Наблюдательные исследования: Этапы, типы, преимущества, недостатки

Наблюдательные исследования относятся к качественным и неэкспериментальным исследованиям, целью которых является систематическое наблюдение, запись и анализ конкретного общества, культуры, поведения и отношения. Наблюдение является неэкспериментальным, так как не манипулирует никакими переменными.

Шаги, предпринимаемые при проведении наблюдательного исследования, обычно включают в себя:

  1. принятие решения о целях исследования
  2. выбор группы для наблюдения
  3. Выбор метода наблюдения
  4. Получение доступа в группу
  5. установление взаимопонимания с участниками
  6. Проведение исследования путем наблюдения и записи поведения, установок и убеждений в течение определенного периода времени
  7. Выход из исследовательской среды наблюдения
  8. Анализ данных, которые были записаны
  9. написание отчета и представление полученных результатов

(Бейли, 1994)

Наблюдательные исследования обычно подразделяются по следующим признакам:

Степень структурированности среды:

  • Натуралистическое (или «неучастное») наблюдение: Этот тип наблюдения применяется в естественной обстановке, когда объект наблюдения наблюдается просто в том виде, в котором он существует, внешним наблюдателем. Объект может варьироваться от групповой динамики до исследования конкретного племени, отношения к гендеру в университете и т.д. Социологи обычно используют этот тип наблюдательного исследования для изучения культурных практик, систем верований, социальных обычаев и табу социальной группы. 
    • Наблюдение за участниками: этот тип исследования относится к натуралистическому наблюдению, поскольку проводится в естественной обстановке. Оно требует, чтобы исследователь (скрыто или открыто) участвовал или погружался в изучаемую среду, становясь частью наблюдаемого сообщества и делая выводы на основе своего опыта. Открытое участие подразумевает, что участники знают, что за ними наблюдают и их изучают, в то время как скрытое участие подразумевает, что исследователь будет действовать как член группы, изучаемой им без ведома других. Одно из первых зарегистрированных применений этого метода было в начале 19 века.19-го века Джозефом Мари, который стремился понять коренных американцев, став одним из них, заявив, что «именно изучив их язык, мы станем их согражданами (Gaille, 2020)».
    • Контролируемое наблюдение: Когда окружающая среда должна быть ограничена структурой, исследователь использует метод контролируемого наблюдения. Это тип исследования наблюдения, который применяется в основном в психологических исследованиях и в области маркетинга. Контролируемое наблюдение служит исключением из неэкспериментального критерия наблюдательных исследований, поскольку этот метод наблюдает за поведением в контролируемых лабораторных условиях. Неконтролируемое наблюдение» подразумевает просто натуралистическое наблюдение в неструктурированной среде.

Степень структуры, навязанной исследователем окружающей среде

  • Структурированное наблюдение: Этот тип наблюдения использует определенную структуру для наблюдения, категоризации и записи поведения.
  • Неструктурированное наблюдение:  Этот тип наблюдения подразумевает отсутствие конкретных рамок, диктующих, когда, как и какое поведение должно быть зафиксировано. Он подразумевает открытый подход к предмету исследования, при котором исследователь записывает практически все, что наблюдает, просеивая данные на более позднем этапе.

К другим типам исследований наблюдения относятся:

  • Косвенное наблюдение: В случае, когда исследователь не может провести свое исследование в естественной среде обитания объекта, он вынужден прибегнуть к косвенному наблюдению. Это самый неинвазивный метод исследования, при котором исследователь собирает первичную информацию, используя методы физического отслеживания, такие как меры эрозии. Меры эрозии — это изучение материалов и их состояния для того, чтобы сделать окончательные выводы; например, исследователь может изучить пол в музее, чтобы узнать, какие экспонаты пользуются наибольшей популярностью. Социальные антропологи и археологи могут использовать этот тип наблюдательных исследований, чтобы сделать выводы об исторических обществах.
  • Прямое наблюдение: Прямое наблюдение, противоположное косвенному наблюдению, включает в себя многие из вышеупомянутых типов наблюдательных исследований, в том числе натуралистическое наблюдение и наблюдение участников.

Наблюдательные исследования, независимо от типа, имеют множество преимуществ и недостатков, описанных ниже.

Преимущества наблюдательных исследований:

  1. Недорого: Наблюдательные исследования относительно недороги в проведении, поскольку исследователям требуется минимум ресурсов для проведения наблюдений, и никакими переменными нельзя управлять или манипулировать. Социолог просто наблюдает за уже существующими явлениями, такими как динамика групп интересов или конкретного общества в его естественных условиях, поэтому ему не нужно выделять много ресурсов для проведения наблюдений.
  2. Гибкость: Наблюдательные исследования могут похвастаться несколькими типами в рамках дихотомии «естественный/участник», такими как открытое/скрытое участие, кейс-стади и архивные исследования, что позволяет выбрать схему, наиболее подходящую к их исследовательскому вопросу.
  3. Большая экологическая валидность: Экологическая валидность относится к реальному применению результатов исследования в реальном мире: а поскольку наблюдательные исследования проводятся в естественной обстановке, все наблюдения делаются «из реального мира», что приводит к большей экологической валидности по сравнению с другими методами исследования, которые проводятся в экспериментальных или лабораторных условиях, где участники могут давать неточные самоотчеты о своем поведении. Исследование под наблюдением устраняет расхождение между заявленным и реализованным поведением, наблюдая фактическое поведение в действии.
  4. Позволяет фиксировать изменения: Наблюдение за субъектом в его естественной обстановке может помочь исследователям зафиксировать изменение отношения и динамику поведения субъекта. Например, если социолог изучает динамику в многонациональном обществе, у него есть возможность наблюдать, как меняются мнения и установки каждой социальной группы. Исследователь сможет выявить повторяющиеся модели поведения, а также те, которые возникают случайно.
  5. Открытый: Наблюдательные исследования обычно полуструктурированы, что позволяет исследователям свободно работать в более широких рамках. Исследователи могут свободно наблюдать и анализировать множество вещей, а гибкость/бессрочность этого стиля исследования позволяет исследователям адаптировать свои исследования, чтобы учесть больше наблюдений, которые представляют ценность для их исследования, например, интересные явления, дополняющие поведение группы, которые исследователи изначально не собирались изучать. Эта особенность позволит социологу, например, зафиксировать новое поведение или отношение изучаемой им социальной группы и включить его в свое исследование, так как это может помочь исследованию.
  6. Некоторые преимущества, присущие только наблюдению участника, включают:
  • Варианты: Исследователи могут выбрать скрытое или открытое участие, выбирая ту роль, которая лучше всего соответствует характеру их работы. Исследователь может выбрать скрытое изучение племени амазонок, но может выбрать изучение групповой динамики в межэтнической группе экологов, участвуя в этой группе под видом ее члена. Оба эти варианта позволяют получить достаточное количество описательной информации для анализа.
  • Внутренний взгляд на общество или явление: Наблюдательные исследования позволяют исследователям изучать людей в их родной среде, чтобы понять предмет своего исследования таким образом, который не был бы понят иначе. Невербальные сигналы и нефильтрованные ответы записываются в мельчайших подробностях в ходе скрытого наблюдения за участниками. Например, если исследователь наблюдает за гендерной динамикой в совместной средней школе, он сможет собрать информацию об отношении и восприятии через обмен сплетнями, взгляды и другие невербальные сигналы, которые могут не проявиться естественным образом, если бы участники находились в лабораторных условиях.
  • Более детальные наблюдения: Проведение большого количества времени в обществе, социальной группе или культуре дает очень специфическую этнографическую информацию. Некоторые исследователи проводят годы, живя в обществе или участвуя в социальной группе, что позволяет им со значительными подробностями зафиксировать тонкости этого общества или социальной группы.

Читайте также: Методы выборки

Недостатки обсервационных исследований

  • Малый масштаб: Наблюдательные исследования чаще всего проводятся в небольших масштабах, и поэтому может отсутствовать репрезентативная выборка, что, соответственно, ставит под угрозу обобщаемость наблюдений. Исследователи могут принять продольный фокус при изучении, например, одного конкретного муниципального колледжа. Информация, полученная о студентах этого колледжа, будет специфична для данного колледжа и не может быть обобщена для всех.
  • Менее надежный: Поскольку наблюдение за явлением в его естественной среде сопровождается присутствием бесчисленных посторонних переменных, которые невозможно контролировать, исследование нелегко воспроизвести, и оно менее надежно, чем другие методы исследования, включая контролируемые наблюдения. Например, полевые исследования могут сопровождаться рядом переменных, не зависящих от исследователя, включая погоду, групповой спор, конфликт и т.д.
  • Невозможно установить причинно-следственные связи: Отсутствие контроля исследователя над наблюдаемым явлением значительно затрудняет установление причинно-следственных факторов и результирующего поведения. Наблюдения становятся более описательными, а не аналитическими, и невозможно сделать существенные выводы, позволяющие прогнозировать.
  • Исследователи должны быть высококвалифицированными & Знающими: Исследователи должны быть квалифицированными и обученными, чтобы распознать социологически значимые аспекты ситуации. В зависимости от характера исследования, метод наблюдения требует от исследователя принятия одной или нескольких ролей и использования нескольких техник, таких как наблюдение с помощью всех пяти органов чувств, чтобы получить полное понимание изучаемого объекта. Исследователи часто тратят годы на проведение вторичных исследований, изучение нового языка и знакомство с культурой, чтобы принять участие в исследовании.
  • Время: Наблюдательные исследования чаще всего отнимают много времени. Исследователи предпочитают провести несколько месяцев, а иногда и лет, наблюдая за объектом своего исследования, чтобы получить полное представление о явлении, которое они изучают. Как упоминалось выше, исследователи также тратят несколько месяцев на планирование, изучение и подготовку к полевым исследованиям.
  • Предвзятость наблюдателя: Одной из самых больших и часто повторяющихся проблем в исследованиях наблюдений является предвзятость наблюдателя. Поскольку социальная реальность относительна, наблюдения могут отражать ряд предубеждений, которыми обладает исследователь. Некоторые компоненты, такие как личные убеждения и предпочтения, могут затуманить восприятие исследователя, и его наблюдения могут отражать их предвзятость. Исследователи часто имеют гипотезу, которая может стать причиной суждения и заставить исследователя видеть только то, что он хочет видеть, чтобы подтвердить свою гипотезу. Таким образом, предвзятость наблюдений чрезвычайно опасна, поскольку она сильно подрывает достоверность результатов.
  • Хоторнский эффект: На поведение изучаемых людей часто влияет присутствие исследования, поэтому многие предпочитают скрытое участие. Следовательно, наблюдения и умозаключения могут размывать реальные явления, что приводит к неточным результатам.
  • Внешний & Дистанционное наблюдение: Наблюдения часто проводятся на расстоянии, и это может помешать всестороннему пониманию изучаемого объекта, поскольку исследователь не может видеть или слышать значимые события или обмен мнениями. При натуралистических наблюдениях исследователь не может уточнить или расспросить о том, что он наблюдает, он может только записывать и субъективно анализировать свои наблюдения. Это приводит к беспредметным умозаключениям. Более того, единственный способ для исследователя, проводящего натуралистическое наблюдение, получить полную картину — это фиксировать данные с помощью изображений, видео- и аудиозаписей, что влечет за собой множество этических последствий.
  • Сложность записи: В исследовании с участием наблюдателя исследователь может испытывать трудности с ведением записей и составлением письменного отчета о своих наблюдениях, что часто приводит к тому, что он полагается на свою память, чтобы воспроизвести наблюдение на бумаге. Это может привести к неточным наблюдениям, которые могут отражать предвзятость наблюдателя.
  • Доступ: Получение доступа к определенному сообществу или социальной группе является сложной задачей, если люди, входящие в эти группы, не хотят, чтобы их изучали. Некоторые общества, племена и социальные группы физически недоступны и могут быть закрыты для посторонних.
  • Этические вопросы: Скрытое участие вызывает широкий спектр этических осложнений, поскольку участники исследования не знают, что за ними наблюдают, их поведение записывают и анализируют, а значит, не могут дать согласие. Информированное согласие, являющееся одним из наиболее важных аспектов любого исследования, поднимает множество этических вопросов о скрытом участии в наблюдениях.
  • Микроскопические: Большинство исследований наблюдения собирают только ситуативные данные и имеют относительно минимальную пользу (из-за низкой обобщающей способности и малой репрезентативной выборки) для большего объема социологических исследований. Изучение подхода коренных гавайцев к гендеру позволит сделать выводы, характерные исключительно для коренного населения Гавайев, и не добавит ничего нового к существующей литературе. Если же социолог или исследователь решит потратить больше времени на изучение подхода к гендеру других коренных общин, которые были колонизированы, например, общины маори или коренных американцев, это может внести большой вклад в социологические исследования, но опять же потребует значительного количества времени на наблюдение.
  • Отсутствие статистического представления данных: За исключением случаев, когда в исследовательском дизайне используется подход смешанных методов, большинство наблюдательных исследований являются полностью качественными, и результаты не могут быть представлены статистически. Наблюдательные исследования не допускают использования анкет или опросов, следовательно, не могут содержать никаких количественных данных.

Читайте также: Качественные и количественные методы

Наблюдательные исследования имеют огромное количество преимуществ и недостатков. Очевидно, что не все перечисленные плюсы и минусы применимы к каждому исследовательскому проекту, но некоторые из них имеют место, и важно отметить, что этот метод исследования должен быть адаптирован к явлениям, которые вы хотите изучить. Каждый исследовательский вопрос требует своего подхода, и стиль исследования наблюдения может быть изменен в соответствии с целями исследования.

Ссылки:

Гейл, Луиза. «21 преимущество и недостатки наблюдения за участниками». Vittana.org, 3 февраля 2020 г., vittana.org/21-advantages-and-disadvantages-of-a-participant-observation. 

Маклеод, С. А. (2015, 06 июня). Методы наблюдения. Просто психология. https://www.simplypsychology.org/observation.html

Ciesielska, Malgorzata, et al. «Observation Methods.» Qualitative Methodologies in Organization Studies, 2017, pp. 33-52., doi:10.1007/978-3-319-65442-3_2.

Бейкер, Линда М. «Наблюдение: Сложный метод исследования». Library Trends, vol. 55, no. 1, 2006, pp. 171-189., doi:10.1353/lib.2006.0045.

Бейли, К. (1994). Наблюдение в методах социальных исследований. Simon and

Schuster, 4th ed. The Free Press, New York NY10020. Ch 10. Pp.241-273.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий