Право на образование: Образование — один из самых ценных инструментов, которыми располагает человечество, чтобы иметь возможность кардинально изменить мир внутри и вокруг себя. С развитием мира стало очевидным, что знания — это очень мощный инструмент. В связи с этим образование становится очень важным инструментом в воспитании детей для создания пути к лучшему и устойчивому будущему планеты. Образование стало многомерным в том смысле, что оно имеет социальный, экономический и культурный аспекты. Оно приобретает социальную значимость, поскольку обеспечивает развитие личности человека. С экономической точки зрения, это позволяет людям быть самодостаточными и жить своей жизнью, не падая ни к чьим ногам. И, наконец, это важно с культурной точки зрения, поскольку помогает укоренить образование как способ построения глобальной культуры прав человека.
Этот вопрос вышел на передний план после Второй мировой войны, очень сурового и нестабильного периода для всего мира. Естественно, очень быстро возникли дискуссии о важности и необходимости образования для воссоздания глобального мира после жестокого периода. Прошло много лет, и право на образование стало одним из основных прав человека. Однако важность образования гораздо более актуальна в развивающихся странах. В таких местах образование служит для улучшения состояния государства во многих аспектах. Оно позволяет постепенно избавить население от бедности, способствует развитию демократии, повышает осведомленность о правах человека и предотвращает эксплуатацию детей. В конечном счете, оно позволяет уменьшить барьеры между классами и обеспечить более равномерный прогресс среди населения государства. Образование было и остается одним из наиболее достойных финансовых вложений, которые государство может сделать для облегчения человеческого капитала и помощи в улучшении государства.
Право на образование в Индии
Для Индии право на образование становится все более важным, учитывая огромную численность населения и статус развивающейся страны. Поэтому для развития страны образование масс было и остается очень трудным, но важным, необходимым и полезным делом.
Закон RTE в Индии появился почти через шестьдесят три года после обретения независимости. Закон гарантирует предоставление каждому индийскому ребенку в возрасте от 6 до 14 лет самого основного и фундаментального права на образование. Законопроект был принят в Раджья Сабха 20 июля 2009 года и содержал несколько незначительных изменений по сравнению с законопроектом. На 44-го 4 августа того же года законопроект был принят Лок Сабхой. Вскоре после этого была дана президентская санкция, и закон вступил в силу 3 августа того же года.3-го 3 сентября 2009 года как Закон о праве детей на бесплатное и обязательное образование 2009 года (Закон RTE). В 2010 году в закон были внесены новые поправки, и он вступил в силу на всей территории Индии, за исключением штата Джамму и Кашмир.
Положительные аспекты Закона о бесплатном образовании
В целом, закон направлен на обеспечение бесплатного, обязательного и, самое главное, качественного образования для детей. Также особое внимание уделяется социальной ответственности, которую несут учителя, и упрощению процесса приема в большинство школ. Дети, которые бросили учебу или никогда не посещали никаких учебных заведений, теперь могут получить помощь и дар образования. Эта программа также не является редуктивной, поскольку она не ограничивается только зачислением в школу. Напротив, большое значение придается физическим условиям школы и ее окружению, квалификации учителей, соотношению учеников и учителей.
Закон обязывает правительства штатов следить за тем, чтобы каждый ребенок в возрасте от 6 до 14 лет, находящийся под их юрисдикцией, получал как минимум восьмилетнее образование в школе, способной соответствовать минимальным стандартам. Детям, принятым таким образом, будет разрешено завершить начальное образование и после 14 лет. Власти также обязаны выявлять отсеявшихся или других детей, которые никогда не ходили в школу, и распределять их в соответствующие возрасту классы после проведения специальной подготовки, чтобы они не отставали. Бесплатное образование означает не только освобождение от платы за обучение. Закон идет дальше и гарантирует, что детям не придется оплачивать другие расходы, такие как учебники или школьная форма. Это приятное дополнение, поскольку оно стимулирует еще больше детей из многих общин регулярно посещать школу.
Известно также, что школы становятся все более бюрократизированными, и как побочный эффект этого — ненужное и назойливое требование документов. И детям отказывают на том основании, что в большинстве школ цикл приема уже закончился. Дети из менее благополучных общин не всегда могут предоставить указанные документы. Они также могут не иметь возможности строго придерживаться графика приема в школы. Раздел 14 Закона запрещает отказывать в приеме в школу на основании того, что ребенок не может представить свои документы. Кроме того, Закон запрещает задерживать детей в каком-либо классе, исключать их из школы или заставлять сдавать какие-либо экзамены в комиссии до тех пор, пока они не смогут завершить начальное образование. Дети с ограниченными возможностями также не будут освобождены от этих специальных положений.
