Мулан: Феминистская икона в диснеевской франшизе о принцессах

Мулан: Бросая вызов и изменяя представления о гендере в Disney

В настоящее время студия Disney является одной из крупнейших компаний в индустрии развлечений. Одним из наиболее значимых видов продукции является работа их анимационной студии. Disney производит анимацию с 1937 года, когда был создан дебютный мультфильм «Белоснежка». Белоснежка» стала частью длинного ряда художественных фильмов, известных как «франшиза о принцессах». Франшиза «Принцессы» известна тем, что создала серию диснеевских принцесс, которые выступают в качестве главных героинь фильмов. Это стало важной вехой в представлении женщин в качестве главных героинь. Однако это весьма проблематично, поскольку некоторые из этих принцесс характеризуются как жертвы, которых спасает «прекрасный принц». Это понятие было построено на идиоме «девушка в беде». Большинство этих принцесс были построены по одной и той же сюжетной линии, где спасается светлая, стройная, кавказская девушка. 

Это представление было создано в угоду взглядам консервативной, в основном белой, аудитории патриархального общества. Этот образ начал меняться с появлением Жасмин, ставшей первой некавказской принцессой, и Покахонтас, ставшей первой принцессой, спасшей своего принца. Обе принцессы до сих пор известны благодаря истории о том, как женщины становятся любовными интересами мужчин. Однако первым фильмом, бросившим вызов гендерным ролям, разрушившим стереотипы и «типичную» диснеевскую принцессу, стала Мулан. Несмотря на то, что она не была настоящей принцессой, ее изначально добавили в фильм для представления азиатского населения. Однако она стала легендарной фигурой во франшизе. Ее считают легендой за то, что она бросила вызов гендерным ролям, разрушила представление о «девушке» в беде и бросила вызов патриархату. В следующей статье рассматриваются изображения чести, гендерные роли и феминистские подходы к анализу фильма.

Предыстория

Действие фильма «Мулан» 1998 года происходит в Китае, где гунны вместе со своим вождем Шань Юем вторгаются в Китай. Страх перед тем, что ее раненый отец отправится на войну, побуждает ее пойти на войну вместо него, переодевшись в мужчину (Пин), несмотря на возможные последствия быть убитой за то, что она женщина. Предки Мулан посылают ей спутника, дракона по имени Мушу, чтобы он составил ей компанию. Ее командир Ли Шанг сначала просит ее уйти, но благодаря своему упорству Мулан учится сражаться, дружит с несколькими солдатами и уничтожает армию гуннов.  Однако, узнав, что она женщина, Ли Шан не убивает ее за измену, несмотря на то, что советник императора Чи-Фу настаивает на наказании, так как она спасла его во время схода лавины. Поэтому Ли Шан бросает ее в горах. Однако Мулан слышит голос Шань Юя и, узнав, что гунны живы, возвращается в город, сражается с гуннами и спасает Китай.

Понятие чести

Коллективистские культуры, такие как Китай и некоторые другие страны Азии, сознательно заботятся о сохранении чести семьи в обществе. В Индии и большинстве коллективистских культур от женщины ожидается, что она будет поддерживать честь семьи, оставаясь непорочной до тех пор, пока ее не выдадут замуж. Мулан подчеркивает это в форме впечатления от сватовства, чтобы найти мужчину. В фильме понятия о чести изложены в песне под метким названием «Честь для всех нас».

В песне есть слова, которые определяют единственный способ принести честь («Девушка может принести семье большую честь одним способом — удачным сватовством»), определяют, чего хотят мужчины от «хорошей женщины» («Мужчины хотят девушек с хорошим вкусом, спокойных, послушных, которые работают быстро, с хорошим воспитанием и маленькой талией») и определяют, как мужчина и женщина могут служить императору («Мужчина — нося оружие, девушка — рожая сыновей»). Это определяет роли мужчин и женщин, что используется для представления зрителям патриархального общества. От женщин ожидается, что они должны «выполнять свои обязанности спокойно и уважительно, размышлять, прежде чем действовать, что принесет честь и славу». Мулан не удается произвести впечатление на сваху, и поэтому она «никогда не принесет чести своей семье». Мулан считает, что она никогда не принесет чести своей семье за то, что она сама по себе.

Однако, когда ее отцу приказывают служить, Мулан заступается за него, из-за чего отец обвиняет ее в том, что она обесчестила его разговором с Чи Фу, поскольку женщины не должны говорить за мужчину. Пока Мулан спорит с отцом, что он умрет, он говорит, что это ради чести, и она должна выполнить свою роль, выйдя замуж. Мулан бросает ему вызов, предлагая занять его место на войне. Она полна решимости и сражается, чтобы спасти свою страну. Несмотря на ее победу, Чи-Фу повторяет, что она ничего не стоит, потому что она женщина. Однако она приносит честь своей стране и своей семье, взяв на себя то, что считается мужским способом принесения чести.

Отмена гендерного фактора

Гендерные роли очень заметны в фильмах Disney, где обычно женщины изображаются как принцессы, королевы или домохозяйки. Принцессы Диснея являются для большинства маленьких детей кумирами, на которых они равняются как на образцы для подражания. Мулан, однако, воплощает мужские качества, такие как храбрость, независимость, настойчивость, в отличие от диснеевских принцесс. Мулан превращается в мужчину (Пин), чтобы пойти в армию вместо больного отца. Она обрезает волосы, одевается как мужчина и благодаря дисциплине и решительности становится одним из лучших солдат в армии. Если обратиться к понятию «девушка в беде», Мулан сражается за себя и свою страну, воплощая идеал спасительницы, который ранее был присущ только мужчинам. Если посмотреть на диснеевских принцесс в истории, то все остальные принцессы, кроме Мулан, предстают в традиционно женской одежде. Мулан — единственная диснеевская принцесса, которая одевается как мужчина. Она также единственный женский персонаж, который сражается с мужчиной физически. Хотя Мулан обновляет гендерные ожидания женщин, она также вводит понятие изменчивости гендерного выражения.

В качестве примера Мулан использует тексты песен, чтобы создать представление о гендерных ожиданиях. Как уже говорилось, песня «Честь всем нам» диктует ожидания идеальной женщины. Образ идеальной женщины показан в самом начале, когда Мулан одевают в женскую одежду и заставляют нанести традиционный макияж. В фильме также есть песня «I’ll Make A Man Out of You», где дается определение идеального мужчины. Некомпетентность мужчин сравнивается с женщиной (они прислали мне дочерей, а я просил сыновей). В песне часто повторяется фраза «be a man», чтобы определить, каким должен быть «идеальный» мужчина. В ней говорится, что мужчина должен быть быстрым, как стремительная река, со всей силой великого тайфуна и мощью бушующего огня, которые являются традиционными мужскими качествами. Хотя Мулан велено уходить, она хочет остаться и учится быть воином, где она физически сражается с Ли Шангом, которому ранее проиграла, и побеждает его. Мулан решительно настроена на борьбу, но ей неприятно, что мужчины поют песню «A Girl Worth Fighting For» во время их путешествия, поскольку в ней мужчины говорят о том, чего бы они хотели, чтобы их жены делали (и служили им). В песне есть такие слова, как «хочу ее бледнее луны с глазами, сияющими как звезды», «моя девушка будет думать, что у меня нет недостатков». Когда Мулан спрашивают, она отвечает: «Как насчет девушки, у которой есть мозги, которая всегда говорит свое мнение?», что другие мужчины считают скучным, поскольку это возвращает их к представлению о том, что женщина должна быть покорной и на нее должны смотреть.

Две самые знаковые сцены в «Мулан», которые деконструируют гендер, — это сцены переодевания. Превращение Мулан из женщины в мужчину (Пин) — одна из таких сцен. Мулан обрезает волосы и переодевается в мужчину, оставляя свой цветочный гребень (женский предмет) вместо приказа служить (мужской предмет), — это первый случай, когда Дисней изобразил переодевание главного персонажа. Однако вторая сцена с переодеванием, где переодеваются друзья Мулан из армии (которые пели о том, чего они хотят от женщины (A Girl Worth Fighting For) и были «превращены в идеального мужчину» в конце песни «I’ll Make A Man Out Of You»). Они одеваются как женщины, чтобы выглядеть похожими на Мулан, когда она наряжается для встречи со свахой. Когда мужчины переходят от мужского военного наряда к женскому, на заднем плане звучит песня «I’ll Make a Man Out of You». Это намекает на то, что воплощение женского наряда не делает их менее «мужчинами», поскольку они по-прежнему сохраняют мужские черты, такие как храбрость, сила и их роль солдат. Мужчины носили женственную одежду и макияж, что можно рассматривать как создание «гендерных проблем», бросая вызов нормам одежды и разрушая гендерные стереотипы.

Философ Джудит Батлер говорит о перформативном гендере, когда общественные нормы, подкрепляющие идею гендера как такового, вместо того, чтобы быть женщинами или мужчинами, побуждают индивидов действовать как женщины и мужчины, создавая тем самым категории женщин и мужчин. Адаптация того, что Батлер называет «гендерными проблемами», бросая вызов бинарности, способствует освобождению гендерных норм, что видно в конце фильма.

Феминистские подходы в фильме «Мулан

Мулан стала первой в истории диснеевской принцессой, воплотившей мужские черты, такие как одежда, храбрость и сила. До Мулан были такие фильмы, как «Покахонтас», где женщина спасала мужчину, но Мулан совершает скачок и входит в «мужской мир», чтобы сражаться. Для сравнения, фильмы, добившиеся успеха, такие как «Храбрая» и «Моана», придерживаются более либерального феминистского подхода. Хотя у этих фильмов сильная главная роль, они сосредоточены на утверждении либеральных феминистских взглядов на то, что гендерные различия не основаны на биологии, и поэтому женщины и мужчины не так уж сильно отличаются друг от друга. Хотя это способствует продвижению таких фильмов, как «Моана», где она решается спасти свое племя, и «Храбрая», где Мерида решается найти помощь в превращении своей матери обратно в человека, эти женщины воплощают и берут на себя роль «спасителя» мужчины. Либеральный феминизм сосредоточен на демонстрации дискриминации женщин в обществе. Он не обращает внимания на внутренние различия между мужчинами и женщинами, что приводит к процветанию патриархата.

Однако в случае с «Мулан» фильм использует радикальный феминистский подход с намеками на либеральный феминизм. Мулан на протяжении всего фильма рассматривает повсеместное угнетение и эксплуатацию женщин мужчинами. На протяжении всего фильма в сознании мужчин прослеживается убеждение, что женщины не такие, как все, начиная с текста песни «A Girl Worth Fighting For» и заканчивая тем, что Чи-Фу отвергает храбрость Мулан: «Это существо не стоит защищать, поскольку она женщина, она никогда ничего не будет стоить». Мулан смотрит на патриархат и принимает мужские черты, что вызывает неодобрение, поскольку считается, что они являются причиной войн и насилия. Однако, чтобы добиться успеха, Мулан использует патриархальную силу «Пин», чтобы сражаться за свою страну. Однако, лишившись своей мужской идентичности, Мулан сражается и берет на себя мужскую роль борьбы, оставаясь при этом женщиной. Это либеральный феминистский подход, который поощряет мужчин брать на себя женские роли, такие как уход за больными, преподавание, а женщин — мужские роли, в случае Мулан — сражаться на войне и защищать свою страну.

Наследие Мулан для Disney

Фильм «Мулан» останется культовым благодаря разрушению гендерных ролей и расширению прав и возможностей женщин. В нем азиатская женщина сражается вместо своего отца, чтобы спасти его жизнь и свою страну. Наследие Мулан еще не превзойдено, поскольку Мулан разрушает стеклянный потолок, установленный компанией Disney для своих принцесс. В то время как идеальный способ почтить свою семью для женщины — это выйти замуж, Мулан изначально вынуждена сделать это, чего она не хочет. Поэтому Мулан отстаивает честь своей семьи, сражаясь вместо отца за свою страну. В фильме использована музыка и тексты песен, демонстрирующие традиционные гендерные ожидания.

Создавая представление о стереотипах и сексизме, фильм пропагандирует нетрадиционные гендерные роли, такие как женщина физически сражается и побеждает мужчину, преуспевает на войне, сражается со злодеем. Несмотря на то, что она переодета в мужчину, она тверда в своих убеждениях и заявляет, что хотела бы иметь девушку, у которой есть мозги, которая всегда говорит свое мнение, что поражает других мужчин. В фильме гендерная перформативность представлена через одежду, где Мулан одевается как мужчина, чтобы сражаться, в то время как ее друзья из армии одеваются в традиционные женские костюмы с макияжем, чтобы спасти императора от Шань Юя. Это может быть формой создания «гендерных проблем», как утверждает философ Джудит Батлер, бросая вызов бинарности и способствуя освобождению гендерных норм. Мулан проложила путь для более ориентированных на женщин фильмов, таких как «Храбрая». Однако Мулан по-прежнему считается иконой, поскольку она воплощает радикальные феминистские взгляды с намеками на либеральный феминизм. Мулан использует патриархальную власть как инструмент, а не как угнетателя, как это было в предыдущих фильмах о диснеевских принцессах.

Мулан создала наследие, совершив скачок, создав фильм, который разрушил консервативные взгляды на гендер. Несмотря на риск столкнуться с критикой, фильм «Мулан» вышел на экраны в 1998 году и был на удивление хорошо принят, поскольку он познакомил детей с понятиями гендера, феминизма и побудил зрителей бороться за то, чтобы поставить под сомнение патриархат и определения гендера в их культурах. 

Ссылки

Бэнкрофт, Т., & Кук, Б. (1998). Mulan [Фильм]. Соединенные Штаты Америки: Walt Disney Pictures.

Лорбер, Дж. (1997). Разнообразие феминизмов и их вклад в гендерное равенство. Получено 5 августа 2020 года с сайта https://www.semanticscholar.org/paper/%5EThe%5E-variety-of-feminisms-and-their-contributions-Lorber/dec287d31a1f8f415a367ab7e01498dc5924e82a.

Morgenroth, T., & Ryan, M. (2018). Gender Trouble in Social Psychology: How Can Butler’s Work Inform Experimental Social Psychologists’ Conceptualization of Gender? Retrieved 5 August 2020, from https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01320/full.

Сингх, П. (2016). My Life Your Honour?: On Women’s Bodies, ‘Safety’ And Honour. Retrieved 5 August 2020, from https://feminisminindia.com/2016/09/30/honour-killing-stalking-women/

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий