нам предстоит пройти еще немало времени.
Читайте также: Домашнее насилие в Индии