Синопсис: Касты — важная тема для обсуждения в рамках социальной сегментации, особенно в контексте Индии, где кастовая система существует и сегодня. Для понимания любой социальной концепции, которой в данном случае является каста, в социологии существуют три теоретические рамки. Они действуют как инструменты, которые помогают рассмотреть предмет с трех разных точек зрения, что способствует разнообразию человеческих взглядов. Через призму структурно-функционализма, символического интеракционизма и теории конфликта человек лучше понимает, что такое каста с точки зрения, которая может совпадать с его собственной, а также с той, с которой он не согласен.
Каста — одна из основных категорий социальной стратификации в Индии. Касты присутствуют в повседневной жизни индийского народа и в структуре самого нашего существования. Беззаконие не останавливает дискриминацию по кастовому признаку. Система «чатурварна» (согласно индуизму) дробит общество на четыре центральных иерархических подразделения (брамины, кшатрии, вайшьи, шудры) и высшую группу так называемых неприкасаемых, или «далитов», в зависимости от их рождения. Касты далее делятся на субкасты или подгруппы. Такая сегрегация порождает жестокие акты предрассудков всех видов — социально-культурных, политических и экономических. Кастовые вопросы важны для развития и прогресса человечества. Будучи социальным институтом, который влияет на жизнь людей, необходимо проанализировать касты с социологической точки зрения.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАСТЫ:
В социологии существуют три центральные теоретические перспективы, которые выступают в качестве линз для изучения и интерпретации различных аспектов социальной жизни. К ним относятся:
- Функционализм (или функциональный анализ): Это теоретическая перспектива, которая предполагает и подчеркивает гармонию в каждом аспекте человеческого существования в обществе. Функционалисты рассматривают мир как организм. Как у любого существа есть различные органы, которые работают вместе для поддержания жизни, так и общество представляет собой сложный консорциум, в котором каждая часть имеет определенную «функцию» или цель, которую она должна выполнять для обеспечения надлежащего функционирования общества. Каждый «орган» должен работать в тандеме, чтобы установить равновесие в обществе, которое в противном случае может перейти в патологическое состояние. Однако не каждое действие полезно для общества. Это «дисфункции» общества, которые чаще всего носят латентный (скрытый или непреднамеренный) характер, поскольку функционалисты предполагают, что преднамеренные действия человека по своей природе «хороши».
- Символический интеракционизм: Эта теоретическая перспектива рассматривает все аспекты социальной жизни как созданные людьми символы. Эти символы помогают людям понять свое и чужое положение в обществе, создают, передают и устанавливают значения всего, с чем они сталкиваются, и определяют основу человеческого взаимодействия. Все, что имеет значение, становится символом, который помогает определить разновидности человеческой жизни. Не только отношения, которые мы формируем с окружающими нас людьми, но и институты, нормы, традиции — каждая черта человеческого общества зависит от того, что они символизируют для нас. Повседневное человеческое общение и отношения лежат в основе теории символического интеракционизма.
- Конфликтная перспектива: В полном противоречии с функционализмом, теория конфликта рассматривает человеческое общество как состоящее из конкурирующих групп, которые всегда находятся в борьбе друг с другом перед лицом ограниченных или скудных ресурсов. Теоретики конфликта утверждают, что потребность одной группы в силе по отношению к другой приводит к скрытой под покровом мира и гармонии враждебности. Все социальные институты по своей природе неравноправны и работают на укрепление и поддержание неравенства в обществе.
Эти три теоретические перспективы составляют основу социологического анализа и могут помочь в изучении вопроса о касте с социологической точки зрения.
