Понимание психологии: Основы для начинающих

Что такое психология простыми словами?

«Значит ли это, что вы умеете читать мысли?», «Можете ли вы сказать мне, о чем я сейчас думаю?», «Хорошо, значит, я должен быть осторожен рядом с вами». Это некоторые из клишированных утверждений, которые можно услышать при упоминании дисциплины «Психология». Психология — это не чтение мыслей; это не дисциплина о том, как вступить в ряды Людей Икс. Психология связана с сознанием людей, но не в том смысле, в котором люди хотели бы думать, что это так. Итак, что же такое психология? Сначала психология изучала сознание, то, что происходит внутри человека; так считал Вундт. Его исследования были сосредоточены на анализе чувств и ощущений посредством интроспекции, описании того, что происходит в сознании человека. Однако постепенно такая точка зрения была отвергнута. Вскоре, благодаря Уотсону, психология стала известна как изучение того, что можно наблюдать, то есть явного поведения. Это известно как бихевиоризм.

Серьезные изменения произошли в 1960-х годах. Эта дисциплина расширила сферу своего применения и стала изучать психические явления, которые Уотсон отвергал. Развитие технологий позволило изучать эти психические события (или когнитивные процессы). Реакции индивидов на стимулы можно было измерять и, таким образом, делать выводы. Кроме того, росло количество исследований психических процессов. Вместе эти два события можно назвать когнитивной революцией. Теперь, принимая во внимание все эти события, психологию можно определить как «науку о поведении и когнитивных процессах» (Baron, 1998). Другими словами, психология изучает «все аспекты человеческого поведения и человеческого опыта» (Baron, 1998). Это определение состоит из двух компонентов: поведение и когнитивные процессы. Поведение — это любое наблюдаемое действие организма. Когнитивные процессы, с другой стороны, — это мысли человека, его ментальные образы, то, как он рассуждает, его воспоминания и так далее.

Основные перспективы в психологии

При изучении поведения существуют различные перспективы, которые следует иметь в виду. Прежде чем перейти к ним, хотелось бы представить сценарий, чтобы лучше понять их: женщина выходит на сцену, зрители хлопают, а затем она начинает петь. Согласно поведенческой перспективе, которая сосредоточена на явном поведении, на том, что человек делает, акцент будет сделан на явных действиях певицы и зрителей. Когнитивная перспектива, которая рассматривает когнитивные процессы, что человек думает и как он рассуждает; здесь акцент или фокус будет сделан на мыслях певицы, ее воспоминаниях, связанных с песней, которую она поет. Третья — биологическая, которая имеет дело с «биологическими событиями и процессами, лежащими в основе поведения» (Baron, 1998). Согласно этой точке зрения, можно рассмотреть эмоции певицы, эмоции аудитории и то, как они отражаются физиологически. Социокультурный подход рассматривает аспекты социального поведения, а также влияние культуры на поведение человека; так, можно задаться вопросом, является ли пение на сцене регулярным событием/деятельностью в данной культуре. Психодинамический подход исследует личность человека и бессознательные процессы, влияющие на поведение; с этой точки зрения можно задаться вопросом о ее личности и мотивах (сознательных или бессознательных), которые привели ее на сцену, чтобы петь. Эволюционная перспектива рассматривает возможную роль наследственных тенденций в поведении.

Читайте также: 10 знаменитых психологов и их вклад в развитие психологии

Методы в психологии

Для объяснения человеческого поведения, чтобы лучше понять его, был использован научный метод. Здесь для сбора данных используются систематические методы. Данные собираются как можно точнее и свободны от предвзятости. Такое включение делает «психологию наукой» (Baron, 1998). Существуют определенные методы, используемые психологами для понимания человеческого поведения. Это основные понятия, которые изучаются на вводном курсе психологии. Наблюдение — это основная техника для понимания поведения. Существует два вида наблюдения: натуралистическое наблюдение и систематическое наблюдение. Первое включает в себя наблюдение за поведением в естественных условиях; например, простое наблюдение за людьми, скажем, в торговом центре. Второе предполагает тщательное наблюдение и измерение событий и процессов в мире или поведения, в данном случае; например, наблюдение за детьми во время перемены, чтобы понять, как они взаимодействуют и играют.

