Если проследить историю развития таких социальных наук, как социология и антропология, то можно увидеть, что семья и родство были, возможно, первыми социальными явлениями, которые изучались систематически. На протяжении почти 200 лет исследования родства претерпели драматический переход, после столь необходимого включения изучения нетрадиционных форм и моделей родства, выходя за рамки обычного европоцентристского подхода, который доминировал в смежных областях исследований.
В целом, необходимо понимать стандартный набор понятий, к которым обращаются при изучении родственных связей в любой культуре, таких как семья, брак (и развод), происхождение и модели проживания. В следующей статье мы попытаемся упростить вышеупомянутые ключевые понятия, которые встречаются в исследованиях родства как в социологии, так и в антропологии.
Ключевые понятия родства
Семья
Семья обычно является первой ключевой концепцией родства, которую приходится изучать, особенно с социологической точки зрения, поскольку это первое место социализации человека, которому он подвергается с самого раннего возраста. Джон Макионис (2017) определяет семью как «социальный институт, существующий во всех обществах, который объединяет людей в кооперативные группы для заботы друг о друге, включая любых детей». Проще говоря, семья — это группа людей, с которыми человек живет в течение длительного времени. В целом, семьи могут быть следующих двух типов.
- Расширенная или консангвиническая семья
Как правило, консангвиническая семья состоит из родителей, их детей и других дальних родственников по крови. Консангвиническая семья может включать бабушек и дедушек, дядей, тетей и двоюродных братьев и сестер. В течение очень долгого времени большинство общин по всему миру придерживались такого типа родства, когда большие семьи жили вместе в одном доме.
Однако в настоящее время люди, особенно живущие в городах, понимают, что такой образ жизни не только экономически невыгоден, но и приводит к разрушению семьи из-за конфликтов и разногласий.
- Нуклеарная или супружеская семья
Термин «супружеская» указывает на вероятность брака в такой семье. Однако, чтобы представить семьи во всем мире, супружеская или нуклеарная семья обычно состоит из родителей и их детей, приемных или биологических. Как уже упоминалось выше, нуклеарные семьи стремительно растут с самого начала 2121-го века в большинстве стран мира.
В то время как кровнородственные семьи пытаются установить традиционные семейные и родственные связи, именно в нуклеарной семье можно надеяться на свободное принятие ненормативных семейных стилей, таких как неполные семьи, семьи с сожителями и другие семьи, не связанные кровным родством.
Брак
В широком смысле слова брак представляет собой набор ритуалов и обычаев, которые знаменуют союз двух или более лиц, получивших юридическую и социальную санкцию на ведение общего хозяйства и разделение связанных с этим обязанностей (Lotha, 2021). Брак считается одним из важнейших социальных институтов в большинстве культур.
Это понятие обосновывается функционалистским представлением о том, что брак дает людям социальную санкцию на сексуальные отношения, а также чувство общности и социально-экономической безопасности. Брак в целом можно разделить на две категории в зависимости от количества партнеров, вступающих в союз. Это следующие категории.
- Моногамия
Моногамия, как следует из самого названия, подразумевает союз двух людей, то есть у каждого из них есть только один партнер. Во всем мире это наиболее распространенный тип брака, поскольку в большинстве культур моногамия не только является проверенной временем системой родства, но и считается более желанной, чем ее аналоги.
Обычно в гетеронормативном обществе в моногамном браке ожидается, что пара гетеросексуальна и что от этого союза появится потомство. В большинстве случаев пары, которые не соответствуют этим ожиданиям общества, часто подвергаются остракизму в своих общинах.
Хотя существуют строгие правила моногамии, известно, что не все моногамные пары остаются партнерами до конца жизни. Случаи внебрачных отношений хорошо известны среди людей.
- Полигамия
Исходя из приставки «поли», означающей «много», можно сказать, что полигамия — это брак одного человека с двумя или более лицами. Полигамия была распространена в обществе на протяжении веков, и в зависимости от страны, в которой живет человек, существует несколько правил и ограничений, когда речь идет о полигамии.
Например, согласно исламскому праву, мужчине разрешается жениться одновременно не более чем на четырех женщинах. Соответственно, в странах, где существуют мусульманские личные законы, полигамия юридически и социально одобряется. В зависимости от пола лиц, вступающих в полигамный брак, существует два основных типа: полигиния и полиандрия.
