Мышление в психологии можно определить как «когнитивное поведение, в котором переживаются или манипулируются идеи, образы, ментальные репрезентации или другие гипотетические элементы мышления». Мышление включает в себя воображение, запоминание, решение проблем, формирование концепций и многие другие процессы. Можно сказать, что мышление имеет две определяющие характеристики:
- Оно скрыто и не поддается прямому наблюдению, а должно быть выведено из действий и/или самоотчетов.
- Оно символично и предполагает работу с ментальными репрезентациями («мышление», n.d.).
В этой статье речь пойдет о том, как психологи мыслят и почему это важно для понимания процесса исследования в психологии.
История психологических школ мышления
До Второй мировой войны в психологии существовали две основные школы мышления: североамериканская и немецко-австрийская. Немецкая школа психологии склонялась к качественным описаниям и подробным объяснениям, а не просто к объективным оценкам. Они рассматривали различные аспекты психики как части сложного целого и изучали взаимосвязь между целым и частями. Немецкая психология также была озабочена пониманием отдельных случаев и анализом исключений. Она также изучала индивидуальные различия, которые не поддаются количественной оценке. Немецкая психология фокусировалась на сборе фактов и информации и была больше озабочена сбором информации, чем составлением прогнозов (Toomela, 2007).
После Второй мировой войны немецко-австрийская школа мысли потеряла популярность в основной психологии, и теперь мы следуем американской школе мысли. Некоторые из ограничений этой школы мысли возникают из-за отсутствия вышеупомянутых характеристик немецкой школы мысли. Психологическое тестирование и эксперименты, проведенные без учета контекстуальных деталей, могут привести к тому, что мы не увидим полной картины. Американская школа мысли также сосредоточена на обобщении правил для группы, а не на изучении исключений и понимании нюансов. Современная психология сосредоточена на накоплении фактов, а не на мышлении. Однако это также означает, что большое значение придается строгим научным процедурам, нацеленным на объективность (Toomela, 2007).
Процесс психологического исследования
Исследование обычно начинается, когда исследователь делает интересное наблюдение, которое он хотел бы изучить дальше. Исследование является неотъемлемой частью науки и научного метода. После того как наблюдение было сделано, исследователь использует теории, чтобы понять и объяснить наблюдение. Теории также важны для установления связей между различными наблюдениями и концепциями, а также для составления прогнозов относительно будущих наблюдений. Эти прогнозы называются гипотезами. Эти гипотезы должны быть подтверждены с помощью исследований, чтобы создать основу знаний и получить дополнительную уверенность в теории (Gray et. al., n.d.).
Психологи используют различные методы для проведения исследований, чтобы описать и предсказать поведение людей. К ним относятся исследования конкретных случаев, которые представляют собой углубленное изучение одного или нескольких человек; опросы, которые полезны для сбора данных от большого числа людей об их мнениях, установках и поведении; натуралистические наблюдения, которые включают в себя наблюдение за поведением в естественных ситуациях и формирование выводов из них (Gray et. al., n.d.).
Читайте также: 10 знаменитых психологов и их вклад в развитие психологии
Мышление как психолога в исследованиях предполагает понимание теорий, которые могут объяснить ваши наблюдения, создание гипотез, логически вытекающих из теорий, и разработку дизайна исследования, который лучше всего подходит для доказательства гипотезы. Для психологов также важно понимать и применять на практике научный метод исследования. В области психологии существует множество псевдонаучных утверждений, и важно отличать их от реальных научных данных. Основными характеристиками научного исследования являются:
- Эмпирическим, т.е. основанным на опыте.
- Повторяемость, т.е. результаты исследовательского проекта должны быть воспроизводимы другими исследователями в будущем.
- Самокорректирующейся, т.е. сбор новых доказательств должен приниматься для получения твердых выводов, а противоречивые доказательства должны использоваться для пересмотра и корректировки существующих знаний.
- Опирается на строгое наблюдение, т.е. методы исследования, используемые в науке, тщательно подбираются и контролируются исследователем для получения достоверных выводов.