Далее следует метод изучения конкретных случаев, который предполагает сбор подробной информации об определенном человеке, которая затем используется для разработки принципов поведения. Примером может быть сбор подробной информации о Джо Голдберге, попытка понять, почему он делает то, что делает. Однако, если данный индивид особенно уникален, может быть нецелесообразно обобщать его на других. При использовании этого метода также существует риск развития предвзятости. Метод опроса предполагает, что большая группа людей отвечает на вопросы, касающиеся их взглядов или поведения. Этот метод позволяет собрать информацию от большой группы и может быть разработан быстро. Простым примером могут служить опросы, которые появляются перед видеороликами на YouTube.

Корреляционный метод позволяет определить, связаны ли две переменные и в какой степени они связаны. Например, чем больше кофе человек пьет, тем дольше он способен бодрствовать.  Психологи ищут корреляции между переменными, чтобы иметь возможность «делать точные предсказания о поведении» (Baron, 1998). Однако следует помнить, что корреляция не означает причинно-следственную связь; в игре могут быть и другие факторы. Наконец, в экспериментальном методе одна переменная — независимая переменная — изменяется систематически, и измеряется влияние этих изменений на другую переменную — зависимую переменную. Таким образом, если одна переменная действительно вызывает изменения в другой, то считается, что между переменными существует причинно-следственная связь. Например, исследователь может изучить влияние разного количества сна (независимая переменная) на производительность (зависимая переменная). Кроме того, экспериментатору придется опасаться сбивающих переменных — факторов, влияющих на эксперимент.

Подполя психологии

Психология — это обширная дисциплина с множеством понятий, которые необходимо иметь в виду. Существует несколько подобластей этой дисциплины. Во-первых, это клиническая психология, которая изучает «диагностику, причины и лечение психических расстройств» (Baron, 1998). Экспериментальная психология — как следует из названия — занимается изучением основных психологических процессов, таких как обучение, восприятие, мотивация. Биопсихология изучает биологические основы поведения. Именно здесь можно понять, что все биологическое является психологическим и наоборот. Психология развития изучает, как люди меняются не только физически, но и когнитивно и социально в течение жизни. Эта область обширна сама по себе, и в ней можно встретить таких выдающихся деятелей, как Пиаже и Выготский. Психология образования занимается всеми аспектами, связанными с образовательным процессом. Она фокусируется на том, как учителя преподают и как учатся студенты, и, что более важно, как улучшить процесс обучения. Социальная психология занимается аспектами социального поведения и социального мышления, тем, как человек думает о других и взаимодействует с ними. Она рассматривает такие понятия, как невербальная коммуникация, установки, межличностные отношения, социальное познание и т.п.

Когнитивная психология изучает когнитивные процессы, такие как память, принятие решений, рассуждения и так далее. Промышленная психология изучает поведение на рабочем месте. Она занимается такими факторами, как групповое поведение, принятие решений, мотивация, анализ рабочих мест и обучение в организации/на рабочем месте. Консультативная психология занимается оказанием помощи людям с личными проблемами, не связанными с психическими расстройствами. Существует множество других направлений, таких как спортивная психология, межкультурная психология, позитивная психология и так далее. Создается впечатление, что эта дисциплина постоянно развивается.

Психолог против психиатра

Когда человек знакомится с психологией, он знакомится с основными понятиями и идеями, изложенными выше. Еще одно важнейшее понятие, которое необходимо знать тому, кто интересуется этой областью, — разница между психологом и психиатром. Они похожи и в то же время различны. Психологи проходят обучение в аспирантуре по психологии. С другой стороны, психиатр — это врач, который специализируется на лечении психических расстройств. Однако многие психологи специализируются на лечении этих расстройств, поэтому они занимаются теми же проблемами, что и психиатры. Кроме того, эти два специалиста работают «вместе в одних и тех же психиатрических учреждениях» (Baron, 1998).

Заключение

Концепции, рассматриваемые в статье, объясняются очень кратко и, вероятно, вводятся на первых нескольких занятиях базового курса психологии. Поскольку предмет обширен, трудно охватить все, что может предложить психология, в одной статье. Психология — довольно интересная и полезная дисциплина. Она полезна в том смысле, что человек может лучше понять людей и самого себя; он может понять внутреннюю работу человеческого разума и, таким образом, понять, почему люди делают то, что они делают. С помощью психологии человек может попытаться стать лучшей версией самого себя и, возможно, если он заинтересован, помочь другим на этом пути. Возможно, человек не может читать мысли другого, но хочется думать, что он очень близок к этому.

 

Ссылки

Барон, Р. А. (1998). Глава 1 Психология — наука… и перспектива. Психология (4th ed.), pp. 5- 23. Pearson.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий