Политическая экономия — это отрасль социальной науки, которая анализирует взаимосвязь между государством, рынками и обществом. Она заимствует идеи и теории из политологии, экономики и социологии.
Сам термин «политическая экономия» происходит от греческих слов polis, что означает «город» или государство, и oikonomos, что означает «домоправитель» или тот, кто управляет домашним хозяйством. В данном случае государство — это домохозяйство граждан. Таким образом, политическая экономия — это изучение того, как управлять государством, принимая во внимание его политические, экономические и социальные характеристики.
Политическая экономия помогает нам понять формулирование и проведение государственной политики и ее влияние на экономику, а также на социальные системы.
История политической экономии
Политическая экономия как академическая дисциплина берет свое начало в период с 1616-го до 1816-го века, в период меркантилизма. Это экономическая система, отстаивающая идею максимизации экспорта и минимизации импорта для экономического процветания страны. Меркантилисты также считали, что действия государства необходимы для оптимизации запасов активов страны.
Политическая экономия развивалась в основном как реакция на меркантилизм в середине 18-го века.18-го века. Политические экономисты, такие как Адам Смит, подчеркивали, что свободные рынки обладают способностью максимизировать ресурсы страны, а не жесткое государственное регулирование производства и потребления.
Знаменитая концепция невидимой руки была изложена Смитом в его книге «Исследование природы и причин богатства народов» (1776). Он утверждал, что отдельные люди мотивированы действовать в соответствии со своими собственными интересами, но при этом результат автоматически отвечает интересам общества в целом. Объем продукции, производимой свободной экономикой, всегда больше, чем в экономике, регулируемой государством.
Кроме того, в 1919-м веке Давид Рикардо, английский политический экономист, выдвинул понятие сравнительного преимущества. Оно гласит, что страна должна производить товары, которые она может сделать с меньшими затратами, чем другие, и импортировать те, которые другие страны могут произвести с большей выгодой.
В середине 1919-го века коммунистический экономист и философ Карл Маркс представил анализ политической экономии, который в основном основывался на социальном классе. Эта теория стала известна как «коммунизм». Коммунизм — это социально-экономическая и политическая идеология, целью которой является создание бесклассового и безгосударственного общества. Он выступает за общую собственность на средства производства без влияния социальных классов и государственных институтов.
Позднее, в начале 2020-го века подход Альфреда Маршалла привел к раздвоению политической экономии на отдельную область исследований — экономику, политологию, социологию и международные отношения. Экономика стала более методологической, статистической и далекой от моральной философии. Она стала более ориентированной на рынок. В то время как политология возникла как отдельная область, которая считается в первую очередь оторванной от экономики.
Все работы этих экономистов привели к созданию того, что представляет собой политическая экономия как область исследования. Она представляет собой анализ взаимосвязи между экономикой и политикой как во внутренней, так и в международной сфере.
Характерные черты политической экономии
В силу истории своего развития политическая экономия концентрируется на следующих трех подходах: —
- Междисциплинарное исследование
В рамках этого подхода изучается роль экономических структур, политических систем и государственных институтов и их влияние друг на друга как в глобальном масштабе, так и внутри государств.
- Современная политическая экономия
Современный метод исследования делает акцент на дальнейшем обсуждении экономической политики, сформулированной правительством, а не ограничивается только ее анализом как теории. Она отвергает заинтересованность рынка и политических институтов и отстаивает цель политических и экономических систем исключительно для благосостояния общества.
- Международная политическая экономия
Эта область исследований анализирует экономическую взаимозависимость между различными странами под влиянием их политических связей. Поэтому ее также называют глобальной политической экономией. Она включает в себя понимание международной торговли, работу с импортом, экспортом, таможенными пошлинами, профицитом и дефицитом торгового баланса.
ПОЧЕМУ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВАЖНА?
Политология и экономика неразделимы, и сейчас это актуально как никогда. Наша политическая среда, экономические системы и социальная структура тесно переплетены и идут рука об руку. Для достижения эффективных и желаемых результатов необходимо целостное понимание всего этого. Политическая экономия эффективно интегрирует все эти области изучения и облегчает анализ различных социально-экономических теорий, таких как капитализм, коммунизм, социализм, либерализм и т.д.
Например, в современном мире большинство стран имеют смешанную экономику с небольшим уклоном в одну из них. Экономика Индии представляет собой сочетание капитализма и социализма. Ресурсы находятся как в государственной, так и в частной собственности. Правительство контролирует экономическую деятельность основных секторов, таких как водоснабжение, электроснабжение, оборона, частично здравоохранение и образование. В других отраслях преобладают частные фирмы, и они предоставлены руководству невидимой руки. Однако капиталистические рынки подпитывают неравенство между богатыми и бедными. Именно здесь государственные институты должны вмешаться, чтобы обеспечить справедливое распределение богатства на всех уровнях общества. Это достигается путем введения налогов, субсидий и других видов помощи и стимулов. Применение этих методов с максимальной пользой требует от правительственных политиков всестороннего знания экономического состояния, а также социальной структуры, к которой привязаны граждане.
Более того, сфера применения политической экономии не ограничивается только границами одной страны, но также распространяется на международный подход. Глобализация увеличила потребность в понимании отношений между двумя странами на основе политической среды, а также торгового обмена. Рост многонациональных компаний (МНК) стал синонимом роста занятости. Однако для защиты интересов работников необходим государственный контроль. Это приводит к разработке законов о защите труда и их надлежащему исполнению. Эти характеристики смешанной экономики Индии — всегда выбор между «эффективностью и равенством». Рассмотрим экономическое производство страны как пирог, который должен быть распределен между ее гражданами. Если отдать предпочтение эффективности, то экономический пирог будет как можно больше, но разделен на неравные части, в то время как поддержка равенства обеспечит справедливое распределение, но приведет к уменьшению экономического пирога. Таким образом, взаимодействие Индии с внешними рынками предполагает понимание и дальнейшую аргументацию международной торговой политики, а также того, как она влияет на граждан нашей страны.
Политическая экономия способствует целостному пониманию этих основополагающих вопросов и позволяет нам принимать наиболее рациональные решения.