Почему Шармила Реге — великий социолог: Вклад

В современной индийской социологии одним из самых известных имен, особенно в области изучения далитов и феминисток, является, конечно же, Шармила Реге (1964-2013). За относительно короткую карьеру, продолжавшуюся с начала 1990-х годов до ее безвременной и трагической смерти в 2013 году, Реге удалось совершить революцию в современном понимании гендера и сексуальности в индийском контексте, определив место политического ландшафта в касте.

Писать о ней в данном случае — это ответ на вопрос «Кто ваш любимый социолог?», хотя часто трудно и, возможно, несправедливо возводить на пьедестал одну теорию или одного мыслителя. Всегда есть над чем поразмыслить в работах блестящих умов всех дисциплин. Тем не менее, нужно отдавать должное, и в этом очень личном письменном упражнении я надеюсь сделать именно это. Ниже приведены причины, по которым я считаю Шармилу Реге великим социологом.

Связь гендерных исследований с социологией

В одной из своих ранних работ Реге объяснила неотъемлемую связь между социологией и гендерными исследованиями, и, вероятно, она была одним из первых академиков, сделавших это. Реге стремилась уменьшить разрыв между гендерными исследованиями и основной социологией, что, по ее мнению, было необходимо для признания феминистских проблем.

Используя интригующий анализ истории из Панчатантры о «крокодиле и обезьяне», Реге (1997) попыталась доказать, что существовала и продолжает существовать необходимость преодолеть зачастую снисходительное отношение к женским проблемам, преобладающее в индийской социологии. В вышеупомянутой статье она сравнила радость крокодила, встретившего обезьяну (и подружившегося с ней только для того, чтобы съесть ее сердце, как гласит история), с недостатками основной социологической дисциплины в выдвижении радикальной феминистской педагогики на передний план, в то же время, привнося символическое восприятие борьбы женщин в области гендерных исследований.

По ее мнению, чтобы институционализировать область женских и гендерных исследований, необходимо пустить глубокие корни в области социологии. Она критиковала существующий «здравый смысл», который использовали социологи основного направления для понимания гендерной борьбы, которая, по мнению феминисток, является жизненным опытом. Она подчеркнула патриархальный и инфантилизирующий подход, с которым гендерные вопросы сталкиваются в академическом пространстве.

Значимость этого вклада заключается в том, что это произошло в то время, когда несколько университетских комитетов и социологических факультетов по всей стране размышляли о включении эмпирических знаний женщин в эту область без фетишизации их борьбы. В университетах Махараштры ощущалась тревога потери автономии при сохранении институционализации гендерных исследований в социологических исследованиях. Реге во многом пытался выдвинуть на первый план жизнеспособную альтернативу, если не решение этой существующей проблемы.

Выявление двойной маргинализации женщин далитов

Каждый, кто знаком с современным дискурсом в области феминизма, гендерного и антикастового активизма в Индии, по крайней мере, в академических кругах, согласится, что вклад Шармилы Реге в эти знания очень важен. Работа Реге в первую очередь была посвящена взаимосвязи кастовости и патриархата в Индии.

Точка, где она предложила свежий взгляд, заключается в идее, что угнетение женщин далитов является результатом «маскулинизации идентичности далитов», с одной стороны, и «саварнизации» или «браминизации» женственности — с другой. («Шармила Реге: Феминистка, социолог, сварщик | #IndianWomenInHistory», 2017) Согласно Реге, женщины далитов подвергались двойному угнетению и маргинализации, поскольку они рисковали тем, что их женственность будет стерта, если они примут участие в антикастовых дискуссиях, или тем, что им придется отказаться от своей далитовской идентичности, чтобы стать частью мейнстримного феминизма и женского движения.

Это понятие — то, что характеризует постоянно распространенный опыт женщин далитов и негетеронормативных или нетрадиционных гендерных идентичностей мужчины и женщины, существующих в Индии даже сегодня. Красота работы Реге заключается в том, что ей удалось сохранить политичность социологии и феминизма в академических кругах даже перед лицом реакции «саварна» или академиков из высшей касты.

Читайте также Далитский феминизм

Ее монументальный вклад в область далитов и гендерных исследований был представлен в виде книги 2006 года под названием «Писать касту, пишущую гендер: Narrating Dalit Women’s Testimonios», которая представляет собой сборник работ о гендере и касте, написанных писателями-далитами, и подчеркивает политику наличия «теоретических браминов» и «эмпирических шудр» в эпистеме социальных наук.

Понимание важности «популярной культуры» в формировании психики общества

Шармила Реге больше всего запомнилась своими исследованиями восприятия и изображения народной культуры, особенно своим анализом двух народных культур маратхи — «пауда» и «лавани» — в специальном материале для Economic and Political Weekly.

Известно, что Реге уделяла особое внимание необходимости интегрировать устные традиции в теоретическое понимание социологии, что во многом было демократическим стремлением. По ее словам, оба вида искусства, которые были неотъемлемой частью культуры маратхи, часто вызывали моральную дихотомию эротизма и патриотизма. Лавани» — это стиль народного танца в Махараштре, который, по сути, является культурным наследием женщин из низшей касты маратхи, в то время как «пауда», состоящий в основном из песен, исполняемых в честь доблести и мужества воинов и королей, обычно исполняется мужчинами.

В той же статье (Rege, 2002), прослеживая культурное и социально-историческое развитие обеих практик, она объяснила, как лавани часто приобретает коннотацию чувственности и провокационности, поэтому деградирует, в то время как, с другой стороны, пауда, исполняемая мужчинами, имеет более высокий статус благодаря своей «политической» значимости. Неизбежно, такое повествование проистекает из глубоко патриархальных и кастовых настроений, и, как часто отмечал Реге, существует динамика власти в восприятии популярной культуры, которая стремится преодолеть существование специфических для касты культурных практик.

Стремление к эгалитарной академической среде

Даже после ее смерти многие ее коллеги и поклонники с нежностью вспоминают Реге как человека, не только блестяще сделавшего свою карьеру, но и глубоко увлеченного идеей социальной справедливости, принимавшего участие в протестах и политических движениях. В некрологе, написанном вскоре после ее смерти, профессор D N Dhanagare (2013) выразил благодарность Реге, которая была его студенткой в Пуне, от имени нескольких академиков в этой области за то, что она оставила после себя наследие радикальных преобразований в практике преподавания и пожизненную приверженность «интеллектуальной целостности».

Во многих отношениях она увековечила модель образования и социальных изменений Амбедкара-Пхуле. В своей последней научной работе, книге под редакцией Б. Р. Амбедкара «Против безумия Ману» (Ambedkar & Rege, 2013), она собрала несколько ключевых литературных произведений доктора Б. Р. Амбедкара, в которых прослеживается дуалистическая социальная проблема кастизма и патриархата. Хотя эта книга представляет собой очень увлекательное чтение, в настоящее время она считается необходимой, когда речь идет о научных исследованиях в области социальных наук и гендерных исследований в Индии.

Шармила Реге воплотила в себе очень целостное и округлое восприятие того, что требуется в академических кругах, большинство из которых имеют очень европоцентристское происхождение, для контекстуализации существующих знаний в современное время, стремясь при этом привнести динамичную систему педагогики. Я считаю, что она является тем человеком, которого должен знать и вдохновляться каждый, кто стремится посвятить свою жизнь преобразовательной практике преподавания, особенно в области социальных наук, и использовать свои привилегии в обществе для благородных целей.

Ссылки

  1. Амбедкар, Б., & Реге, С. (2013). Against the Madness of Manu (1st ed.). Нью-Дели: Navayana Publishing Pvt Ltd.
  2. Dhanagare, D. (2013). Шармила Реге (1964-2013) В поисках знаний для социальных преобразований. Economic and Political Weekly, 48(32), 25-27.
  3. Реге, С. (1997). Институциональный альянс между гендерными исследованиями и социологией. Economic and Political Weekly, 32(32), 2023-2027.
  4. Шармила Реге: Феминистка, социолог, сварщик | #IndianWomenInHistory. (2017). Retrieved 29 March 2021, from https://feminisminindia.com/2017/10/17/remembering-sharmila-rege/

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий