Существует множество преимуществ и недостатков рождения детей. Их можно разделить на экономические, психологические, социальные и физические. На многочисленные преимущества и издержки также влияет множество факторов, таких как тип страны, в которой проживает человек, какие религиозные нормы он соблюдает, к какой культуре и социальной среде он принадлежит.
Преимущества рождения детей
Существует множество предполагаемых экономических, психологических и социальных преимуществ рождения детей. Во-первых, предполагаемые экономические выгоды — это ожидаемая финансовая поддержка детей в старости родителей и дополнительные работники, которые будут вносить свой вклад в производство и доход домохозяйства. Во-вторых, психологическая ценность, получаемая от рождения детей, включает в себя товарищеские отношения, любовь, стимуляцию и продление фамилии в нескольких поколениях. Наконец, существует множество социальных преимуществ рождения детей, таких как выполнение родителями важных общественных функций, переход к взрослой жизни или принятие другими членами семьи (Институт народонаселения Восток-Запад, 1989).
Недостатки рождения детей
С другой стороны, рождение детей сопряжено со многими экономическими, психологическими и физическими издержками. Экономические издержки включают как прямые расходы, такие как расходы на питание, одежду и образование, так и косвенные, такие как потенциальная потеря дохода матери из-за обязанностей по воспитанию ребенка. Психологическое бремя состоит из ограничения свободы родителей, потери гибкости, сокращения свободного времени и увеличения беспокойства. Наконец, физическое напряжение, с которым сталкиваются пары, связано с работой по вынашиванию и воспитанию детей (East-West Population Institute 1989).
Пары в большинстве стран имеют сильные психологические и социальные мотивы для начала деторождения. После рождения первого ребенка родители часто сообщают о желании иметь второго ребенка, чтобы обеспечить товарищество своему первому ребенку. После рождения первых двух детей, как правило, более важным становится рассмотрение экономических затрат и выгод (Институт народонаселения Восток-Запад 1989).
Развивающиеся и развитые страны
Развивающиеся страны
В странах с высокой рождаемостью, таких как Индия, родители гораздо чаще рассматривают своих детей как продуктивные инвестиции, чем жители стран с низкой рождаемостью. Гораздо больший процент респондентов в развивающихся странах говорят, что дети — это экономическое преимущество. Это объясняется тем, что в таких странах экономическая отдача от детей компенсирует затраты. Эти родители менее склонны подчеркивать психологические преимущества детей (Институт народонаселения Восток-Запад 1989).
В некоторых азиатских странах, где экономический вклад детей уже снизился, родители продолжают ценить детей как источник безопасности в старости. Однако среди некоторых семей традиционное мнение о том, что много детей обеспечат безопасность в старости, меняется на мнение о том, что меньше, но лучше образованных детей обеспечат большую безопасность. По мере того, как государственные и частные пенсии будут обеспечивать пожилым людям все большую поддержку, а родители станут лучше обеспечивать себя в старости, экономическая роль детей будет снижаться (East-West Population Institute 1989).
Развитые страны
В более развитых странах люди могут позволить себе воспитывать детей. По мере экономического развития роль детей в обществе и экономике начинает меняться. Они становятся менее ценными в качестве работников, и начинают действовать социальные нормы, направленные против детского труда (East-West Population Institute 1989). По мере того, как экономическая ценность детей снижается, возникает понятие альтернативной стоимости детей. Это означает потерю дохода работающих матерей, если бы они оставались дома для воспитания своих детей (Narayan 1979).
Следовательно, родители больше не ценят детей за их экономический вклад, но психологические и социальные причины становятся более важными для рождения детей. Хотя экономический вклад детей снижается, родительское бремя деторождения остается. Таким образом, родители больше не являются бенефициарами деторождения, а становятся благодетелями своих детей. Родители в странах с низкой рождаемостью гораздо чаще называют ограничения, которые дети привносят в семейную жизнь, в качестве недостатка. Эти ограничения могут быть важной причиной того, что уровень рождаемости в экономически развитых странах упал до низкого уровня (East-West Population Institute 1989).
Меры государственной политики
Почему государство должно снижать рождаемость?
Снижение риска материнской смертности: Эффективное использование контрацепции может позволить женщинам отложить рождение первого ребенка до 20 лет или позже. Контрацепция также может помочь женщине родить ребенка с интервалом в несколько лет и уменьшить количество незапланированных беременностей, которые в противном случае могли бы закончиться абортом. Планирование семьи особенно важно в тех случаях, когда безопасные аборты невозможны, поскольку контрацепция может помочь снизить смертность от нежелательных родов (DaVanzo & David 1998).
Улучшение здоровья детей: Более низкая рождаемость также приводит к рождению более здоровых детей. Дети, рожденные в тесном промежутке времени, дети с большим количеством братьев и сестер, а также дети, рожденные молодыми или пожилыми матерями, подвержены более высокому риску смертности.
