Ритуализм берет свое начало из теории напряжения Роберта Мертона. Согласно ему, напряжение в обществе возникает из-за того, что ресурсы в обществе должны быть поровну распределены между людьми для достижения культурных ценностей и целей. Когда у человека нет ресурсов для достижения целей, он использует другие способы достижения целей, исходя из этого Мертон назвал пять реакций, которые люди используют для адаптации к структуре общества, а именно; конформизм (это принятие культурных целей и ценностей и использование институционализированных средств для их достижения), инновация (это принятие культурных целей и ценностей, но не использование институционализированных средств для их достижения), бунт (создание новых целей и способов достижения этих целей), ретритизм (отказ от целей и способов их достижения из-за отсутствия успеха и принятие способов справиться с ними) и последний — ритуализм (отказ от целей, но продолжение работы в институционализированных рамках).
Ритуализм — это принятие того факта, что из-за своего положения в обществе они не могут получить полный доступ к материальным ресурсам, поэтому вместо того, чтобы бунтовать или участвовать в каких-либо незаконных способах достижения успеха, они просто отвергают эти цели, решают больше не стремиться к ним, но продолжают работать традиционным способом и прилагают столько же усилий, сколько и для достижения целей.
Часто ритуализм можно рассматривать как своего рода отклонение от нормативных способов работы и достижения целей, в том смысле, что здесь люди отвергают цели. Например, человек не стремится продвинуться в обществе, работая, чтобы заработать деньги. Ритуализм по-прежнему обеспечивает сохранение статус-кво, поскольку люди продолжают выполнять повседневные жизненные практики, даже если они не стремятся к цели.
Другой вид ритуализма наблюдался в бюрократиях, он известен как бюрократический ритуализм. Он проистекает из большего значения, которое придается правилам и предписаниям, которым человек должен следовать в формальной организации. Подчинение таким правилам становится более важным, чем общие цели, что приводит к отчуждению людей от своих целей. Важное значение придается малейшим деталям.
Другим типом ритуализма, который был замечен, является политический ритуализм. Часто мы можем обнаружить, что люди не очень хотят приводить к власти существующих кандидатов, поскольку они не удовлетворены их работой или считают, что политическая система сломана и не может достичь своих целей, однако, эти люди продолжают участвовать в процессе голосования. Здесь отказ от цели заключается в желании не приводить к власти ни одного из существующих кандидатов, в то время как участие в процессе голосования становится традиционным способом выполнения работы.
Таким образом, можно сказать, что ритуализм — это своего рода отклонение от соответствия принятия целей и выполнения работы, однако это отклонение не является негативным.
Ссылки
https://saylordotorg.github.io/text_sociology-understanding-and-changing-the-social-world-comprehensive-edition/s09-03-formal-organizations.html
https://saylordotorg.github.io/text_sociology-understanding-and-changing-the-social-world-comprehensive-edition/s09-03-formal-organizations.html