Сегодня средства массовой информации обладают наибольшим контролем в воздействии на общественное мнение. Они отвечают за взгляды людей на мир в целом. Сегодня СМИ не могут оставаться простыми нейтральными наблюдателями, а оказывают сильное влияние посредством анализа и репортажей (Neel, 2019). То, что мы часто принимаем за реальность, является ничем иным, как сконструированной реальностью. Эта сконструированная реальность — просто то, что СМИ хотят, чтобы мы знали и во что верили. У каждой монеты есть две стороны, но СМИ показывают нам только ту сторону, которую они хотят, чтобы мы видели; ту, которая наиболее удобна для них и работает в их пользу. Итак, какова же точная роль СМИ в этот «новый век СМИ» в воздействии на общественное мнение? Для этого важно понять, что приводит к подавлению правды и какие факторы влияют на освещение и анализ событий (Neel, 2019). В данной статье будет использована модель пропаганды Ноама Хомского и Эдварда Германа для понимания роли СМИ в современной Индии.
Введение
Manufacturing Consent: Политическая экономия средств массовой информации» Ноама Хомского и Эдварда Германа представляет собой эффективную основу для анализа функционирования СМИ. Часто ее называют одной из «самых влиятельных книг, когда-либо написанных о СМИ», «Manufacturing Consent» подробно объясняет «модель пропаганды». Несмотря на то, что книга была написана в 90-е годы, пять фильтров модели, влияющих на предвзятость редакции, работают и сегодня, в 21-м веке.21-м веке. Она помогает нам понять, как структурируются новости. Эта модель стремится объяснить, «как манипулируют населением и как благодаря этой пропаганде в сознании людей вырабатывается согласие с экономической, социальной и политической политикой» (Wajid, 2019). Она рассматривает «частные СМИ как бизнес, заинтересованный в продаже продукта читателям, зрителям и слушателям, а не в качественных новостях для населения» (Wajid, 2019). Это означает, что в капиталистическом обществе СМИ больше заинтересованы в максимизации своей прибыли, а не в предоставлении общественности фактов и качественных новостей.
Пять фильтров модели пропаганды
Модель пропаганды объясняется с помощью пяти фильтров — собственность, реклама, поиск источников, флейк и антикоммунизм.
Собственность:
Чомски и Херман объясняют, что СМИ обычно являются крупными корпорациями и компаниями. СМИ должны защищать интересы компании, и для этого они фильтруют информацию, поступающую в массы. Таким образом, новости проходят через процесс «самоцензуры». Возникает конфликт интересов, потому что любые новости, которые благоприятствуют компании, поощряются, а любые новости, которые могут навредить имиджу компании, отфильтровываются (Chomsky & Herman, 1988). В Индии большинство СМИ прямо или косвенно принадлежат политикам или людям с сильными политическими связями, поэтому эти СМИ осторожно относятся к новостям, направленным против правительства, опасаясь поставить под угрозу любые будущие контракты. Например, популярный канал Times Now является частью Times Group. Times Group принадлежит Bennet and Coleman, а Роберт Миндо, родственник Сони Ганди, имеет долю в группе. Соня Ганди является президентом партии Конгресс, поэтому новости, рассылаемые Times Group, часто оказываются в пользу этой партии.
Реклама:
Доходы, получаемые от рекламы, необходимы для выживания СМИ. Выживание и рост СМИ зависят от этих доходов. Доход, получаемый от рекламы, выше, чем доход от подписки и продаж. Если СМИ не может покрыть затраты на производство и получить прибыль в качестве стимула, ему придется либо повысить отпускную цену на свою продукцию, либо вообще прекратить производство. Повышение отпускной цены продукта в условиях жесткой конкуренции может не сработать, так как клиенты перейдут на другие, более дешевые альтернативы. Следовательно, необходимо, чтобы медиа-компании учитывали экономические, политические и социальные предпочтения рекламодателей, чтобы они были довольны и не теряли доходы. Это отражается в сообщениях, рассылаемых общественности, потому что они боятся потерять их как рекламодателей. Возьмем пример запрета на 2-минутную лапшу Nestle. Когда Maggi была запрещена в Индии из-за большого количества свинца, обнаруженного в лапше, это было во всех новостях; большинство газет и телевизионных каналов освещали эту историю. Однако, поскольку Nestle часто покупает огромные рекламные площади в газетах Times of India, TOI опубликовал едва ли 5 статей об этой проблеме и преуменьшил ее, чтобы не потерять доходы от Nestle.