Кроме того, при беременности, протекающей в тесном интервале, выше вероятность рождения детей с низким весом (DaVanzo & David 1998).
Социально-экономическое развитие: Снижение рождаемости уменьшает долю детей-иждивенцев в населении. Более низкое соотношение детей и взрослых может создать «демографический бонус». Это означает, что семьи с меньшим количеством детей имеют больше располагаемого дохода, который они могут сберегать или инвестировать. Кроме того, это помогает возрастной пирамиде, поскольку меньшее количество детей означает, что большая доля населения относится к группам трудоспособного возраста. Ярким примером этого явления является «Азиатское экономическое чудо». С 1960 по 1990 год Южная Корея, Япония, Тайвань, Сингапур и Гонконг были пятью крупнейшими экономиками мира. За эти три десятилетия женщины Восточной Азии смогли сократить статистику деторождения в среднем с шести детей до двух детей за одно поколение. Анализ этого опыта стран Восточной Азии показывает, что снижение рождаемости привело к уменьшению бремени иждивенцев в дополнение к зависимости от иностранного капитала, способствуя высоким показателям сбережений (DaVanzo & David 1998).
Как государство может снизить рождаемость?
Рост населения можно сократить только тремя способами: повысить смертность, стимулировать миграцию или снизить рождаемость. Первый способ неприемлем, а второй неосуществим. Таким образом, снижение рождаемости стало ближайшей целью политики развития во многих странах. Между тем, ироничной противоположностью этой растущей теме является повышение рождаемости в развитых странах (Berelson & Lieberson 1979).
Правительство может влиять на поведение рождаемости своего населения различными способами. Во-первых, оно может манипулировать общественным и частным доступом к современным моделям контроля рождаемости, включая контрацептивы и доступ к стерилизации и абортам. Во-вторых, они могут изменить воспринимаемые социально-экономические детерминанты поведения в сфере рождаемости посредством образования, урбанизации и равенства доходов. Наконец, они также могут манипулировать стимулами и антистимулами в желаемом направлении с помощью декретных отпусков, налоговых льгот и общественных стимулов (Berelson & Lieberson 1979).
В то время как факторы «предложения», такие как доступ к услугам по планированию семьи и контрацепции, важны для сокращения семьи, индивидуальное отношение к ценности детей влияет на «спрос» на детей.
В развивающихся странах экономический вклад детей, как правило, увеличивается по мере их взросления. Кроме того, с возрастом родители все больше осознают необходимость поддержки в старости со стороны своих детей. Противодействующим фактором является то, что расходы на детей увеличиваются с ростом размера семьи. Таким образом, усилия, направленные на то, чтобы убедить пары иметь меньшие семьи, скорее всего, будут более успешными, если существуют альтернативные источники поддержки в старости. Они могут быть в виде увеличения сбережений семьи, государственной или частной пенсии или более значительных потенциальных вкладов от первого и второго ребенка.
Тематические исследования
Китай
В 1979 году центральное правительство Китая официально запустило «политику одного ребенка». Эта инициатива была направлена на сокращение роста населения, поскольку правительство рассматривало его как угрозу экономическим амбициям страны. Основа политики заключалась в том, что каждой паре разрешалось иметь только одного ребенка. Было реализовано множество национальных и местных мер по контролю рождаемости. Политика одного ребенка действовала на всей территории страны, в то время как региональная политика, например, наказание за рождение сверх квоты, варьировалась между сельскими и городскими регионами (Irigoyen 2017).
Политика одного ребенка существенно повлияла на темпы роста населения Китая. После 1979 года уровень рождаемости резко снизился, в результате чего темпы роста населения упали до 0,7%. Это привело к неожиданным недостаткам в демографическом развитии Китая. Традиционное предпочтение мальчиков перед девочками привело к женскому обрезанию, а также к отказу от детей женского пола. Таким образом, гендерное равновесие китайского населения нарушилось. Еще одним непреднамеренным долгосрочным эффектом политики одного ребенка стало то, что низкий уровень рождаемости привел к экстремальному сдвигу в возрастной пирамиде населения. Это означало, что большое количество граждан выбыло из состава рабочей силы (Irigoyen 2017).
Сингапур
Сингапур является интересным примером, поскольку в течение нескольких десятилетий он проводил государственную политику, направленную как на сокращение, так и на увеличение численности населения. После Второй мировой войны сингапурские женщины рожали в среднем по шесть детей, что способствовало быстрому росту населения. В конце 1960-х годов правительство ввело программу «Остановись на двух». Эта государственная кампания просвещала граждан о преимуществах небольшой семьи. Она оказалась очень успешной и привела к быстрому снижению рождаемости. Ежегодный прирост населения, составлявший 4% в год в 1950-х годах, снизился до 1,6% в 1990-х годах (Economic and Social Research Council n.d.).
Правительство было обеспокоено тем, что большинство детей в стране рождалось у менее образованных пар. Это было результатом того, что женщины с университетским образованием отдавали предпочтение карьере, а не семье. В качестве следующего шага вперед правительство в 1984 году ввело программу «Выпускные матери». В рамках этой программы предпочтение в начальных школах отдавалось тем детям, чьи матери были выпускницами университетов. Кроме того, финансовая помощь предлагалась менее образованным женщинам, которые соглашались на стерилизацию после рождения двух детей. Наконец, был создан отдел социального развития, который выполнял роль свахи для выпускников университетов, не состоящих в браке. Эта политика оказалась непопулярной и вскоре была отменена (Economic and Social Research Council n.d.).
Правительство перешло к пронаталистской политике в 1987 году, проведя кампанию «Родите троих или больше, если можете себе это позволить». Семьи получали налоговые скидки за третьего ребенка, более длительный декретный отпуск и субсидии на детский сад в попытке стимулировать большие семьи. Эти пронаталистские меры остались в силе и были направлены в первую очередь на хорошо образованных людей (Economic and Social Research Council n.d.).
Таким образом, Сингапур пережил быстрый «демографический переход», перейдя от высоких показателей рождаемости и смертности, типичных для бедной страны, к низким показателям рождаемости и смертности, характерным для промышленно развитой экономики. Это стало возможным только благодаря изменению подходов страны к управлению народонаселением (Economic and Social Research Council n.d.).
Улучшение реализации политики
На примере Китая и Сингапура видно, что, несмотря на важность политики контроля рождаемости, она также должна быть гибкой в соответствии с потребностями экономики. Хотя политика одного ребенка в Китае должна была проводиться в течение одного десятилетия, она сохранялась в течение трех. В отличие от этого, Сингапур адаптирует свою политику каждые несколько лет в зависимости от реакции граждан и экономики.
Помимо гибкости, «более жесткие» меры, такие как китайская политика одного ребенка, должны вводиться в действие только после того, как будут исчерпаны «более мягкие меры», такие как стимулы и добровольные программы планирования семьи. Такой ступенчатый подход позволит снизить потенциальные вредные последствия для граждан. Более того, члены общины, на которую будет оказано воздействие, должны быть вовлечены, напрямую или через представителей, в обсуждение вопроса о том, стоит ли вообще вводить эту программу (Berelson & Lieberson 1979).
К сожалению, проблема контроля численности населения возникает потому, что общественные и частные цели находятся в дисгармонии. Частное решение о рождаемости не складывается с чистой, не говоря уже об оптимальной, выгодой коллектива. Следовательно, процедурные аспекты реализации любой политики важны наряду с правом общества на участие и несогласие (Berelson & Lieberson 1979).
Заключение
В этой статье мы рассмотрели различные преимущества и недостатки рождения детей с точки зрения отдельного человека и государства в целом. Решение о рождении детей зависит не только от отдельной пары, но и от государства. Это важно, потому что последствия рождения одного ребенка ощущают не только его родители или семья, но и страна, к которой они принадлежат. На примере Китая и Сингапура можно сделать много выводов относительно реализации политики в области рождаемости. Для того чтобы такая политика была эффективной, необходимо гармоничное сочетание частного и общественного мнения относительно деторождения.
Ссылки
Берельсон, Б., и Либерсон, Дж. (1979). Правительственные усилия по влиянию на рождаемость: The Ethical Issues. Обзор народонаселения и развития, 5(4), 581-613. doi:10.2307/1971973
DaVanzo, J & David, A.M. (1998). Планирование семьи в развивающихся странах: An Unfinished Success Story. RAND Corporation. https://doi.org/10.7249/IP176
Институт народонаселения Восток-Запад (1989). Costs and Benefits of Children: Последствия для политики в области народонаселения. Asia- Pacific Population & Policy, No. 8. https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/bitstream/10125/3870/1/p%26p008.pdf
Совет по экономическим и социальным исследованиям. (n.d.). Рост населения. Получено с сайта https://esrc.ukri.org/public-engagement/social-science-for-schools/resources/case-studies- china-s-one-child-policy-Singapore-s-dual-policy-and-France-s-pro-natalist-policy/.
Иригойен, К. (2017). Политика одного ребенка в Китае. Центр общественного влияния.https://www.centreforpublicimpact.org/case-study/chinas-one-child-policy/
Нараян, Д. (1979). Воспринимаемые экономические затраты и выгоды от детей, профессия и размер семьи в сельской Индии. Retrospective Theses and Dissertations.https://lib.dr.iastate.edu/rtd/6614