Политика защиты семьи: Сравнительное исследование Швеции и Индии

Просемейная политика — это политика, поддерживающая традиционные семьи и их ценности. Семейная политика тесно связана с демографической политикой. Это видно на примере Швеции и Индии.

В развивающихся странах быстрый рост населения представляет угрозу для их благосостояния, в то время как многие развитые страны вынуждены бороться с очень низкой рождаемостью. Глобальные тенденции роста населения в период 2005-10 гг. показывают четкую закономерность между ростом в развивающихся странах, таких как Индия, и развитых странах, таких как Норвегия. Умеренный ежегодный рост в 1-2% сосредоточен в крупных странах, таких как Индия, в то время как для большинства стран с развитой экономикой, таких как Швеция, характерен низкий рост или его отсутствие (0-1% в год). Страны с быстрым ростом сталкиваются с неблагоприятным социальным, экономическим и экологическим давлением, в то время как страны с низким или отрицательным ростом сталкиваются с быстрым старением населения, непосильной нагрузкой на государственные системы пенсионного обеспечения и здравоохранения, а также медленным экономическим ростом (Ezeh и др., 2012).
 Поскольку Индия и Норвегия находятся на противоположных концах демографических тенденций, их семейная политика также кардинально отличается. Исследование семейной политики каждой из этих стран поможет лучше понять разницу в мерах политики стран с высокой и низкой рождаемостью. 
Семейная политика — это государственная политика, которая непосредственно влияет на семьи, особенно на семьи с детьми. Просемейная политика — это политика, поддерживающая традиционные семьи и их ценности. Семейная политика тесно связана с демографической политикой. Это видно на примере Швеции и Индии.

Швеция

Швеция широко известна своей либеральной семейной политикой, которая способствует совмещению работы и семейной жизни. Шведская семейная политика строится вокруг таких целей, как экономическая безопасность и физическое благополучие семьи, права детей и гендерное равенство. Шведское государство всеобщего благосостояния придерживается идеологии всеобщего благосостояния и общих прав, предоставляемых в денежной форме или через услуги. Эта идеология поддерживает принципы семейной политики. Семейная политика распространяется на всех постоянных жителей Швеции («Семейная политика» 2014).

Семейная политика Швеции следует модели двойного заработка и, таким образом, обеспечивает одинаковые права и обязанности в отношении семьи и рынка труда как для мужчин, так и для женщин. Поддержка лиц с двойным заработком зависит от дохода и является индивидуальной, что вместе с индивидуальным

налогообложением стимулирует семьи иметь два дохода вместо одного («Семейная политика» 2014).

Обеспечение ухода за детьми

Дошкольные учреждения, также называемые детскими садами, доступны и гарантированы для детей в возрасте 1-6 лет. Для детей в возрасте от 3 до 6 лет он предоставляется бесплатно на срок до 15 часов в неделю. Оплата пропорциональна доходу родителей и находится в обратной зависимости от количества детей в семье. После 6 лет у детей есть возможность записаться в необязательный дошкольный класс. Этот год является бесплатным и включает в себя питание в школе. Он существует для того, чтобы облегчить переход из дошкольного учреждения в школу и помочь детям привыкнуть к школьной обстановке («Семейная политика», 2014).

Родительский отпуск

В 1974 году в Швеции была принята система «родительского страхования», благодаря которой Швеция стала первой страной в мире, предоставившей оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком отцам. Отпуск по уходу за ребенком предоставлялся совместно матери и отцу при условии, что они были охвачены национальной медицинской страховкой. Начиная с 1970-х годов, система отпусков по уходу за ребенком постоянно реформировалась. В 1995 году продолжительность отпуска была увеличена до 16 месяцев, из которых оплачивается первый год. В течение этого периода времени родители получают 80% своей зарплаты. В 1995 и 2002 годах были введены реформы, предусматривающие индустриальный отпуск, который не может передаваться от одного родителя к другому. Это было сделано в надежде увеличить гендерное равенство в использовании родительского отпуска («Семейная политика» 2014).
 Отпуск по уходу за ребенком в Швеции предоставляется работающим мужчинам и женщинам. Работодателям не разрешается оказывать негативное влияние на соискателей или сотрудников на основании их отпуска по уходу за ребенком («Семейная политика», 2014).

Семейные пособия

В Швеции семейные пособия связаны с семейной политикой и системой социального страхования. Кодекс социального страхования подробно описывает три области семейных пособий: общие пособия, такие как пособие на ребенка; страховые схемы, такие как родительские пособия; и пособия с учетом средств, такие как пособие на жилье («Семейная политика», 2014).

Все шведские семьи с детьми получают финансовую помощь в виде детского пособия. Каждой матери после рождения ребенка выплачивается не облагаемая налогом сумма, которая в настоящее время составляет 115 евро в месяц. Пособие на ребенка выплачивается до достижения ребенком 16 лет.

лет. Кроме того, Национальный совет помощи студентам выплачивает пособие на обучение, если ребенок учится в учебном заведении на дневном отделении («Семейная политика» 2014). В рамках пособий, выплачиваемых по принципу «по средствам», семьям с детьми, проживающим дома, предоставляется пособие на жилье. Кроме того, родители-одиночки получают алименты, которые гарантируют заботу о детях разведенных родителей («Семейная политика», 2014).

Брак

Брачный кодекс 2009 года регулирует брак в Швеции в форме партнерства. После 1 мая 2009 года брак в Швеции был объявлен гендерно-нейтральным, то есть к однополым и разнополым парам применяются одинаковые права. Брак заключается либо через религиозную церемонию, либо через церемонию гражданского брака. Право на брак имеют мужчины и женщины старше 18 лет. Закон запрещает браки между лицами, состоящими в прямом кровном родстве. Кроме того, полигамия в Швеции также запрещена законом («Семейная политика», 2014).

Развод

Швеция провела свою последнюю правовую реформу в отношении развода в 1974 году. В новом законе о разводе говорится, что индивидуальные причины развода должны рассматриваться как сугубо частное дело. Таким образом, стало возможным подать на развод в индивидуальном порядке без указания общей причины. Хотя обязательный период юридического раздельного проживания был отменен, закон предусматривал шестимесячный период ожидания, если супруги совместно опекают ребенка младше 16 лет. Закон о разводе 1974 года действует и по сей день («Семейная политика», 2014).

Индия

Семью в Индии необходимо рассматривать прежде всего в контексте огромного этнического разнообразия страны. В настоящее время не существует единого гражданского кодекса семьи и брака для всех религиозных групп страны (Shah 1989). Другая фундаментальная проблема индийской семейной политики заключается в определении типа семейной ячейки, к которой эта политика должна быть применима. В каждой этнической группе существуют большие и сложные домохозяйства и расширенные семьи, которые не всегда относятся к совместному домохозяйству. Следовательно, концептуальное различие между домохозяйством и семьей абсолютно необходимо

Юридическое лицо, называемое совместной семьей, покрыто огромным сводом сложных юридических норм (Shah 1989).
Самым важным вмешательством индийского государства в интимную и деликатную жизнь семьи является программа контроля рождаемости, также называемая программой планирования семьи или программой семейного благосостояния. Программа планирования семьи пропагандирует норму двух детей, независимо от пола ребенка. Это означает, что пары не должны иметь детей после рождения двух дочерей. К сожалению, это противоречит принципу патрилинейности, который управляет семьей и родством у большинства индийского населения всех религий. Поэтому, чтобы добиться равенства статуса между детьми мужского и женского пола, необходимо уменьшить роль патрилинейного принципа в различных сферах жизни (Shah 1989).