- Стремится к объективности, т.е. разные исследователи должны делать одинаковые наблюдения в одной и той же ситуации и не делать наблюдений, основанных на личных предубеждениях. Объективность в психологии несколько затруднена, поскольку поведение человека часто меняется, поэтому исследователи в психологии используют операциональные определения, которые уточняют, что именно изучает концепция, как она будет измеряться и определяет, какое поведение необходимо наблюдать (Gray et. al., n.d.).
Поэтому психолог, проводящий исследование в своей области, будет думать не только о наблюдениях и теориях, но и о том, является ли используемый им метод исследования научным по своей природе и может ли он дать надежную и достоверную информацию. Именно это отличает настоящего психолога от псевдопсихолога.
Критическое мышление как психолог
Большинство людей пытаются понять и объяснить поведение, которое они наблюдают ежедневно, например, почему этот человек выбрал один колледж, а не другой, или почему два человека плохо ладят друг с другом. Однако это направление мышления не предполагает научного метода, о котором мы говорили выше. Такой поиск объяснений в обычных действиях, которыми люди занимаются без научных исследований, называется наивной или интуитивной психологией. Интуитивное мышление подвержено многим предубеждениям и ошибкам. Некоторые из часто совершаемых ошибок: ошибка атрибуции, которая заключается в объяснении поведения человека только с помощью его личности и склонностей и без учета внешних факторов; ошибки статистических рассуждений, которые представляют собой оценки частоты наступления того или иного события, не основанные на сборе данных или точных расчетах; ошибки самоуверенности, которые заключаются в убеждении, что человек прав чаще, чем на самом деле, и что его объяснения более точны, чем на самом деле. Ошибки самоуверенности также можно объяснить некоторыми распространенными предубеждениями в мышлении, такими как предубеждение заднего вида, когда люди считают, что они могли бы точно предсказать событие после того, как оно произошло. Они склонны думать, что «знали с самого начала», что это событие должно было произойти, и оно было неизбежным. Предвзятость подтверждения — еще одна распространенная предвзятость мышления, когда люди замечают и обращают внимание только на ту информацию, которая согласуется с их убеждениями и установками. Ложный консенсус — это предубеждение, при котором люди склонны переоценивать количество людей, согласных с ними и разделяющих их убеждения (Gray et. al., n.d.).
Поэтому, как психолог, человек должен осознавать свои предвзятые представления и оспаривать собственные устойчивые убеждения о мире, не основанные на фактах и доказательствах. Психологи должны быть открыты для изменения своего мнения и признания своей неправоты. Например, психолог, который считает, что наказание является хорошим методом пресечения нежелательного поведения, не может основывать свою гипотезу только на этом убеждении, ему необходимо найти научные теории, подкрепленные доказательствами, которые также поддерживают это утверждение. Источник научной информации также имеет решающее значение. Из-за характера содержания, обсуждаемого в психологии, многие люди, которые не обязательно являются экспертами, делают заявления и распространяют информацию, которая может быть не очень надежной. Лайф-коучи, авторы книг по самопомощи, не имеющие квалификации в области психологии, обычно дают советы в областях, касающихся психологии. Очень важно найти квалифицированных исследователей и ученых в области психологии и использовать их в качестве источников информации. Необходимо также тщательно анализировать процесс исследования, чтобы убедиться в отсутствии противоречий или неправильного представления фактов. Как психолог, важно также критически относиться к информации, представленной в чрезмерно упрощенном виде. Сюда относится информация, которая не содержит подробностей и нюансов исследования, а только обсуждает информацию, имеющую шокирующее значение. Сюда относятся корреляционные исследования, которые представляются как причинно-следственная связь, хотя это неверно (Gray et. al., n.d.).
Читайте также: 10 лучших книг по психологии для студентов
Поэтому психолог должен обладать критическим мышлением, основанным на научном подходе. Они должны быть открыты для критики и переоценки своих убеждений и идей. Важно понимать, что «идеи здравого смысла» не всегда верны и могут быть опровергнуты исследованиями.
Ссылки:
Грей К., Арнотт-Хилл Э., Бенсон О. Введение в психологию. Pressbooks.
Мышление. APA Dictionary of Psychology. Получено 30 мая 2021 г. с https://dictionary.apa.org/thinking.
Тумела, А. (2007) Культура науки: Странная история методологического мышления в психологии. Интегративная психологическая и поведенческая наука. 41, 6-20. https://doi.org/10.1007/s12124-007-9004-0.