Основная идея этого закона заключается в том, чтобы защитить потребителей от недобросовестной торговли и недобросовестных действий на рынке. Почти все коммерческие организации хорошо знакомы и хорошо обучены с состоянием рынка, поэтому они уверены, что находятся в хорошем доминирующем положении и используют его, чтобы воспользоваться авантюрой потребителя. Во избежание такой эксплуатации данный закон является маркером в истории социально-экономического законодательства и рассматривается как наиболее полный, прогрессивный и редкий законодательный акт.
Основной целью данного закона является обеспечение быстрого и легкого правосудия, в отличие от других существующих законов, которые носят карательный и превентивный характер. Основной обязанностью правительства является обеспечение потребителя о его выгоде, для чего и был введен закон о защите прав потребителей.
- Право на безопасность:
В соответствии с этим правом потребители имеют право защищать себя от продажи товаров и услуг, представляющих риск для жизни и имущества, это право необходимо для безопасной и спокойной жизни. Это право включает в себя долгосрочные интересы потребителя, а также его текущие потребности.
Некоторые производственные дефекты, допущенные соответствующей компанией в скороварке, газовом баллоне или других электроприборах, могут представлять угрозу для жизни, имущества и здоровья покупателей. Таким образом, это повышает важность «права на безопасность».
- Право на информацию:
В соответствии с этим правом потребитель имеет право на получение достоверной информации о количестве, качестве, стандарте, чистоте и цене товара или услуги. Производитель или изготовитель должен предоставить потребителю всю необходимую информацию о продукте.
- Право на выбор:
Это право гласит, что потребитель имеет право выбирать услуги или товары, которые ему нужны или нравятся. Право на выбор означает уверенность в возможности, доступности и подходе к разнообразию различных продуктов, услуг по конкурентоспособным ценам со стороны различных поставщиков, и эта конкурентоспособная цена означает «справедливую» или «честную» цену.
Производитель, поставщик или розничный продавец не имеет права заставлять потребителя покупать товар только определенной марки. Потребитель волен выбирать или выбирать наиболее подходящий с его/ее точки зрения продукт.
- Право быть услышанным или право на представительство:
Это право гласит, что потребитель имеет право представлять себя или быть услышанным, или право защищать свои интересы. В случае если потребитель подвергся эксплуатации или имеет какие-либо возражения против услуги или продукта, он имеет право быть услышанным и быть уверенным, что его интересы будут должным образом учтены. В соответствии с этим правом, компании должны иметь отдельные отделы для рассмотрения и рассмотрения всех жалоб своих клиентов.
- Право на обращение в суд:
Это право гласит, что потребитель имеет право добиваться возмещения ущерба от эксплуатации или любой другой нечестной торговой практики. Это право гарантирует потребителю справедливость в отношении эксплуатации. Различные форумы по возмещению ущерба созданы правительством на национальном уровне и на уровне штатов.
Оно включает компенсацию в любой форме либо в денежной форме, либо путем замены товара или для устранения дефектов товара в соответствии с удовлетворением потребителя.
- Право на просвещение потребителей:
Правительство Индии включило обучение потребителей в школьную программу и в различные университетские курсы. Правительство работает в направлении распространения информации о правах потребителей, чтобы они могли разумно распоряжаться своими деньгами и способствовать росту экономики.
Дело: Канта Бхакта, Мумбаи против ювелира в Дадаре, Мумбаи
Канта Бхакта, 1818-го 18 марта 11 года она принесла пару браслетов и один одиночный браслет из магазина ювелира в Дадаре, местечке в Мумбаи. Эти браслеты были заявлены как изделия из золота чистотой 22 карата, за что с нее была взята дополнительная плата за изготовление. Затем браслеты были убраны в шкафчик. На Дивали в 2010 году и на свадьбе их родственницы ее дочь надела эти браслеты. По совпадению, эта заявительница вышла на след после рентгеновской проверки золота в ювелирной компании Tanishq Jewellers. Рентгеновское исследование золота проводится для проверки чистоты золота, и это также неразрушающий метод. Ради любопытства она проверила браслеты и обнаружила, что они не 17 каратов, а меньше. Потрясенная результатами, она немедленно отправилась к ювелиру вместе с кассовым чеком и браслетами. Он отрицал предъявленную претензию, и все ее попытки доказать свою правоту оказались тщетными. Наконец, она дозвонилась в CFBP, где юридический отдел составил ее жалобу, чтобы подать ее в суд по делам потребителей. После этого ювелиру было направлено юридическое уведомление, которое стало для него последним шансом урегулировать вопрос до того, как суд по защите прав потребителей примет решение.
Читать подробнее АКТ о защите прав потребителей, 1986
Мегха Чхабария