Уход за пожилыми людьми

Уход за пожилыми людьми постепенно становится одним из основных вопросов семейной политики в стране. В связи с увеличением продолжительности жизни, численность пожилых людей растет пропорционально общей численности населения. Традиционно забота о престарелых была заботой семьи, родственников по родству и браку, а также общины. После обретения независимости государство также стало проявлять заботу о пожилых людях. Государство как работодатель предоставляет своим работникам пенсионные льготы, такие как пенсия, резервный фонд, денежное вознаграждение и страховое покрытие. Кроме того, большинство штатов ввели схему пенсионного обеспечения по старости для неимущих пожилых людей. К сожалению, поскольку эта схема не является законодательной, правительства штатов могут возиться с ней и использовать ее по своему усмотрению (Shah 1989). Следует отметить, что существует фундаментальное противоречие между политикой в отношении пожилых людей и политикой в отношении планирования семьи и женщин. Первая стремится не только опираться на традиционную семейную систему, но и укреплять ее, в то время как вторая направлена на ее изменение (Shah 1989).

Политика в области народонаселения

Политика в области народонаселения, проводимая индийским правительством, может быть классифицирована на шесть следующих этапов:

1. Клинический подход (1951-1961 гг.) В 1952 году первый пятилетний план включал программу по ограничению семьи и контролю над населением. Эта программа была направлена на снижение рождаемости в попытке стабилизировать численность населения и национальную экономику. Центральное правительство выделило на эти цели 6,5 млн. рупий. Программа планирования семьи включала такие мероприятия, как мотивация, образование, исследования и клинические услуги (Srinivasan 2006).

  1. К сожалению, перепись населения 1961 года показала, что темпы роста населения продолжают расти. Таким образом, на смену подходу клиник пришел подход расширения, и работников семейных консультаций попросили выезжать на дом, чтобы мотивировать пары к принятию методов планирования семьи. Программа была основана на модели HITTS: т.е. программа, управляемая департаментом здравоохранения, основанная на стимулах, ориентированная на цель, ограниченная во времени и ориентированная на стерилизацию. Вазэктомия стала считаться самой популярной формой регулирования рождаемости. Однако демографические цели, поставленные в 1962 году, оказались крайне нереалистичными, их приходилось пересматривать снова и снова в конце каждой пятилетки (Srinivasan 2006).
  2. Подход HITTS: Высокая интенсивность (1969- 76 гг.) Предыдущий подход к расширению, начатый в 1962 году, был не очень успешным. Это было доказано тем, что выборочные обследования, проведенные в конце 1960-х годов, показали, что рождаемость не снижалась, а наоборот, в некоторых районах даже росла. Был принят новый высокоинтенсивный подход, в рамках которого были организованы лагеря вазэктомии, сначала в виде мини-лагерей, а затем и более крупных. Известным примером таких лагерей является лагерь в Эрнакуламе в штате Керала в 1970 году, где за неделю было сделано более 60 000 вазэктомий (Srinivasan 2006).
  3. Принудительный подход (1976-1977 гг.) В 1976 году была сформулирована и впервые принята парламентом Национальная политика в области народонаселения. Эта политика вдохновила правительства штатов принять законодательство, чтобы сделать планирование семьи обязательным для всех граждан по желанию штата (Srinivasan 2006). Центральное правительство предложило правительствам штатов как политические, так и финансовые стимулы для реализации программы планирования семьи. Такие штаты, как Махараштра, начали разрабатывать законы, которые обязывали пары прекращать деторождение после рождения двух или трех детей. Вазэктомии проводились на железнодорожных станциях и в быстро организованных кемпингах. Число стерилизаций, проведенных в Индии с апреля 1976 года по март 1977 года, составило 8,26 миллиона, что превысило общее число стерилизаций, проведенных за предыдущие пять лет (Srinivasan 2006).
  4. Фаза отдачи и восстановления: Период после чрезвычайной ситуации (1977-1994 гг.) Программа планирования семьи вызвала огромную реакцию, особенно ее настойчивость в отношении целевых показателей вазэктомии. Новое правительство изменило название «планирование семьи» на «благосостояние семьи». Пересмотренная политика в области народонаселения, принятая в 1977 году, была категорически против принудительной стерилизации и любого рода законодательства в этой области и заявила, что принуждение в области семейного благополучия должно быть исключено на все времена (Srinivasan 2006).
  5. Подход к репродуктивному и детскому здоровью (с 1995 года) Программа репродуктивного и детского здоровья направлена на решение гендерных проблем, влияющих на здоровье женщин, путем повышения качества медицинской помощи, включая содействие лучшему взаимодействию между поставщиками и клиентами; повышение доступности женщин-медиков на уровне первичной медико-санитарной помощи; решения забытых проблем женщин, таких как инфекции репродуктивного тракта; удовлетворения потребностей забытых подгрупп населения, таких как подростки; организации тренингов по гендерной сенсибилизации для заинтересованных сторон; поощрения участия мужчин в охране репродуктивного здоровья; и содействия участию женщин и мужчин в мониторинге программ посредством обратной связи с клиентами (Srinivasan 2006).