Закон требует от каждой частной школы обеспечить, чтобы 25 процентов детей, поступающих в их класс, были из слабых слоев населения и неблагополучных общин. Эта квота не может оставаться пустой. Соотношение учителей и учеников установлено на уровне 1:30 для каждой школы и должно соблюдаться. Это гарантирует, что учитель сможет уделять равное внимание всем ученикам в данном классе. Финансовое бремя такой сложной схемы, охватывающей такое огромное количество населения, центральное правительство и правительство штата решили разделить в соотношении 55:45.
Это лишь несколько ключевых аспектов очень сложных усилий индийского правительства по изменению ситуации в стране путем снижения уровня неграмотности и предоставления образования широким массам.
Проблемы и вызовы
Все вышеперечисленные пункты на бумаге звучат очень привлекательно и красиво. На самом деле их реализация далеко не проста, и даже по прошествии более десяти лет еще многое предстоит увидеть в плане изменений, вызванных этим законом. Этому есть много причин.
Недостаток средств
Первое, что сразу бросается в глаза, — это явный дефицит средств для максимально эффективной реализации всех аспектов этого закона. Несмотря на координацию действий правительств штатов и центрального правительства, для обучения такого большого количества населения требуется не маленькая сумма. Правительства многих штатов сначала заявили, что им потребуются дополнительные средства для реализации этого закона. Правительство Ориссы тогда также выступило с требованием выделить штат в особую категорию. Правительства штатов совершенно не правы, заявляя о нехватке средств, поскольку каждая демографическая группа отличается от другой и требует разного уровня финансирования. Одинаковое соотношение 55:45 может оказаться непрактичным ни везде, ни в долгосрочной перспективе.
Инфраструктурные проблемы
Закон направлен на то, чтобы школы поддерживали минимальный стандарт инфраструктуры для учащихся. По сути, это означает, что при бесплатном образовании не должно быть недостатка в необходимых удобствах для учащихся, таких как наличие питьевой воды, чистые кухни для полуденного питания, количество классных комнат и их вместимость, игровые площадки и, наконец, отдельные туалеты для мальчиков и девочек. Реальность такова, что большинство школ все еще не отвечают этим основным требованиям и не соответствуют им по многим параметрам. Исследование, проведенное Национальным университетом планирования и управления образованием, показало, что примерно в половине начальных школ страны нет отдельных туалетов для девочек.
Кроме того, в отчете «Районные информационные системы образования» за 2008-9 гг. было показано, что из 1,29 млн. школ, которые они охватили, шокирующие 60 процентов не имеют электричества. Все больше и больше опросов или расследований по этому вопросу только выявят очень печальную реальность, которая заключается в инфраструктурном дефиците большинства индийских школ. Это также является следствием нехватки средств как со стороны штата, так и со стороны центрального правительства. Более эффективное принятие решений и лучшее распределение средств потенциально могут решить эту проблему.
Нехватка квалифицированных учителей
Гораздо менее очевидной проблемой является нехватка квалифицированных учителей в большинстве школ Индии. Она преобладает в государственных школах в сельской местности, но частные школы также подвержены этой проблеме. Даже там, где есть квалифицированные учителя, среднее соотношение учителей и учеников намного выше, чем предписанные Законом 1:30. Эта досадная нехватка учителей наносит большой ущерб делу обучения такого большого населения.
Что очень необходимо, так это наличие регулирующих органов, подобных советам адвокатов для юристов, для школьных учителей и администраторов. Это обеспечит строгое соблюдение определенных предписанных квалификационных требований, которым должны соответствовать учителя. Также появится чувство ответственности, поскольку необходимые меры против учителей или администраторов могут быть приняты без привлечения школы.
Политика отсутствия задержаний
Политика не задерживать учеников в классе, как это предписано Законом, оказалась лазейкой. Это означает, что ученик не настаивает на формальном экзамене, который он должен написать и сдать, прежде чем его переведут в следующий класс. Эта мера была принята для того, чтобы уменьшить вероятность того, что ученик бросит школу в случае его задержания. Прямым следствием этого является то, что не проверяется база знаний учащихся. У студентов также нет стремления учиться и соревноваться. Такая политика в целом способствует небрежности и расслабленному отношению и среди учителей. Просто потому, что нет возможности задержания, у них нет необходимости следить за тем, чтобы их ученики получали как можно больше знаний.
Заключение:
Право на образование является одним из основных прав человека, и нельзя отрицать, что оно способствует улучшению жизни многих сообществ по всему миру. Хотя Акт RTE является правильным шагом в этом направлении, изменения, произошедшие в результате его принятия, еще не ощущаются и не видны в Индии. Вышеперечисленные проблемы — лишь некоторые из них, и есть еще больше вопросов, которые возникают, когда дело доходит до реальной практики и реализации. Сейчас закон должен быть направлен на улучшение финансирования и повышение качества образования на более глубоком уровне.