Каста с функциональной точки зрения:
Касты выполняют различные функции в обществе. Касты влияют на различные кастовые группы в обществе, на каждую из кастовых социальных групп в отдельности, а также на каждого человека, принадлежащего к любой из нескольких кастовых групп. Во-первых, каста определяет положение человека в обществе с момента рождения. Поскольку каждая каста выстроена в иерархию, каждый человек получает приписываемый ему статус принадлежности к определенной касте, либо более высокой, либо более низкой в стратификации. Поскольку это вопрос рождения, никакие жизненные события не могут повлиять на статус человека, т.е. никакие изменения в профессии, образовании и финансовом положении любого человека не могут изменить его социальную позицию, сформированную кастой. Для отдельных людей каста служит цели отличить себя от других в обществе. Во-вторых, каста помогает развивать солидарность между людьми, принадлежащими к определенной касте. В теории Дюркгейма этот тип солидарности был бы механическим, поскольку он возникает из чувства сходства. Люди, принадлежащие к определенной касте, чувствуют связь и содружество с другими членами той же группы, создавая тем самым сплоченную группу, члены которой могут рассчитывать на поддержку друг друга. В-третьих, касты способствуют экономическому распределению в обществе, поскольку род занятий каждого человека заранее определяется его кастой. Строгие правила придают экономической деятельности свойство поколения. Учитывая, что люди уже знают о своем предназначении, они учатся и овладевают навыками с раннего возраста, что повышает эффективность работы. В-четвертых, каста освобождает человека от забот о браке, поскольку она строго предполагает эндогамию, особенно в тех местах, где до сих пор практикуются браки по расчету (например, в Индии). Ограничивая брачные отношения внутри касты, система также позволяет поддерживать «чистоту» каст и укреплять группы. Наконец, каста определяет повседневную деятельность человека, «освобождая» его от необходимости принимать решения самостоятельно.
Однако у касты есть несколько дисфункций, все из которых вытекают из ее так называемых функций. Разделяя общество на иерархии, кастовая система препятствует всем формам социального взаимодействия между различными кастами и субкастами и ослабляет сплоченность общества в целом. Далее, жесткость норм и ценностей в рамках кастовой системы, которая призвана задавать направление индивидам и «помогать» им в принятии решений, на самом деле тормозит социальный прогресс, препятствуя социальным изменениям. В-третьих, распределяя экономические роли и ограничивая брак рамками касты, система лишает человека свободы выбора и полностью игнорирует личные чувства и индивидуальное развитие. Закрепление за индивидами профессий и требование от них соответствовать кастовым традициям также излишне давит на них, заставляя выполнять обязанности, к которым они, возможно, не чувствуют себя достаточно подготовленными. Через эндогамные браки касты также гомогенизируют общество, что еще больше усугубляет проблему отсутствия социальной мобильности и развития нетерпимости к другим группам. Кастовые конфликты, политическая повестка дня, соперничество каст и доминирование одних каст над другими являются фундаментальными проблемами кастовой системы. Иерархическое устройство общества, основанное на касте, также приводит к дисбалансу власти. Определенные «высшие касты», в силу своего более высокого положения в структуре, осуществляют свою власть и контроль над «низшими кастами». Это приводит к несправедливой эксплуатации, угнетению, отказу в основных правах человека и ряду других дискриминационных действий в отношении людей, принадлежащих к последним. Касты также являются причиной социальной изоляции определенной группы людей. Считаясь «неприкасаемыми», они вынуждены выполнять такие унизительные действия, как уборка мусора вручную, и сторонятся всего общества. И последнее, но не менее важное: касты усиливают угнетение женщин. Некоторые нормы и правила в рамках определенной касты навязываются в основном женщинам (например, ограничение на повторный брак вдов, запрет на гипогамию и т.д.).
Несколько теоретиков использовали структурно-функционалистскую перспективу для анализа кастовой системы. М.Н. Шринивас, индийский социолог, Джон Генри Хаттон, английский антрополог, французский антрополог Луи Дюмон и др. являются немногими, чьи работы о касте отражают функционализм.
Касты с символической точки зрения:
Символико-интеракционистская перспектива рассматривает касту как состоящую из символов, которые определяют взаимоотношения внутри определенной кастовой группы или всего общества. Поскольку каста — это характеристика, которая укореняется в человеке и его жизни с самого рождения, не остается ни одной части жизни человека, не затронутой кастой. В наше время эти различия более заметны в сельской местности, чем в городах, но их пережитки видны даже в городских районах.
Пища, одна из основных потребностей для выживания людей, разделяется по кастовому признаку. Хотя отношение к пище различных каст на протяжении истории было разным, в последнее время вегетарианство и трезвенничество стали практикой «высшей касты». Воздержание от определенных продуктов питания и напитков считается признаком «чистоты» — статуса, присущего только «высшим кастам». Хотя большинство видов мяса животных считается «нечистым», некоторые из них являются таковыми в большей степени, чем остальные. Например, мясо свиньи считается одной из «низших каст», в то время как рыба и баранина стоят значительно выше в иерархии. Иногда способ приготовления пищи также подчиняется кастовым правилам. Существуют также строгие инструкции самого разного характера относительно того, когда и кем можно обмениваться пищей между кастами. Во многих случаях любой продукт питания, к которому прикоснулся человек из «низшей касты», должен быть «очищен», прежде чем его сможет употребить человек из «высшей касты».
Религиозные практики также разделены по кастам. Как и в случае с едой, практика и символы религиозного культа также неоднократно менялись. Несмотря на то, что сегодня ритуалы значительно изменились, обычно жертвоприношение животных, анимизм и т.д. являются практиками «низшей касты». Подношения цветов, фруктов, сладостей и т.д. — это «высшая каста». Кастовая система также унифицирует религиозные обычаи, не позволяя людям из так называемой «низшей касты» принимать участие в обрядах «высшей касты».
Касты также создают экономическое разделение между людьми. Некоторые профессии принадлежат только «высшей касте», а некоторыми профессиями могут заниматься только «низшая каста». Уборка, подметание, стирка, забой животных, изготовление обуви, дубление кожи и т.д. имеют статус «низшей касты», а ссуда денег, преподавание, торговля находятся на другом конце спектра. В животноводстве определенные животные считаются «чище» других (например, коровы больше, чем свиньи, и т.д.). Еще более унизительные виды деятельности, такие как уборка мусора вручную, отведены для тех, кого считают «неприкасаемыми». Когда люди пытаются отойти от этих стереотипных представлений о занятиях, они сталкиваются с суровыми социальными санкциями.
Эндогамия является предпочтительным вариантом брака, но она является жесткой для высших каст, особенно для женщин, которые не могут выйти замуж ни за кого из «низших» каст. Это делается для поддержания однородности каст (и «чистоты» для «высших каст»). Браки являются патрилокальными, и семьи следуют патрилинейной системе преемственности поколений. Определенные брачные ритуалы также запрещены для использования определенной кастой.
Независимо от касты, женщины подвергаются угнетению и жестокому обращению со стороны мужчин. Однако женщины так называемой «низшей касты» пользуются большей общественной свободой, чем женщины «высшей касты». Женщины «высшей касты» должны оставаться дома и не принимать участия в любой экономической деятельности, требующей публичности. Здесь в дело вступают расизм и колоризм, поскольку светлая кожа считается «чистой» и, следовательно, по умолчанию является характеристикой «высшей касты», в то время как темная кожа, которая является наследственной особенностью и явным результатом работы на открытом воздухе, рассматривается как «низшая каста».
Работы Г. С. Гурие и А. М. Шаха — это несколько работ, в которых касты анализируются с точки зрения символического интеракционизма.
Касты с точки зрения конфликта:
Теоретики конфликта дают наиболее уничижительную критику кастовой системы. Согласно конфликтной перспективе, кастовые общества имеют врожденную тенденцию быть предвзятыми — они служат привилегиям одной части общества, дискриминируя другую. Все дисфункции, которые функционалисты не замечают и оправдывают как простые неудобства, составляют основу касты, если смотреть с точки зрения конфликта. Теоретики конфликта понимают борьбу «низших каст» против «высших каст», которая часто игнорируется под прикрытием различных функций, выполняемых кастовой системой. В разделении людей по кастам теоретики конфликта могут понять стремление одной касты к доминированию над другими кастовыми группами и их эксплуатации. Теоретики конфликтов сочувствуют ущемлению свободы выбора, которая является правом каждого человека по рождению, и которая имеет место при кастовой системе. Людям еще до рождения приписывают касты, их положение в обществе, профессии, обычаи и т.д., потому что они принадлежат к определенной семье. Это лишает их индивидуальной самостоятельности. Люди становятся не более чем представителями своей касты — их амбиции, качества и способности обесцениваются и обесцениваются только потому, что они принадлежат к определенной касте. Даже если люди пытаются преодолеть социальные барьеры и могут отделить достигнутый статус от приписываемого, общество не признает и не принимает их тяжелый труд и оценивает их только на основании их кастовой принадлежности. С точки зрения общественного развития, касты препятствуют каждому аспекту реформ. Экономический прогресс сдерживается, так как разделение труда зависит не от индивидуальных способностей и навыков, а от того, в каких семьях рождаются люди — ребенок священника может быть только священником, а ребенок сапожника никогда не сможет подняться выше «рутинной» работы. Хотя ни одно занятие не является большим или меньшим, в кастовом обществе некоторые, те, которые не требуют чрезмерного физического труда, занимают более высокое положение, чем другие. Касты уменьшают взаимную связь, доверие и чувство товарищества между людьми. Кастовая система препятствует социальной гармонии, наносит ущерб целостности нации и близости между людьми.
Феминистская точка зрения, являющаяся подкатегорией теории конфликта, утверждает, что кастовая дискриминация сильнее всего ощущается женщинами. В патриархальной системе, где женщины и так считаются «ниже» мужчин, касты усугубляют проблему, ставя женщин «низкой касты» в самый конец иерархии. Мужчины «высшей касты» устанавливают контроль над женщинами «высшей касты», которые угнетают и эксплуатируют мужчин и женщин «низшей касты», а мужчины «низшей касты» осуществляют власть над женщинами «низшей касты».
Доктор Б. Р. Амбедкар, Гейл Омведт и Канча Илайя — некоторые писатели, работы которых являются неотъемлемой частью рассмотрения касты с точки зрения конфликта.
Читайте также: Доктор Б. Р. Амбедкар — настоящий отец нации
Хотя каждая теоретическая схема предлагает уникальный способ понимания касты как социальной проблемы, социологи применяют комплексное сочетание всех трех точек зрения для подхода к любому вопросу, касающемуся общества.
ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГОВ НА КАСТОВУЮ СИСТЕМУ
- Гурне изобразил касту как сложное явление и сделал вывод, что ее определение невозможно выразить словами.
- Маклвер и Пейдж выдвинули теорию о том, что рождение человека невозможно контролировать, и именно его статус не может быть изменен никакими факторами.
- Согласно Кули, статус является фактором семьи, а семья, в которой родился человек, может быть названа его кастой.
- Рисли считал, что каста — это интеграция некоторых людей, которые принадлежат к одной семье по названию, также можно представить, что они происходят от общего предка и впоследствии образуют сообщество, которое можно назвать их кастой.
- Дюмон также высказал свою точку зрения, заявив, что каста в основном обусловлена религией, и люди одного уровня, будь то экономика, культура или религия, объединяются вместе и образуют касту.
Ссылки
Амбедкар, Б. Р. (1936). Уничтожение каст. https://ccnmtl.columbia.edu/projects/mmt/ambedkar/web/readings/aoc_print_2004.pdf.
Гурье, Г. С. (1969). Касты и расы в Индии (стр. 1-30). Popular Prakashan. https://www.google.co.in/books/edition/Caste_and_Race_in_India/nWkjsvf6_vsC?hl=en&gbpv=0
Хенслин, Дж. М. (2017). Sociology: A down-to-earth approach (pp. 2-33). Pearson Education.
Шах, А. М. (2007). Касты в 21 веке: От системы к элементам. Economic and Political Weekly, 42(44),. https://www.epw.in/journal/2007/44/special-articles/caste-21st-century-system-elements.html.
Шринивас, М. Н. (1956). Заметка о санскритизации и вестернизации. The Far Eastern Quarterly, 15(4), 481. https://doi.org/10.2307/2941919