Источник:
Следующая сенсация может разразиться в любой момент в любой точке мира, и медиа-компании не могут позволить себе размещать корреспондентов по всему миру. Вместо этого СМИ размещают корреспондентов и своих сотрудников в местах, где наиболее вероятно появление новостей, таких как Верховный и Высокий суды, здание парламента и т.д. Таким образом, они «вступают в симбиотические отношения с различными источниками информации» (Neel, 2019) Они вступают в такие отношения из-за отсутствия выбора. Такие источники считаются надежными, и любое СМИ или журналист, который ставит под сомнение надежность источника, может оскорбить их, и они могут перестать предоставлять им такую информацию в будущем. Таким образом, СМИ не публикуют никаких материалов, которые могут задеть интересы их информаторов, а в некоторых случаях публикуют материалы, не проверяя их достоверность. Примерами таких источников могут быть представители правительства, деловых фирм или публицисты. Возьмем пример с авиаударами в Балакоте в 2019 году. Когда индийская армия наносила авиаудары и бомбила определенные регионы Пакистана, единственным источником информации для СМИ были пресс-секретари правительства. Правящая в то время партия BJP выдавала информацию в таком виде, который выставлял их в хорошем свете, и поскольку они были единственным источником, у масс не было другого выбора, кроме как верить предоставленной им информации.
Флак:
Флейк — это негативная реакция на заявление СМИ (Chomsky & Herman, 1988). Флейк может быть разрушительным для любого СМИ и может принимать форму жалоб, судебных исков или любых дисциплинарных законодательных действий. Такие жалобы или действия могут исходить от правительства, компаний, рекламодателей или других лиц. Когда СМИ становится объектом нападок, затраты на юридическую защиту могут оказаться очень дорогостоящими. Кроме того, они могут потерять доходы от рекламы, так как многие рекламодатели, скорее всего, откажутся от услуг. Возьмем пример получившей широкую огласку сделки Rafale между индийским правительством и Францией. Анил Амбани, владелец компании Reliance Infrastructure, подал иски о клевете против нескольких новостных СМИ за то, что они поднимали «неудобные» вопросы и проблемы, связанные со сделкой. Эти иски привели к тому, что СМИ понесли серьезные убытки.
Антикоммунизм:
Чтобы заставить общество принять власть, часто создаются искусственные страхи (Chomsky & Herman, 1988). Фильтр антикоммунизма также называют фильтром «страха перед врагом». В последнее время СМИ часто обвиняют в поощрении общественного бдительности. Многие региональные новостные каналы дают советы по распознаванию «подстрекателей интеллигенции, скрывающихся на виду» (Wajid, 2019).
Заключение
Сегодня СМИ практически невозможно избежать пяти фильтров. Для того чтобы выжить в условиях конкуренции и развиваться, им в конечном итоге приходится уступать некоторым, если не всем фильтрам. СМИ в такой стране, как Индия, обладают тем большей силой влияния на общественный выбор, что большинство нашего населения не имеет доступа к образованию и поэтому легко попадает в ловушку СМИ. Большинство людей зависят от этих СМИ в получении информации и принимают решения на основе таких новостей. Только у независимых журналистов есть возможность избежать этих пяти фильтров, если таковые имеются.
Хотя все фильтры влияют на новости, которые мы получаем сегодня, на мой взгляд, первый фильтр, то есть право собственности, имеет наибольшее значение и влияние на новости, которые мы получаем. Например, сельский житель, не имеющий доступа к образованию, будет полагаться на газеты и радио для получения информации. Газета, которую он больше всего читает, или радиоканал, который он больше всего слушает, будут формировать его мнения и представления о текущих делах и т.д. Новости, которые он получает из этих источников, будут зависеть от владельцев СМИ. Таким образом, новости, которые он получает, будут крайне необъективными, особенно в отношении политики, поскольку большинство СМИ в стране, особенно региональные, принадлежат людям с политическими связями. Поэтому его мысли и идеи будут предвзятыми, и, сам того не зная, он будет склоняться в пользу той партии, которая владеет СМИ — источником его новостей. Следовательно, когда наступит сезон голосования, он автоматически проголосует за эту партию. Таким образом, политические партии могут манипулировать и контролировать долю голосов в стране. Захватив значительную часть населения с помощью своей пропаганды, они могут легко прийти к власти и контролировать страну.
Последствия пропагандистской модели огромны, и ее влияние пагубно для нации в целом. В то время, когда новости создаются на основе капитала и других подобных вариантов, СМИ остаются крайне разобщенными даже между собой. Говорят, что СМИ — это «четвертый столп демократии», но в современной Индии ничто уже не кажется демократическим.
Ссылки
Чомски, Н., & Херман, Е. (1988). A Propaganda Model, by Noam Chomsky (Excerpted from Manufacturing Consent). Retrieved 4 March 2020, from https://chomsky.info/consent01/.
Ваджид, С. (2019). Когда Индия идет на выборы, проходят ли ее СМИ тест Чомски на пять фильтров? [online] Quartz India. Available at: https://qz.com/india/1516311/indian-media-can-learn-from-noam-chomsky-ahead-of-2019-elections/ [Accessed 20 Apr. 2019].
Mehak Neel; With the Indian elections round the corner, does the media pass the five-filter test? (2019).
Инглиш, А. (2018). The Manufacturing Consent Noam Chomsky’s revisited | The Listening Post [Video]. Al Jazeera English.