При полигинии мужчина состоит в браке с несколькими женщинами. Из двух видов полигамии именно полигиния наиболее часто встречается во всем мире, и именно этот вид брака разрешен в исламском праве. Полиандрия, с другой стороны, состоит в браке одной женщины с несколькими мужчинами. Полиандрия была популярна в общинах, где основное внимание уделялось тому, чтобы мужчины из одной семьи оставались в пределах одного домохозяйства (Dube, 1997). Например, наиболее примечательным примером является община найров в Керале, где в матриархальном обществе для женщин было приемлемо иметь более одного мужа одновременно.
Кроме того, полигиния и полиандрия могут быть классифицированы на два подтипа: сороральная полигиния (когда все жены мужчины являются сестрами) и несороральная полигиния, а также братская полиандрия (когда одна женщина замужем за несколькими мужчинами, все из которых братья) и небратская полиандрия, соответственно.
В целом, родство, основанное на браке, обычно известно как «аффинальное родство». Помимо вышеупомянутых классификаций, в рамках института брака исследуются и некоторые другие важнейшие явления, такие как приданое, развод и правила эндогамии и экзогамии в браке.
Хотя обычно предполагается, что брак является долгосрочным, известно несколько случаев, когда брак аннулируется по множеству причин. Хотя в наши дни число таких случаев ограничено, в большинстве сообществ существует определенная тревога, когда речь заходит о разводе, особенно в случае гетеросексуальных пар. Развод может иметь определенные негативные коннотации, особенно для женщин, но во многих случаях он также означает свободу от супружеской жизни или избавление от жестоких отношений.
Приданое было очень распространенной практикой в разных культурах, как на Западе, так и на Востоке. По словам одного антрополога (Hendry, 1999), природа «жены-дарителя» и «жены-забирателя» определяет властную динамику, которая влечет за собой дачу приданого. Например, если семья мужа считается имеющей более высокий социально-экономический статус, то «жена-дарительница» в этом случае считается более важной, и поэтому удовлетворение их требований по приданому считается важным для семьи невесты.
Однако необходимо помнить, что приданое имеет некоторые реальные гендерные последствия, и во многих общинах Индии насилие, связанное с приданым, нанесло большой ущерб жизни женщин. В Индии также считается преступлением давать или принимать приданое в соответствии с Законом о запрете приданого 1961 года Уголовного кодекса Индии.
Происхождение
Происхождение — важнейшее понятие в исследованиях родства, поскольку оно имеет взаимозависимую связь с другими понятиями. Под происхождением понимается просто система, через которую люди прослеживают свое происхождение. Родословная важна потому, что по сей день она определяет характер распределения богатства, собственности, а также принятие религии и касты родителей.
В целом, существует три способа, с помощью которых люди прослеживают свое происхождение: патрилинейное происхождение, матрилинейное происхождение и двустороннее происхождение.
- Патрилинейное происхождение
Это наиболее распространенный способ прослеживания происхождения среди большинства культур мира. При патрилинейном происхождении родословная и происхождение прослеживаются по мужской линии. Это обеспечивает передачу богатства и имущества только потомкам по мужской линии. Поскольку это наиболее распространенный тип происхождения, в общинах наблюдается резкое неравенство в отношении экономических и социальных прав женщин.
- Матрилинейное происхождение
При матрилинейном типе происхождения родословная и происхождение прослеживаются по женской линии. Известно, что в нескольких общинах Южной и Юго-Восточной Азии существует матрилинейный тип происхождения, и это видно из новаторской работы Лилы Дубе. Некоторые примеры матрилинейного происхождения встречаются у племен кхаси и гаро на северо-востоке Индии.
Даже в традиционных семьях найров прослеживается происхождение по женской линии, хотя эта практика не сохранилась до сих пор. Однако это не означает, что матриархальные семьи имели больше шансов на гендерное равенство. Хотя женщины находились в лучшем социальном положении, имея право на собственность и богатство, именно дяди по материнской линии в этих семьях обладали значительной властью.
- Двустороннее происхождение
При этом типе происхождения родословная прослеживается как по мужской, так и по женской линиям. Например, согласно Нур Ялману (Yalman, 1967, цит. по Uberoi, 1994), двустороннее происхождение встречается в некоторых южноиндийских общинах, а также в общинах Шри-Ланки. Поскольку здесь происхождение прослеживается по линиям обоих родителей, учитываются все родственники обоих родителей.
Образцы местожительства
Подобно тому, как в любом родстве существуют три широкие категории происхождения, существует также трехчастная классификация моделей проживания, то есть система определения того, чья семья отвечает за ведение домашнего хозяйства. Это особенно касается вопросов, связанных с проживанием после вступления в брак. Ниже перечислены три типа:
- Патрилокальное проживание
Патрилокальное проживание означает «проживание рядом или с семьей мужа». Как уже упоминалось, поскольку в мировой диаспоре доминирует патриархальное общество, это наиболее преобладающая модель проживания. Вполне очевидно, что при патрилокальном проживании женщины, как правило, имеют очень мало права голоса в вопросах, касающихся домашнего хозяйства, распределения социально-экономических обязанностей и другой подобной работы.
Патрилокальное проживание также является решающим фактором при наследовании имущества. Поскольку после заключения брака гетеросексуальные пары должны жить в семье мужа, любой ребенок женского пола, рожденный в этой паре, имеет очень мало шансов пользоваться теми же правами, что и ребенок мужского пола.
- Матрилокальное проживание
Матриархальные семьи по умолчанию практикуют матрилокальный стиль проживания. В этом случае после заключения брака супружеская пара переходит жить в семью жены. Матрилокальное проживание обычно предполагает, что женщины в семье обладали большей социально-экономической властью.
Этот тип проживания был популярен не только среди найров Кералы, но и среди мусульманской общины на островах Лакшадвип. Матрилокальность все еще является распространенной практикой в некоторых культурах Юго-Восточной Азии.
- Неолокальное проживание
Неолокальный тип проживания — это тот, при котором молодожены переезжают в совершенно новую семью, обычно вдали от обеих семей. Этот тип системы, как известно, возникает в индустриальных обществах. Неолокальное проживание обычно предполагает более эгалитарные отношения внутри семьи, где все члены семьи имеют право голоса в решении вопросов, касающихся домашнего хозяйства.
Родство за пределами традиционных институтов брака и кровного родства
Хотя довольно легко сделать вывод, что мир в основном патриархальный, не многие принимают во внимание, что существуют альтернативные формы семьи и родства. В абстрактном смысле семья — это единственный институт, где люди ожидают почувствовать любовь и безопасность. К сожалению, не у каждого человека опыт жизни в семье оказывается таким стабильным.
Поэтому, как известно, люди ищут общения, которое не входит в сферу гетеросексуальных и цисгендерных отношений. Во многих странах мира, где однополые браки являются законными, пары предпочитают вступать в брак и «создавать семью», усыновляя детей или даже держа дома домашних животных.
Во многих культурах представление о семье по-прежнему опирается на идею брака и деторождения (Ghosh & Sanyal, 2019). В Индии подобная ограничительная и репрессивная идея получила дальнейшее законодательное закрепление в таких драконовских законах, как Закон о трансгендерных лицах (защита прав) 2019 года.
Однако важно понимать, что каждый человек имеет право на личную и семейную жизнь, а также понимать, что подобные законы ограничивают возможности доступа к такой жизни для ненормативных людей.
Ссылки
- Дубе, Л. (1997). Женщины и родственные связи (1-е изд.). Токио: Издательство Университета Организации Объединенных Наций.
- Ghosh, A., & Sanyal, D. (2019). Как можно представить себе семьи за пределами родства и брака? Retrieved 6 April 2021, from https://www.epw.in/engage/article/how-can-families-be-imagined-beyond-kinship-and-marriage.
- Хендри, Дж. (1999). An Introduction to Social Anthropology — Other People’s World (1-е изд.). Нью-Йорк: Палгрейв.
- Лота, Г. (2021). Брак | Определение, история, типы, обычаи, законы и факты. Retrieved 9 April 2021, from https://www.britannica.com/topic/marriage.
- Масионис, Дж. (2017). Социология Глобальное издание (16-е изд.). London: Pearson Education.
- Ялман, Н. (1967). Under the bo tree; studies in caste, kinship. Беркли: Издательство Калифорнийского университета в Уберое, П. (1994). Семья, родство и брак в Индии. Нью-Дели: Оксфорд Юниверсити Пресс.