Чтобы полностью понять, что такое неприкасаемость, как и почему она практикуется, мы должны сначала понять, что в Индии существует «четырехчастная система», которая делит население на четыре варны или группы, а именно брамины, кшатрии, вайшьи и шудры. Они расположены в иерархии и соблюдают правила чистоты и загрязнения (высшие касты являются самыми чистыми, а низшие — нечистыми).
Таким образом, неприкасаемость — это форма социальной изоляции, которая практикуется в отношении низших, нечистых каст — шудр — и других изгоев, известных как панчамы. Эта группа людей должна выполнять различные «непочтительные» работы, такие как уборка мусора, подбирание мертвых тел, чистка туалетов и т.д.
Эти неприкасаемые стали известны как «далиты», термин, который был придуман Б.Р. Амбедкаром после отказа от терминов «хариджаны» — люди бога (придуманного Махатмой Ганди) и «угнетенные классы». Многие другие, такие как Джотиба Пхуле, внесли свой вклад в возвышение далитов.
Существует две теории происхождения неприкасаемости: первая — захват дравидов арийцами и последующее распространение арийского влияния и, следовательно, системы варн на юге. Вторая — теория «смешанной касты», которая подразумевает, что система варн предписана Богом, а все, кто выпадает за пределы кастовой системы или системы варн, являются следствием незаконных сексуальных союзов между мужчинами и женщинами.
Неприкасаемость характеризуется определенным избеганием физических контактов, социальными санкциями, социальной инвалидностью и поддержанием социальной дистанции в попытке сохранить чистоту индивидуума. Необходимо обеспечить сохранение этой социальной дистанции между высшими и низшими кастами. Низшие касты считаются настолько нечистыми, что простое прикосновение к ним считается загрязняющим. Существует понятие дистанционного загрязнения, которое существует во многих регионах Южной Индии, например, тень неприкасаемого считается загрязняющей. Кроме того, в случае загрязнения высшие касты должны пройти через ритуал очищения.
В кастовой системе существуют строгие правила разделения пищи и брака, которые также обеспечивают поддержание социальной дистанции между классами. Неприкасаемость зависит от кастового положения человека, например, шудры относятся к далитам как к неприкасаемым, но в то же время другие высшие касты относятся к ним как к неприкасаемым. Существует три аспекта неприкасаемости: исключение, подчинение и унижение. Здесь важно отметить, что в то время как другие низшие касты также сталкиваются с подчинением и исключением, унижение, однако, характерно именно для далитов.
Мы видим, что далиты подвергаются дискриминации по различным признакам, их не пускают в те же храмы, что и представителей высших каст, их также не пускают в те же школы, что и представителей высших каст, им предоставляют отдельные колодцы и т.д.
В положении далитов сегодня произошли различные изменения, которые можно проследить по различным движениям, таким как движение «Далит Пантер» в 1970-х годах в Махараштре, которое сыграло важную роль в популяризации термина «Далит».
Также наблюдается рост представительства далитов, как это видно на примере Уттар-Прадеша, где Бахуджан Самадж Партия выступила за представительство далитов и их возвышение.
Мы видим, что сегодня неприкасаемость более заметна в сельской местности, чем в городах, и хотя многие далиты оставили традиционные профессии, есть много тех, кто все еще занимается ими.
Ссылки
https://www.sociologyguide.com/socio-short-notes/untouchability-as-practiced.php
https://anubhokar.files.wordpress.com/2018/06/book-2-tusharanshu.pdf
ncert- индийское общество— модели неравенства и исключения — глава 5