Сравнение политики Швеции и Индии

Швеция — это страна, где впервые была разработана концепция современного либерального государства всеобщего благосостояния и реализована на практике. Среди прочих элементов эта доктрина сочетала в себе феминизм (акцент на автономии и профессиональной деятельности женщин), нео-мальтузианство (акцент на половом воспитании, доступ к бесплатной контрацепции, а позднее и к абортам) и фактический, хотя уже не явный, пронатализм (предоставление стимулов к браку, пособий на детей, жилищных приоритетов для больших семей и доступ к услугам по уходу за детьми). Налоговая система имеет дело с отдельными лицами, а не с семьями. Нет пособия для супружеской пары, и нет налоговых скидок на детей: каждый доход облагается налогом самостоятельно. Зато существует жесткая система взыскания алиментов: отцы обязаны выполнять свои родительские обязанности. Такая политика, несомненно, является отражением культурных особенностей Швеции, таких как лютеранская религиозная традиция, которая подчеркивает достоинство и личную ответственность человека (Chesnais 1996). Обзор шведской политики показывает, что она имеет дело с нацией как с отдельными людьми, поскольку Швеция является индивидуалистическим обществом. Более того, можно заметить, что Швеция приняла множество мер по поддержке семьи, пытаясь повысить уровень рождаемости в стране.

С другой стороны, Индия является коллективистским обществом, поэтому индийская семейная политика была направлена не на отдельных людей, а на нацию как семью. После тщательного анализа населения Индии и вытекающей из этого политики семейного благосостояния на протяжении десятилетий можно утверждать, что Индия не проводила просемейную политику. Пытаясь снизить уровень рождаемости, индийское правительство приняло программы контроля рождаемости, а не политику заботы о детях.

Заключение

Обзор семейной политики двух стран с разной демографической ситуацией выявил интересные результаты. Будучи страной с низкой рождаемостью, Швеция приняла просемейную политику, используя различные средства, такие как обеспечение ухода за детьми. На противоположном конце спектра находится Индия. Будучи страной с высокой рождаемостью, Индия выбрала такие меры семейной политики, как контроль рождаемости и программы стерилизации.

Ссылки

Чеснаис, Дж. (1996). Рождаемость, семья и социальная политика в современной Западной Европе. Обзор народонаселения и развития, 22(4), 729-739. doi:10.2307/2137807

Ezeh, A. C., Bongaarts, J & Mberu, B. (2012). Глобальные демографические тенденции и варианты политики. The Lancet, 380(9837), 142-148. https://doi.org/10.1016/S0140- 6736(12)60696-5.

Семейная политика: Швеция. (2014). SPLASH-db.eu. Retrieved 20 April 2020 from https://splash-db.eu/policydescription/family-policies-sweden-2014/

Шах, А. (1989). Параметры семейной политики в Индии. Экономический и политический еженедельник, 24(10), 513-516. Получено 21 апреля 2020 г. с www.jstor.org/stable/4394496.

Шринивасан, К. (2006). Политика в области народонаселения и планирование семьи в Индии: Обзор и рекомендации. Международный институт наук о народонаселении. Получено с сайта https://pdfs.semanticscholar.org/dbe4/b9f209cd170a31c10d739b568eafe90108a0.pdf.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий